Шесть тысяч неравнодушных

Каждый, пришедший на торжественное собрание, посвященное профессиональному празднику социальных работников, получал подарок – три тоненькие книжечки в мягкой обложке с одинаковым названием «С заботой о людях». Увидишь такую на прилавке магазина, вряд ли заинтересуешься. Но если откроешь, прочтешь хоть пару страниц, уже не оторвешься. И потом долго будешь ходить под впечатлением.

В них собрано написанное теми, кто изо дня в день помогает жить другим. Небезупречные порой с литературной точки зрения рассказы, эссе и стихи пронизаны таким живым чувством, таким состраданием к нуждающимся в помощи людям, таким желанием объяснить всем вокруг, как важно понять чужую боль, что сборники эти надо бы не соцработникам раздавать, а просто каждому. Чтоб сердце прозрело, чтоб научился сострадать, чтоб умел подать руку ближнему.

 Шесть тысяч человек заняты в Курской области социальной работой. У каждого – свой участок, своя ниша, своя зона ответственности. Но роднит их умение видеть проблемы другого. Как сказала Ольга Владимировна Новикова, случайные люди в этой сфере если и появляются, надолго не задерживаются. Не слишком доходная, мягко говоря, эта работа, сил душевных требует немеряно.

Координирует действия этой шеститысячной армии альтруистов областной комитет социального обеспечения. С его руководителем Ольгой Владимировной Новиковой беседует наш корреспондент.

– Хотя направленность работы ясна уже из названия комитета, который вы возглавляете, все же хотелось бы четче представить круг забот подразделения, сферы его ответственности.

– У нашей деятельности две части, два направления. Первое – это предоставление мер социальной поддержки льготным категориям граждан, вторая – социальное обслуживание. То есть непосредственная работа с человеком, нуждающимся в помощи физической, моральной.

Если говорить о первом направлении, следует уточнить, что в нашей области 450 тысяч льготополучателей (то есть каждый третий житель). Если суммировать федеральные и местные выплаты, их получится 74 вида. Средств на это выделено около пяти миллиардов рублей. Следует заметить, что ежегодно сумма растет, можно с полным правом говорить, что все последнее десятилетие бюджет нашей области социально ориентированный.

– А каких выплат больше – общероссийских или местных?

– Собственно, законодательно на федеральном уровне закреплены выплаты инвалидам и обязательные ежемесячные детские пособия. Остальное – региональные. Даже если инициатива идет из центра, она носит характер предложений, рекомендаций. То есть как ее выполнять, каким содержанием наполнить – решается на местах. Вот один из последних примеров. Известно, что в России сейчас большое внимание уделяется демографической политике, поддержке семей с детьми. В частности, появление материнского капитала, пособия на третьего и последующих детей. А в нашей области еще в 2006-м было принято решение выплачивать ежемесячное пособие на второго, третьего и последующих детей. Мы уже почувствовали результат: повысилась рождаемость. Сейчас о третьем ребенке и последующих детях подумали на федеральном уровне – рекомендовано платить пособие в размере прожиточного минимума в регионе (наше было ниже – три тысячи рублей). Мы, безусловно, выполним требование, будем платить прожиточный минимум. Но рекомендации по России касаются детей, рожденных после 1 января 2013 года. Значит, малыш, который появился на свет 31 декабря 2012-го, останется без гос­поддержки?! По поручению губернатора Курской области А.Н. Михайлова комитетом были подготовлены проекты нормативных правовых актов, которые предусматривают одинаковую выплату всем третьим и последующим детям, не достигшим трехлетнего возраста. Сумма, конечно, значительно превысит предусмотренные на эти цели ассигнования, но, полагаю, область пойдет на это. Вторые дети в семье по-прежнему будут получать финансовую поддержку. С 2012 года в области закреплена законодательно единоразовая выплата тем, у кого родилась тройня, – 100 тысяч рублей, установлена сумма областного материнского капитала – 75 тыс. рублей, а при одновременном рождении троих и более детей – областной материнский капитал составит 100 тысяч рублей.

– Конечно, семьи с детьми в деньгах, как правило, нуждаются. Но не только в них. У курян есть опыт, которым не грех поделиться. Например, социальная гостиница для мам, попавших в трудную ситуацию.

– Да, практика показывает, что это очень своевременная и востребованная мера. Тут надо сказать доб­рое слово в адрес марафона «Мир детства» (это вообще очень удачный пример частно-государственного партнерства, на счету которого много добрых дел): именно благодаря ему была отремонтирована квартира для размещения этой гостиницы.

Есть у нас и другие новые формы работы с семьями, воспитывающими детей. На территории области создано семь учреждений социального обслуживания семьи и детей. Принято говорить о проблемных семьях. Между тем любая, даже самая благополучная семья попадает подчас в кризисную ситуацию. И насколько своевременно она получит квалифицированную помощь, зависит ее будущее. А без поддержки, глядишь, и она станет неблагополучной. В наших центрах работают люди самых разных профессий: психологи, педагоги, юристы (дающие, кстати, бесплатные консультации). Вообще, социальная работа требует самых разных навыков, наш специалист обязан очень много уметь, а главное – обладать тонкой душевной организацией.

– Ольга Владимировна, активная работа с семьями, взявшими под опеку детей, дала свои плоды. Количество малышей, покинувших казенный дом, увеличилось в разы. Но в нашей области возникла новая идея: приемная семья для стариков. Честно признаюсь, у меня есть сомнения в ее успехе. Ребенок – понятно. Он растет, доставляет радость. Возможно, станет опорой в будущем. А старик? Он и в родной семье порой в тягость…

– Между тем идея возникла снизу. У нас появились в сельской местности соцработники, которые взяли подопечных к себе в семью. Вот тогда и подумалось: коль люди безвозмездно так поступают, почему бы не узаконить такую инициативу, не платить какие-то деньги за уход за одиноким стариком? Сейчас у нас уже два десятка таких «семей для бабушек». По условиям, если подопечных от одного до четырех, плата составляет 4,5 тысячи, пять и более – 6,7. Ну и три четверти пенсии идет в семейный бюджет (это предусмотрено договором). Кстати, когда старик попадает в дом-интернат, 75 процентов его пенсии идет на оплату стационарного социального учреждения.

– Вопрос одинокой старости очень болезненный. Хорошо, что на государственном уровне пытаются оказывать посильную помощь.

– В Курской области этим вопросом занимаются 59 учреждений. 13 из них – стационарного типа, и проживают там около двух тысяч граждан, нуждающихся в постоянной посторонней помощи и уходе. Вряд ли стоит объяснять, сколь болезненно для пожилого человека радикальное изменение устоявшегося образа жизни. Поэтому очень важно, чтобы у него не угас интерес к жизни. У нас есть уникальный опыт создания в таких учреждениях университетов пожилого человека. Их уже шесть. Люди получают знания в области здорового образа жизни, садоводства-огородничества, рукоделья и даже изучают компьютер, выходят в Интернет. То есть им помогают не просто выжить, а сделать жизнь интересной, насыщенной. Принятая областная целевая программа «Улучшение уровня и качества жизни пожилых людей в Курской области» позволит продолжить работу по открытию университетов пожилого человека и в других учреждениях стационарного социального обслуживания.

– И все-таки старому человеку дома, где, как известно, и стены помогают, лучше. И в этой ситуации невозможно переоценить роль соцработника.

– Да, соцработник часто становится членом семьи, а порой и вовсе самым близким человеком. У нас 32 комплексных центра социального обслуживания. Они существуют в каждом из 28 районов плюс городские. К привычным формам работы (доставка продуктов, помощь по дому, контакт с медицинскими учреждениями) добавляются новые. Например, мобильные бригады. Они появились у нас в 2010 году, и сейчас на их счету более 850 выездов, во время которых обслужено 50 тысяч человек. Как они работают? Дата заранее согласовывается с представителями местного самоуправления, и в назначенное время к зданию администрации или, скажем, клуба подъезжает микроавтобус. А в нем, кроме работников центра комплексного обслуживания, фельдшер, врачи узких специальностей (спасибо за инициативу медуниверситету, который поручил такую работу проходящим специализацию интернам), юристы, сотрудники служб быта. То есть сельский человек может и проконтролировать давление, и врачу показаться, и постричься или телевизор починить. А главное – рассказать о своих проблемах. Соцработник выслушает и посодействует, чтобы колодец почистили, дорогу подремонтировали, об освещении позаботились. Очень востребованы услуги юриста – много вопросов по оформлению завещаний, собственности на землю. Словом, мобильные бригады – очень востребованная форма работы. Машины с логотипом на борту «С заботой о людях» уже знают жители области и очень ждут.

– Ольга Владимировна, с прошлого года у вашего ведомства добавилось забот: ему вменили в обязанность обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным обслуживанием. Работу, которой прежде занимался соцстрах.

– Вообще-то логично, что забота о повышении качества жизни инвалидов ложится на нас. С 2013 года передача полномочий должна произойти во всех регионах. Мы (с согласия губернатора Александра Николаевича Михайлова) попали в число пилотных территорий. Первыми набили шишки, но и опыт приобрели. Конечно, было очень непросто, выявилось много застарелых проблем. Например, из-за недостатка средств очередь на санаторные путевки тянулась с 2009 года. Да и по техническим средствам реабилитации нам были переданы старые долги. Выяснилось, что МСЭК, самая первая инстанция работы с инвалидом, не имеет электронной базы данных. Словом, первый год работы легким, мягко говоря, не был. Но постепенно мы освоились с новыми задачами. Создали новое учреждение – «Центр медико-социальных услуг», соответствующие подразделения во всех районах, чтобы максимально приблизить эти службы к человеку. Чтоб не ехал он в областной центр, а решил все вопросы дома.

Вообще, работа с инвалидами – участок очень ответственный и важный. Россия, подписав в 2011 году международную конвенцию, взяла на себя обязательства по созданию доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Надо честно сказать, что сделать предстоит еще очень много. Ведь у нас даже многие лечебные учреждения не имеют пандусов, подъемников, лифтов. Не говоря уже об учреждениях культуры, магазинах, бытовом обслуживании.

У нас есть уникальное оздоровительное учреждение – реабилитационный центр во имя преподобного Феодосия Печерского. Так вот там в центральном четырехэтажном здании не было лифта! Теперь он построен. Приобретается несколько подъемников для центров социального обслуживания, в частности железногорского. В этом городе появилось и первое социальное такси: микроавтобус, оборудованный для перевозки инвалидов-колясочников. Конечно, нужно иметь хотя бы одну такую машину в каждом районе и городском округе. Словом, есть над чем работать. Но главное – мы начали движение в нужном направлении. Важно, что работаем в тесном контакте с общественными организациями инвалидов, что позволяет нам быть в курсе потребностей. Ведь, как ни странно, в МСЭК порой не знают о существовании очень нужных для инвалида вещей, они не включены в федеральный перечень технических средств реабилитации. Мы изыскиваем возможности приобретать их за счет областного бюджета. Например, световой датчик, который подскажет слабослышащей маме, что ребенок плачет, или нож-дозатор для незрячих.

– Конечно, в одной беседе не рассказать обо всех направлениях титанической работы, которую ведут ваши службы. Но о чем еще надо непременно упомянуть в этом интервью?

– Пожалуй, о квартирах для детей-сирот. Эта проблема была на протяжении многих лет чрезвычайно болезненной. И вот с прошлого года на федеральном и местном уровнях значительно увеличены ассигнования на эти цели. В прошлом году было приобретено 545 квартир в 14 муниципальных образованиях для детей-сирот. В этом году будут обеспечены жильем примерно еще столько же. Вообще в области порядка 4 тысяч сирот всех возрастов, которым потребуется своя крыша над головой, 770 человек стояли в очереди. Работа строится так, чтобы часть квартир выделять тем, перед кем государство уже в долгу, и обеспечивать ими покидающих стены детского дома. К 2015 году очередь должна быть закрыта, а остальные будут получать жилье по мере надобности.

– Спасибо за обстоятельную беседу. Успеха вам и вашим подчиненным в нелегком, но очень нужном людям деле.

Людмила ПАВЛОВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 03-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий