Единственный в России

Льгов – город литературный. В разное время здесь жили любимый детворой Аркадий Гайдар, автор путевых очерков, научной фантастики, исторических романов Вадим Сафонов, курский писатель Федор Голубев. Здесь начинал свой путь в большую литературу Юрий Герман. В стихах воспевал местные пейзажи уроженец Белоруссии Дмитрий Ковалев, считавший Льгов своей второй родиной.

На одной из городских улиц находится дом, в котором шесть лет жил Валентин Овечкин, о чем свидетельствует мемориальная доска. А вот многие рукописи и личные вещи, в том числе и машинка, на которой Валентин Владимирович печатал «Районные будни», находятся в литературно-мемориальном музее Николая Асеева, знаменитого поэта России и большого друга Владимира Маяковского.

Сотрудники музея бережно хранят память о своих известных земляках, ведут переписку с их родственниками, выставляют полученные от них документальные свидетельства к знаменательным датам, разработали и читают тематические лекции. Музей расположен в небольшом старинном домике в пяти комнатах, где в 1889 году родился Николай Асеев. В середине прошлого века здание хотели снести. Но краевед Сергей Афанасьевич Хухрин развернул бурную деятельность по спасению дома и открытию в нем музея. Знанием творчества знаменитого земляка он покорил вдову Асеева, убедил, что предметам, которые окружали поэта, место на его родине. И более восьми тысяч экспонатов из московской квартиры и дачи «переехали» во Льгов. Так четверть века тому назад появился единственный в России музей Асеева.



С первых дней здесь работает Валентина Михайловна Сидоренко. Сначала – главным хранителем фондов, после ухода Хухрина – заведующей музеем. Экскурсии она проводит с упоением, ведь изучение переписки и блокнотов поэта, встречи с его родственниками позволили ей дополнить беседу интереснейшими эпизодами, которые делают образ литератора человечнее, ближе и понятнее.

 – Коле было пять лет, когда умерла его мама, а отец женился и уехал в Курск, – Валентина Михайловна останавливается у стенда с фотографиями старого Льгова, бабушки и деда Пинских, в доме которых остался мальчик. – Николай Павлович был страстным охотником и рыболовом, часто брал внука с собой и рассказывал об историях, больше похожих на приключения барона Мюнхгаузена. Например, о том, как во время привала он повесил часы на длинной цепочке на куст. А прыгнувший через него заяц унес их. Прошло лето, наступила зима. Тогда-то беляка и настигла пуля деда. Каково же было его удивление, когда он увидел на зайце свои часы!

 Николай Павлович, барин и фантаст из дворян, познакомился на охоте с крепостной крестьянкой, влюбился, выкупил ее и женился. Асеев вспоминал, что бабушка Варвара Степановна знала много сказок и поговорок. Когда он чихал, она говорила: «Салфет вашей милости!» На то надо было отвечать: «Красота вашей чести». Он долго мучился – салфетку что ли надо подавать чихавшему? Позже, когда начал глубоко изучать русский язык, понял, что она по-своему интерпретировала латинское слово salūs, salūtis – благополучие или здоровье. От бабушки и от деда «у меня язык и чувства», – признавался поэт.

 
– Все, что вы видите у нас, подлинное, асеевское: буфет, диван, стулья. Граммофон, часы напольные родственница передала, – обращает внимание Валентина Михайловна, подходя к очередной экспозиции. – Под эту гармошку бабушка Варвара Степановна пела и плясала. Стол для игры в преферанс уникален тем, что за ним сидели Асеев и Маяковский. С князем Барятинским играл в эти шахматы дед Николай Павлович, член городской Думы и в одно время  ее председатель. В 1909 году после окончания Курского реального училища по настоянию деда Николай поступает в Московский коммерческий институт и Императорский Московский университет вольнослушателем, но не оканчивает их, потому что начинаются его поэтические искания. На улице он впервые увидел Маяковского, подошел и спросил: «Вы – Маяковский?» – «Да, деточка», – услышал в ответ. Узнав, что молодой человек увлекается ­поэзией Хлебникова, Владимир Владимирович посоветовал ему прекратить писать о птичках, а писать так, как это делает он. И уже следующую встречу Асеев описывал почти по-маяковски:

Он шел по бульвару,
            худой
                        и плечистый,
возникший откуда-то сразу,
            извне,
высокий, как знамя,
взметенное
            в чистой
                        июньской
нескошенной голубизне.

– В 1917 году Асеев с молоденькой женой Оксаной уезжает на Дальний Восток. Выпускает книгу «Бомба», – продолжает экскурсию Валентина Михайловна. – Вот она, в витрине. Маяковский так отозвался о ней: «Бомбой взорван с удовольствием». Одна за другой выходят поэмы Асеева. Как говорил Андрей Вознесенский, поэт в 20-е годы парил над Москвой, будучи на Дальнем Востоке. У нас хранится письмо наркома просвещения Луначарского, адресованное Николаю Асееву: «С восхищением прочел ваш сборник «Совет ветров». Пусть сердится на меня Маяковский, а если угодно, то и другие поэты, которых хочу принести вам в жертву. Но определенно заявляю: за последние пять лет ни одного подобного сборника не читал».



По возвращении в Москву Асеев вместе с Маяковским работает в «Окнах РОСТа» над сатирическими плакатами. Они тоже имеются в наших фондах. В феврале 1927 года оба поэта приезжали в Курск, выступали перед жителями.

В одной из витрин музея находится сувенирный карандаш, подаренный Маяковским, книжечка с его автографом. Он называл Асеева Колькой, Колядкой, Асейчиком, Асейчиковым. Считал его знатоком русского языка. После смерти своего большого друга Николай Николаевич пишет поэму «Маяковский начинается». Первое издание 1941 года представлено в музее. На произведение поступило много отзывов. Валентина Михайловна насчитала в своих фондах 262 письма-отклика, авторы которых высоко оценили поэзию Асеева. Сам же он записал: «Я написал о нем поэму, чтобы хоть отчасти выполнить свой долг перед ним. Без него мне стало труднее…»   По состоянию здоровья в боях Великой Отечественной войны Николай Николаевич не участвовал, но уже на второй ее день в газете «Правда» появилось его стихотворение «Победа будет за нами». Он читал свои стихи в госпиталях, на радио – где только мог. Стихи этих трудных лет вошли в сборники «Первый взвод», «Пламя победы».

Валентине Михайловне Сидоренко посчастливилось побывать на подмосковной даче Асеевых. Видела рояль: на нем играла супруга Оксана Михайловна, когда приходили друзья, знакомые. Стол, за которым работал поэт. Нынче все это находится в льговском музее. А дача теперь принадлежит А. Пахмутовой и Н. Добронравову. С ними музейщики долго переписывались.

Редкий музей может похвастать обилием вещей и предметов, той обстановкой, в которой жил и творил литератор. А вот в льговском это закономерно. Рабочий стол-бюро, необычный «шторный» шкаф для книг из рабочего кабинета Н.Н. Асеева, портрет Маяковского при жизни Асеева и после его смерти всегда находился над столом. Кресла, в которых сидели почти все поэты и писатели, которые были знакомы с Николаем Николаевичем, его друзья, ученики, молодые литераторы. Равнодушным из залов не уйдешь.

 Но есть еще один раздел, привлекающий внимание посетителей, особенно – старшеклассников. Его хозяйка – научный сотрудник Лидия Васильевна Еремеева – берет инициативу в свои руки:

– Интересна история любви Николая Асеева и Оксаны Синяковой. Ей исполнилось 15 лет, когда они познакомились. Разница в возрасте была большой. Но прожили жизнь душа в душу. Сохранились в наших фондах письма поэта к жене: «Я влюблен в тебя бешено, безвозвратно и бескрайно. Я проснулся утром, а утро – это ты». Есть письмо, в котором он здоровается с каждой частью ее тела: «Здравствуйте, мои бровочки, здравствуйте, мои глазоньки, здравствуйте, мой носик, мои щечки и губки…» И все настолько чисто, что ни одной скаб­резной мысли не возникает. Ознакомившись с перепиской, я долго ходила под глубоким впечатлением. А как трогательны такие строки: «Целую тебя всюдумелколандышевыми поцелуями»! Он подписывался «Колядон», а дом свой они называли Колядником, всегда заботились друг о друге. Когда приезжали на юг, Оксана Михайловна сразу же бежала на рынок за овощами, фруктами, чтобы обеспечить своему Колядке правильное питание. И я пришла к выводу, что только благодаря жене он долго прожил. Удачные строчки Николай Николаевич записывал на маленьких листочках. И Оксана Михайловна ходила за ним по пятам, собирая их. Ей, своей музе, поэт посвятил немало стихов.

 

Весной в музее проводили вечер, посвященный Оксане Михайловне. Ее роль исполняла золотоволосая школьница. Внешне похожим на Асеева оказался молодой человек, читавший стихи поэта. Вечер удался. Женщины плакали, когда цитировались письма супругов. Позже, на торжествах в честь 25-летия музея, гости спрашивали: «Скажите, Асеев будет?» «Асеев» был, читал стихи:

Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть.
Мне без тебя и Москва – глушь.
Мне без тебя каждый час – с год;
Если бы время мельчить, дробя!
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.
 

Я ничего не хочу знать –
Слабость друзей, силу врагов,
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.
 

Сотрудники музея, а их всего четверо, влюбленные в поэзию Асеева, стараются идти в ногу со временем. Внедряют компьютерные технологии. На сайте GORODLGOV.RU открыли страницу, поместили ролик об истории создания музея, информацию о проведенных мероприятиях. Благодаря интернету расширился круг их друзей. Из Майкопа приезжал Игорь Чертов, он пишет музыку на стихи Асеева. Сотрудники московской галереи Полины Лобачевской в связи с открытием музея имени художника Зверева попросили материалы об Оксане Михайловне Асеевой – героине многих его картин и набросков. Этой же тематикой заинтересовался телеканал «Культура». Через интернет вышла на связь Елена Глебовна Асеева, двоюродная сестра Николая Николаевича. Она приезжала на 25-летие музея, подарила уникальные фотографии. Так что экспозиции продолжают пополняться.

 И все-таки кое-что у музейщиков вызывает недоумение. Сократилось количество экскурсий. Люди охотнее едут в Спасское Лутовиново, Красную Поляну.

– Но ведь и Асеев – величина в литературе, - говорят они. - Приходите, послушайте наши беседы о нем, и вам откроется глубина души поэта, потому что писал он для каждого из нас.

Все, чем я дышу,
все, что я пишу
кстати или некстати
волосы теребя, -
все это о тебе,
все это для тебя,
Друг мой,
Большой читатель.


Галина МАНУКОВСКАЯ
г. Льгов


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 06-2013

Комментарии пользователей



Последний комментарий