Двадцать пятый час Сергея Бочарова

Если в Америке фермеры – изначально первопроходцы, осваивавшие западные земли, то у нас они – пионеры нынешних экономических условий хозяйствования, подчас столь же враждебных, как индейцы былых времен. Так что российские фермеры развивают свои хозяйства не благодаря, а вопреки. Причем ситуация на рынке сельхозпродуктов подчас более непредсказуема, чем погода – извечный оппонент всех аграриев.

И тут уж приходится взывать не к небесам, а к земным властям, которые могут оказать реальную поддержку. Главное, чтобы они не остались глухи к обращениям тех, кто работает на земле. Ведь в конце концов это ­вопрос не только человеческих судеб, но и продовольственной безопасности всей страны.

Зона ответственности

Сергей Бочаров – фермер из Мантуровского района, которого хорошо знают не только как владельца одного из самых крупных и успешных КФХ Курской области. Это натура настолько активная и энергичная, что помимо сельскохозяйственных работ, которых вообще-то с лихвой хватает, чтобы вымотать человека до полусмерти, он еще и занимается общественно-политической деятельностью: возглавляет районную организацию политической партии «Единая Россия» и Курский совет Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР).

 Понятно, что при такой нагрузке дел невпроворот, и поздний рабочий вечер незаметно переходит в раннее рабочее утро. Двадцати четырех часов в сутках катастрофически не хватает. Но при этом Бочаров умудряется сохранять бодрость, оптимизм и коммуникабельность, ведь, помимо контроля за делами в собственном хозяйстве, нужно еще знать, как обстоят дела у соседей и коллег.

 Сегодня КФХ «Бочаров С.Н.» – это 5,5 тысячи гектаров земли, на которой выращивается пшеница, сахарная свекла, соя, подсолнечник, лен; это еще и молочное производство; овцеводство и свиноводство. В хозяйстве работают 70 человек, за которыми семьи. Да и, собственно, жители трех сельсоветов: помимо села 2-е Засеймье соседние села Гущино и Мяснянка – тоже в зоне ответственности Бочарова. Во всяком случае, со своими проблемами люди идут именно к нему. И он считает это нормальным.

 – Без них я бы не смог поднять хозяйство, добиться всего того, что у нас есть на сегодняшний день, – поясняет он. – Да и к кому им идти: к какому-то призрачному инвестору, который находится в Москве и о жизни села вряд ли особо задумывается? Конечно, они идут к тому, кого знают сами и кто знает их. Да и вообще, как меня ни назови, а делаю я то же, что когда-то делал председатель колхоза: обеспечиваю людей работой, зарплатой и создаю достойные их труду условия жизни. По мере возможности, конечно. Но крупный бизнес, у которого, казалось бы, возможностей для этого гораздо больше, на самом деле совершенно не заинтересован в развитии села. Ему выгоднее по максимуму заменить людей техникой и получить наибольшую прибыль. А то, что деревни вымирают при таком подходе, значения не имеет. А для фермера – имеет. Потому что он сам живет здесь, на этой земле, и ему не все равно, кто и что его окружает.


Что делать?

Но вообще-то Бочаров не из тех, кто вечно рефлексирует только на одну тему: «Кто виноват?» Его гораздо больше интересует ответ на вопрос «Что делать?», тем более что сельское хозяйство – сфера, требующая быстродействия, дел, а не слов. Здесь все очень быстро меняется. Казалось бы, еще вчера было очень выгодно сеять сахарную свеклу, а сегодня уже – не очень.

 – В этом году мы сократили посевы сахарной свеклы с 1200 гектаров до 500, – рассказывает Сергей Николаевич. – Почему? Да потому что сахарные заводы ведут себя, мягко говоря, странно. Судите сами. В прошлом году мы собрали 50 тысяч тонн сахарной свеклы! Согласитесь, для фермерского хозяйства – цифра более чем солидная. Но сдавать его сахзаводу оказалось невыгодно: мало того, что закупочная цена была низкая, так еще и половину урожая – 24 тысячи тонн – пришлось везти за 150 километров на Олымский сахарный завод. При том, что рядом Кривецкий завод, до него 3-4 километра. Но его владельцы не спешат расплачиваться за поставленную продукцию: многим хозяйствам они уже на тот момент были должны крупные суммы. А вообще заметьте: из тех крупных компаний, которые начинали в 90-е годы хозяйствовать на курских землях, сейчас почти никого не осталось. Да и из оставшихся крепко на ногах стоят единицы. И как долго простоят – еще вопрос. Потому что землей нельзя заниматься, сидя в Москве. Чтобы как следует работать на ней, нужно жить здесь. И жить ее интересами, а не только интересами бизнеса. Поэтому я уверен, что будущее нашего аграрного сектора именно за мелкими хозяйствами.

 Свою уверенность Сергей Бочаров подкрепляет аргументами из области исторического опыта – и российского, и европейского. Он приводит в пример кумира многих российских хозяйственников Столыпина. Да и Европа, на его взгляд, является стопроцентным практическим доказательством правильности его собственной аграрной теории: он специально изучал западный опыт ведения сельского хозяйства, чтобы убедиться в отсутствии там крупных аграрных компаний.

 А вообще тема взаимоотношений России и Запада в ракурсе АПК для Бочарова сейчас одна из самых важных и тревожных: и как для фермера, и как для патриота своей страны. Он считает, что нынешнее положение дел здесь нужно срочно и резко менять.

 – Россия – аграрная страна, и при таком огромном объеме сельхозугодий Европа нам диктует цены на сельхозпродукцию! Да это мы ей должны диктовать! – горячится Сергей Николаевич. – Конечно, для этого нужно правильно выстроить работу. И я вижу, как это сделать. Поэтому и решил заняться общественно-политической деятельностью: она дает возможность донести до более широкой аудитории проблемы аграриев и рассказать о способах их решения. Да, здесь на уровне районной и областной администраций нас слышат и поддерживают, но нужна государственная поддержка из федерального центра. Причем такая, чтобы исключить всякие мошеннические схемы, такие как несколько лет назад процветали в «Агролизинге».

 И, надо сказать, оптимизм Бочарова в этом отношении оправдывается: после его прямого обращения к Президенту России Владимиру Путину по поводу проблем страхования урожая в федеральный закон были внесены изменения в пользу сельхозтоваропроизводителей. Правда, сам Сергей Николаевич этим не воспользовался: «обжегся» на засухе 2010 года, суды по поводу страхового возмещения тянутся до сих пор. Но положение своих коллег он своим обращением значительно облегчил.


Ради безопасности страны

Только вот время преподносит нашим аграриям новые вызовы. После вступления России в ВТО сразу же просел отечественный рынок сельхозпродукции – на него хлынул более дешевый импорт. Почему западная продукция дешевле? Потому что, по мнению Сергея Бочарова, она, во-первых, худшего качества, а, во-вторых, страны Запада оказывают своим сельхозтоваропроизводителям более мощную финансовую поддержку.

 – Вот, помните, в 90-е годы Россию наводнили «ножки Буша», а через 20 лет мы получили больное поколение, – говорит Бочаров. – В то время нужно было быстро обеспечить страну продуктами питания, поскольку свое производство было в кризисе. Но теперь совсем другая ситуация: мы встали на ноги, набрали валовой объем сельхозпродукции. Следующий этап – повышение ее качества. А вступление в ВТО нам создало большие проблемы. Нужна защита собственного производителя на уровне государства. Ведь в конце концов это вопрос стратегический: продовольственная безопасность страны важна так же, как и военная. Поэтому нужно поддерживать людей, работающих в секторе, который кормит страну.

 И надеяться тут на крупный бизнес, по мнению Сергея, совершенно бесполезно: те же курские торговые сети не принимают молочную продукцию курских фермеров. И именно потому, что это натуральный продукт, имеющий небольшой срок реализации – в пределах семи дней. Да и политика закупочных цен крайне несправедлива по отношению к производителям. И именно она не позволяет повышать зарплату тем же дояркам на ферме, труд которых, безу­словно, тяжелее, чем работа офисных менеджеров.

 Вообще, спектр сельскохозяйственных проблем, требующих внимания федерального центра и истинно государственного подхода, очень широк. Вот сейчас, скажем, Бочаров добивается выделения льгот на ГСМ. Если раньше топливо во время сельскохозяйственных компаний предоставлялось с существенной скидкой – порядка 40 процентов, то сейчас этого нет. Бочаров подсчитал, что при льготном обеспечении ГСМ уровень поддержки его хозяйству составлял 5 миллионов рублей. Плюс еще предоставлялись льготные кредиты на покупку техники, семян, удобрений, средств защиты.

 Сейчас иная система: государство выплачивает хозяйству 200 руб­лей на каждый засеянный гектар. Таким образом стимулируется именно расширение посевных площадей. И Бочаров считает, что это правильно: такая система позволяет получить господдержку мелким хозяйствам, которые раньше не могли пройти все барьеры, связанные с оформлением документов. Сейчас ничего этого не нужно: посеял, взял справку о площади посевов – и по ней получил субсидию. А проблема лишь в том, что сумма слишком мала: при таком положении дел господдержка КФХ «Бочаров С.Н.» составила 1 миллион рублей – в пять раз меньше, чем прежде.

 – А надо бы наоборот! – говорит Сергей Николаевич. – Ведь сравните: в странах ближней Европы господдержка составляет 350-400 евро на гектар пашни. В Финляндии – вообще 750 евро. А у нас – 200 рублей. И ВТО уже вот оно. Я уж не говорю о том, что у нас по климатическим меркам – зона рискованного земледелия. Так что господдержку сельского хозяйства нужно срочно расширять. И, на мой взгляд, именно в пользу мелких хозяйств: у крупных нет перспективы, мы все равно к этому придем. Понимаете, это моя земля, я на ней живу, мои дети. Случись что, буду ее защищать! А столичный инвестор, имеющий виллы в Испании или Майами, думаете, станет?

 Честно говоря, глядя на Бочарова и, самое главное, на дело рук его, веришь, что все получится: он достучится, объяснит, убедит. И сделает все, чтобы Россия действительно диктовала Европе цены на продовольствие. Пусть только в его сутках будет хотя бы двадцать пять часов – чтобы уж точно на все и всех хватило.

Елена БАЙБАКОВА
с. 2-е Засеймье, Мантуровский район



< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 02-2013

Комментарии пользователей



Последний комментарий