Повороты судьбы Геннадия Голенищева

Мы сидим в кабинете генерального директора ОАО «Курское пчеловодство» и пчеловода с 20-летним стажем Геннадия Васильевича ГОЛЕНИЩЕВА. На его столе – баночка с медом. Влетевшая оса безуспешно пытается проникнуть под крышку, и с каждым новым витком ее жужжание усиливается. Почти беспрерывно звонят мобильный и стационарный телефоны. Геннадий Васильевич извиняется: это из Майкопа, Ессентуков, Воронежа… И так до бесконечности. А я начинаю сравнивать себя с осой, которая очень хочет, но не может достичь цели. Лишь спустя несколько дней после прослушивания прерывистой диктофонной записи передо мной сложилась картина 65-летней жизни Геннадия Голенищева, заслуженного работника сельского хозяйства РФ, почетного работника сельского хозяйства Курской области.

Голенищевы детей к труду приобщали рано. С 13 лет на каникулах Геннадий работал штурвальным у отца на комбайне. В пять часов подъем. Весь день на жаре, в пыли. Домой возвращался затемно. Иногда отец отпускал пораньше в клуб на танцы или в кино. И так каждое лето до окончания школы. Уставал, конечно, но те годы вспоминает тепло:

– Колхоз механизаторов в поле не кормил. Развяжешь узелок, приготовленный матерью: кусок сала, лук, два яйца, бутылка молока - ничего вкуснее не было! Руки грязные, но никто не болел. А вот когда перешел в 11 класс, тогда из колхозной столовой стали привозить борщ, мясо, компот – это уже роскошь!

Отец-фронтовик говорил сыновьям, а их было трое, что мужчина должен быть сильным, выносливым и здоровым. Поэтому во дворе поставил турник. У ребят были гантели. У Геннадия - боксерские перчатки. Он занимался боксом. А еще - футболом, волейболом, хоккеем. Любил коньки, лыжи. В областных соревнованиях по лыжным гонкам занял четвертое место. Когда в военкомате увидели его «послужной» спортивный список, направили в спортивную роту войск ПВО Московского военного округа, где Голенищев защищал спортивную честь воинской части.

Лыжи у Геннадия Васильевича до сих пор в хорошем состоянии. Правда, давно не доставал их. Повел как-то внучку на каток. Когда она увидела деда на льду, восхитилась его мастерством. До недавнего времени обливался холодной водой, обтирался снегом, летом спал на открытом воздухе в беседке. Словом, придерживался правила: в здоровом теле – здоровый дух.

А еще Голенищева тянуло к технике. После службы в армии устроился слесарем на курский завод «Счетмаш». Инициативного, активного парня быстро заметили, оценили и на одном из комсомольских собраний избрали заместителем секретаря комитета комсомола. Так началась карьера Геннадия Васильевича. Вскоре его перевели в обком комсомола, потом – в Солнцевский РК ВЛКСМ первым секретарем. Жизнь бурлила: по комсомольским путевкам направляли молодых людей на животноводческие фермы, проводили военно-спортивную игру «Зарница». На школьном стадионе ставили до 200 палаток. Вечерами пели у костров, а днем проводили смотры, эстафеты, стрельбы по шарам, метание гранат.

После пяти лет работы в родном районе ему предложили должность директора Пристенского кирпичного завода. С радостью согласился, потому что в сельскохозяйственном институте уже защитил диплом инженера-механика и не терпелось применить на практике полученные знания. Они оказались кстати: на заводе начался ремонт. И новый директор с головой ушел в работу. Через полтора месяца предприятие выдало первую продукцию. А 29-летнего Голенищева вызвали в обком партии, откуда он вышел с направлением на работу заместителем председателя Суджанского райисполкома. Дал жене и сыну четыре дня на сборы. И в понедельник приступил к исполнению новых обязанностей. Три года стали большой школой. А потом – новое назначение инструктором обкома КПСС, затем - председателем Дмитриевского районного исполнительного комитета. Что удалось сделать в Судже и Дмитриеве?

– Учтите, – говорит Геннадий Васильевич, – в районе главным был первый секретарь райкома партии, а предрик находился на вторых ролях. Если что-то хорошее делалось, «спасибо» говорили «первому», когда не удавалось, виноватым считали предрика. В Судже «первым» был Юрий Яковлевич Назаренко. Работалось с ним легко, он доверял людям. Мне было поручено курирование строительства дорог, мостов, никто не вмешивался. Но с меня и спрашивали. А в трех колхозах Дмитриевского района с помощью ученого Александра Агибалова внедряли технологию выращивания сахарной свеклы без затрат ручного труда. В откормсовхозе строили хозспособом и силами собственных организаций поселок – 23 дома. Каждую субботу проводил планерки. Водопровод провели, дорогу асфальтировали. И через пять месяцев вручили новоселам ключи.

Строить пришлось и в Курске после того, как получил назначение в ОАО «Курское пчеловодство», которое располагалось в тесном, старом и маленьком здании. Вскоре рядом с ним вырос трехэтажный корпус с просторным актовым залом. А Голенищева избрали председателем Российского совета директоров по пчеловодству. Со всех концов страны приезжали коллеги за опытом, на семинары. Частыми гостями были руководители пчелопрома России, сотрудники научно-исследовательского института пчеловодства Российской академии сельскохозяйственных наук. Первыми в Курске провели ярмарку меда. Инициативу Голенищева подхватили в других городах. А потом началось реформирование отрасли…

- Когда-то мед наряду с пушниной был главным экспортным товаром России, - говорит Геннадий Васильевич. - Мед - здоровье людей. К сожалению, в рационе россиян он составляет менее одного процента, что не способствует оздоровлению населения. Пчелопродукция – важное сырье для фармацевтической и парфюмерной промышленности. Однако мало кто из представителей властей всерьез воспринимает нашу отрасль. А мы обеспечиваем пчеловодов самым необходимым: инвентарем, вощиной, лекарством. Заказываю медогонки в Ессентуках. Из Стерлитамака, Тамбова, Воронежа, Краснодара, Кисловодска, Майкопа получаем пчеломаток. Без них, а также без вощины, без инвентаря пчеловодство не будет развиваться. Скажите, какой пчеловод сможет поехать в Ессентуки на завод по изготовлению инвентаря? Мы же формируем заказы, выполняем их и доставляем каждому на дом. А теперь нас выставляют на аукцион.

– Сами себя можете выкупить? – как за соломинку хватаюсь я.

– А деньги где взять?

– Ну, пчеловоды люди не бедные…

– Вот я пчеловод. Дом восемь лет строил и машину купил. И все. Работа у нас сезонная, зимой ни копейки не получаем. Так что в моей судьбе ожидается крутой поворот.

У Геннадия Васильевича мозолистые руки. Он многое сам делает в доме: плотничает, ремонтирует, даже мастерскую оборудовал. Ухаживает за садом, прививает деревья, экспериментирует. Признается, что ему приятно видеть результаты своего труда, что душа человека в его делах. Он старается, чтобы дела были только добрые.

Галина МАНУКОВСКАЯ


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 04-2011

Комментарии пользователей



Последний комментарий