Театр, пьеса и судьба, или «Увеличивающее стекло» Юрия Бурэ

Тридцать лет руководит Курским драматическим театром имени А. С. Пушкина народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР Юрий Бурэ! В августе ему исполнилось 75 лет. Но это не единственный юбилей, который празднует курская Мельпомена.

– В этом году весь театральный мир отмечает 150-летие со дня рождения Станиславского, однако слышно мнение, что в ХХI веке его учение устарело. Что вы думаете на этот счёт, Юрий Валериевич?

– На мой взгляд, сегодня имеет смысл напомнить об актерской системе выдающегося русского театрального режиссера, актера и педагога как основе нашей отечественной театральной школы. И не случайно на сцене Курского областного драматического театра имени Пушкина в марте этого года состоялся первый областной конкурс молодых актёров имени Станиславского «Верю!» Без познания его метода невозможно становление артиста. Молодёжь нашего драмтеатра, Курский театр кукол, ТЮЗ «Ровесник», а также студенты актёрского отделения Курского колледжа культуры представляли обязательный монолог и музыкальный номер. На сцене звучала классика в исполнении молодого поколения, а это очень важно. И своим студентам в колледже культуры я преподаю азы актёрского мастерства по Станиславскому.

– Что сегодня надо делать, на ваш взгляд, для того, чтобы серьёзная литература не деформировалась на театральной сцене? Чтобы зритель приходил смотреть классику?

– Надо создать интересный спектакль! Правда, для этого сложно найти универсальный рецепт… Каждая пьеса требует своего вдумчивого подхода. Классика считается классикой, потому что затрагивает вечные вопросы человеческого бытия. Но их надо суметь преподнести, сделать созвучными современности. Это трудно и не всегда удаётся. Мне думается, что самый перспективный способ работы – не переписывание автора, не перемонтирование пьесы под режиссёрскую задумку, а попытка разобраться, что хотел автор сказать всем нам.

– Вашу творческую биографию украшает легендарный спектакль по драме М. Лермонтова «Маскарад». Помимо того что постановка принесла вам звание лауреата Государственной премии за 1987 год, спектакль шёл на сцене Курского театра более пятнадцати лет!

– Работая над пьесой Лермонтова, я задумался: почему автор изменил первоначальное название пьесы «Арбенин» на «Маскарад», когда речь идёт о личности Арбенина и его страданиях?.. Так, главным «героем» в спектакле стал именно «маскарад» как коллективное действующее лицо.

У Лермонтова вся интрига началась из-за браслета случайно. Но я подумал, что маскарад – это та среда, которая диктует поведение людям, там, где все в масках, нет места искренности, и случайность исключена. Поэтому в нашем спектакле Неизвестный сознательно снимал с руки Нины браслет и сознательно подкладывал его на тот диванчик, где сидела госпожа Штраль. Всё разворачивалось так, что интрига состоялась не стечением роковых обстоятельств, а сознательной местью Неизвестного Арбенину. Сценические герои мстят и не прощают друг другу, закрываясь масками. То же самое происходит и в жизни. Люди говорят одно, а делают другое… Вечная тема. Говорят с телеэкранов о борьбе с коррупцией, а сами и есть первые коррупционеры.

– Лауреатами Государственной премии за «Маскарад» вместе с вами стали художник спектакля В. Нестеров и актёр В. Ломако. Такая гармония в работе редко случается?



– Да, такое далеко не всегда бывает. Конечно, любой успешный спектакль зависит от слаженности команды, насколько хорошо люди понимают друг друга. В «Маскараде» тогда всё счастливо соединилось. Теперь у нас новый главный художник Александр Кузнецов, и мы с ним тоже нашли общий язык. А когда я начинал, то оформлял спектакли самостоятельно, имея подготовку, но потом понял, что сам себя обкрадываю. Художник может привнести в совместную работу то, что мне даже в голову не придёт.

– Каков ваш «рецепт» успешного сотворчества режиссёра и художника?

– Это не навязывать своего, не подавлять инициативу другого, чтобы в спектакле прозвучало главное – то, о чём он задуман. Про себя скажу, что с художниками работаю очень аккуратно, не лишая их самостоятельности. А когда выпускаешь спектакль, тут уже трудно сказать, кто что придумал. Театр – это действительно «коллективный художник», как говорил Станиславский, и в этом его сила.

– Надо ли сокращать и адаптировать сегодня классику на сцене?

– Я считаю, что сокращать классику надо. Потому что произведение создавалось в другое время, когда четыре или пять актов было нормой для зрителя. Например, мой отец играл в Самаре Сирано в пятидесятые годы, и я хорошо помню, что спектакль «Сирано де Бержерак» шёл около пяти часов и заканчивался заполночь. Теперь никто в театре столько не высидит. Длинноты надо убирать, но очень профессионально и осторожно, чтобы не потерялся смысл. Наш спектакль «Сирано де Бержерак» идёт 2 часа 45 минут. Конечно, многое пришлось сократить. А вскоре мы будем ставить «Лисистрату» Аристофана. Представьте только себе авторский вариант классической древнегреческой комедии. Ведь это невозможно будет смотреть! В современном переложении Зырянова сохранена вся интрига и суть комедии Аристофана о том, как женщины восстали против мужчин, чтобы те не воевали, и добились своего! Но мы предложим современному зрителю мюзикл. Режиссёр спектакля – наша актриса с режиссёрским образованием Лена Гордеева, а я руководитель постановки.

– Куряне оценили постановку Гордеевой «Золушка». Значит, зрителей ожидает новая сказка?

– Возьмите любую хорошую пьесу – это же не копия жизни, это всегда какая-то выдумка и не совсем реальность, тогда это интересно смотреть. Удел театра – «фантастический реализм», по формулировке Вахтангова. И если задуматься, что из серьёзной литературы может заинтересовать нынешнюю публику, то я вспоминаю слова моего педагога Марии Кнебель: «В театре интересно то, что в жизни возможно, но невиданно!» Сегодня люди, по всей вероятности, устали от проблемной, беспросветной и бестолковой жизни. На спектакль идут, чтобы отвлечься от этого, увидеть сказку …

– В чём же тогда вы видите основное предназначение театра как высокого искусства?

– Вселять в людей надежду! Надежду на то, что всё может измениться в лучшую сторону. Наш один из новых спектаклей о Великой Отечественной войне – «Соловьиная ночь». Это пьеса о любви, но вторая важная тема в ней – необходимость самопожертвования, потому что бывают моменты в жизни, когда надо думать не о себе, а о другом человеке. Вот и полковник Лукьянов думал о молодом солдате, спасая его ценой своей жизни. Очень мало таких людей, которые чужую боль чувствуют острее, чем свою, но они есть. И мы напоминаем, что это иногда необходимо. И публика на это отзывается, значит, ещё не всё потеряно?.. Скажу честно, когда к очередному юбилею Великой Победы я мучительно искал пьесу, то не ожидал, что спектакль «Соловьиная ночь» будет так любим зрителями.

– Какая работа за все годы служения Мельпомене стала для вас самой дорогой?

– Спектакль «Я пришёл дать вам волю» по пьесе В. Шукшина, который я поставил в конце 70-х годов в Орловском драматическом театре имени Тургенева... Публика на него не пошла, и он шёл недолго, но мне кажется, что это был один из лучших моих спектаклей. Значит, что-то в то время не было угадано. Всё-таки публику в основном интересует развлечение. А там ни развлекательности, ни любви не было. Там – воля, личность Разина и его команда. Но другой спектакль, который я поставил тоже в Орле – «Русский секрет», или «Левша», – пользовался бешеным успехом и шёл на сцене очень долго, даже по ночам очереди стояли в кассу за билетами. Принимали потрясающе! Но с ним случилась другая история. Памятуя успех в Орле, я решил повторить постановку в Курске, хотя редко делаю это. Однако не учел, что судьба спектакля ещё и от города зависит. Куряне принимали хорошо, но ходили плохо, хотя и декорации, и костюмы были созданы дорогие, красивые. Значит, что-то не так. Ведь это очень сложно – попасть в точку и найти то, что волнует сегодня зрителя. А мы обязаны это делать, потому что театр нужен для публики – и только! Не для критики, не для фестивалей. Если публика идёт в театр, значит, он нужен, а если не идёт, то, что бы ни писала критика, какие бы призы ни привозились, всё это чушь и бред!

– А что может заинтересовать зрительный зал сегодня?

– Всегда с трудом ищу ответ на этот вопрос, выбирая репертуар. Когда поставил «Последнюю жертву» Островского, то дал первоначальное название пьесы – «Жертвы века». Ведь речь идёт не только о Юлии Тугиной. Все персонажи – жертвы безумного века, когда деньги определяют отношения между людьми. Пьеса оказалась очень современной. Наступил ХХI век, когда по материальному достатку определяют, хороший человек или нет. И в нашем спектакле появились зонги, соединяющие ХIХ век с ХХI. Они звучат как предостережение: смотрите, погоня за деньгами выхолащивает человеческую сущность! Не поддавайтесь!

– Над чем сейчас работаете?

– Отважусь на постановку пьесы Грибоедова «Горе от ума».



– Снимете «хрестоматийный глянец»?

– Конечно. Если внимательно читать Грибоедова, то замечаешь, что Фамусов далеко не старик, каким его всегда играли в истории русского и советского театра. Напомню, что при первой встрече с Чацким он восклицает: «Здорово, друг, здорово, брат! Здорово!..» И дочери его едва семнадцать лет исполнилось. Всё-таки Фамусову чуть за сорок. И Чацкий не такой беспощадный обличитель… Будем стараться следовать за автором.

– Не так давно зрители с восторгом принимали на курской сцене «Горе от ума» на гастролях академического Малого театра России. Будет любопытно посмотреть другую версию.

– Надеюсь, будет интересно.

– Куряне представляли осенью 2012 года шесть спектаклей в Москве. Вы довольны гастролями в столице?

– Да. У нас были полные залы и хороший приём. Мы открывали свой 221-й сезон на исторической сцене Малого театра музыкальным спектаклем «Ханума», играли «Жертвы века», «Тартюф», «Слуга двух господ», но у нас были спектакли, которые не идут в московских театрах – «Семь криков в океане» Касона, «В день свадьбы» Розова. Конечно, мы волновались, труппа впервые гастролировала в Москве. Но русский реалистический театр оказался нужен и в столице.

– История обменных гастролей будет продолжаться?

– Да. По этому вопросу достигнута договорённость. Москва ждёт нас осенью 2014 года.

– Желаем успехов и поздравляем вас с юбилеем!

Беседовала Ирина КУМОВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 05-2013

Комментарии пользователей



Последний комментарий