Владимир КИЗИЛОВ

Говорить о полутонах, когда речь идет о черно-белой графике, казалось бы, довольно странно. Между тем, когда рассматриваешь офорты Владимира Кизилова, поражаешься именно этим мягким переливам оттенков серого. Оказывается, между белым и черным столько всего помещается, и эти полутона создают не просто объем, но фактуру – подчеркивающую характер пластики, присущей этому художнику.

Владимир Кизилов рано, еще на студенческой скамье постиг свое предназначение: он – график. Но ведь и в графике путей много. Он испробовал практически все техники – от гравюры на дереве до литографии – и выбрал в итоге путь отнюдь не легкий. 

Офорт - самая сложная и трудоемкая из всех графических техник. Лучшими офортистами, как правило, были крупнейшие художники (Рембрандт, Гойя, Коро, Милле, Репин, Серов. Ряд можно продолжить, но все имена будут узнаваемыми). Однако  старинная, испытанная веками техни­ка, которой пользовались выдающиеся художники всех времен, претерпевает у Владимира Кизилова некие изменения. У него появляются собственные технологические секреты, которыми он не спешит делиться со зрителем. Да ему, зрителю, это и не нужно. Важно, что он убеждается: эта техника таит в себе столько чу­дес и возможностей, некоторую изобрази­тельную тайну, скрытый потенциал.



Хотя ранние работы графика вполне укладывались в рамки фигуративного искусства, уже тогда ощущалось, что ему как бы тесновато в традиции реализма. Не случайно он выбрал для иллюстрирования одну из самых удивительных сказок, в мире образов которой превосходно чувствуют себя дети, но теряются подчас взрослые – «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Но и тут художник не идет на поводу у текста, позволяет себе трактовки и вольности. Впрочем, автолитографии столь удачно дополнили авторский замысел, что были оценены в Англии и приобретены лондонским  Музеем Виктории и Альберта.

Но, пожалуй, подлинную славу Кизилову принесли беспредметные гравюры, что столь же закономерно, сколь и удивительно. Закономерно потому, что именно тут окончательно оформился узнаваемый почерк автора. Удивительно потому, что, как правило, в отсутствие сюжета и узнаваемости проводником авторской мысли становится цвет. А тут мы имеем дело с монохромными изображениями. Лишь изредка в черно-белую гамму вклиниваются теплые оттенки желтого или мазки золота. Зато особую цену и вес приобретает слово. Названия серий отнюдь не случайны: «Исход», «Дорога к дому», «Мосты моей памяти», «Падающее отражение», «Мраморный путь», «Зеркальные двери»… Философичность, приглашение зрителя к совместному размышлению, доверие к человеку по ту сторону графического листа заложены изначально.  


Штрих, выполняющий волю мастера, диалог, а иногда открытый спор черного и белого, вспышки света слу­жат общей выразительности.

Пространственные фокусы, оптические обманы офортов, совмещение в одной работе нескольких ракурсов, игра то жесткими, то мягко-текучими формами приводит к удивительному результату – ощущению текучести времени и бесконечности пространства.

Впрочем, авторский почерк Владимира Кизилова таков, что оставляет зрителю право не только видеть созданное художником, но и додумывать, дорисовывать своим собственным внутренним взором. Смотрите – и увидите.

Людмила ПАВЛОВА


Справка

Владимир КИЗИЛОВ

Родился 12 ноября 1952 г. в г. Курске, Россия.
Художественное образование получил на художественно-графическом факультете Курского госуниверситета.

НАГРАДЫ:
Заслуженный художник России
Гран-при Биеннале в Саппоро, Япония, 1991 г.
Гран-при Биеннале в Варне, Болгария, 2003 г.
Спонсорская премия II Биеннале графики в Калининграде, Россия, 1992 г.
Лауреат Биеннале в Калининграде, Россия, 1996 г.
Грант фонда Сороса, США
2-я премия выставки музея Флориан, Румыния, 2005 г.
Грант Министерства культуры Бельгии и Фламандской академии изящных искусств

КОЛЛЕКЦИИ:
Дирекция выставок Министерства культуры России, более 30 художественных музеев и галерей России
Музей изящных искусств (Гавана, Куба)
Национальная галерея (Швеция, Стокгольм)
Галерея Дель-Белло (Торонто, Канада)
Королевский музей Виктории и Альберта (Лондон, Великобритания)
Королевский музей изящных искусств (Антверпен, Бельгия)
Коллекция Принт-Триеннале (Краков, Польша)
Королевский колледж искусств (Лондон, Великобритания)
Университет Ратгерс (Нью-Джерси, США)
Галерея современного искусства Боград (Нью-Йорк, США)
Галерея Дэвид Дэвидсонз (Сиэтл, США)
Коллекция корпорации Johnson & Johnson (Нью-Брансвик, Нью-Джерси, США)
Музей современного искусства (Тиссайварош, Венгрия)
Центр Франса Мазареля (Бельгия)
Коллекция художников-призеров международных выставок, Комитет награждения музея Биеллы (Италия)
Арт-Центр Кильрилик (Ирландия)
Музей современного искусства (Саппоро, Япония)
Музей графики (Варна, Болгария)
Музей Флориан (Румыния)
Музей современного искусства (Варшава, Польша)
Центр современного искусства (Бусан, Корея)
Корпоративные и частные коллекции более чем в 30 странах мира.


< Вернуться к содержанию

VIP # 05-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий