Память и памятник – слова однокоренные

Он сидит, опустив меж колен сильные натруженные руки. Такие бывают у крестьян. И у скульпторов тоже. Проносятся мимо него машины по проспекту, который носит его имя. Вячеслав Клыков... Что думает он о нас – земляках, переживших его на нынешний момент всего на какие-то шесть лет? Что одобряет, за что судит?

Совесть эпохи, – говорим мы об ушедших. О живых – не принято. Он жил взахлеб, торопясь. Стараясь побольше успеть. Успел много: две с лишним сотни скульптурных работ остались нам в наследство. Многие из них украшают улицы российских городов и сел, стоят на перекрестках дорог, возле столичных и деревенских храмов.

Пословицу «скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты» можно, пожалуй, переиначить. Скажи мне, кто твой кумир, кого ты славишь, и я скажу, кто ты.

Скульптор Вячеслав Клыков ваял тех, кто прославил землю русскую, потрудился на ее благо.

Давайте просто перечислим имена: Александр Невский и Дмит­рий Донской, Сергий Радонежский и Серафим Саровский, святитель Николай и Иоанн Кронштадтский, Петр I и Николай II, Петр Столыпин и великая княгиня Елизавета Федоровна, крестивший Русь князь Владимир и княгиня Ольга, первая православная правительница Руси, Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, Михаил Щепкин и Велимир Хлебников, Александр Пушкин и Максим Горький, Николай Рубцов и Василий Шукшин… Ряд можно продолжить, а вот исключать из него не хочется ни одно имя, ибо за каждым – важная и славная страничка отечественной истории. Одни имена были широко известны, другие, как, например, первый солдат Преображенского полка Сергей Бухвостов или явившая подвиг дочерней любви Прасковья Луполова, Клыков вернул из тьмы забытья. Да и новой волной популярности наша землячка Надежда Плевицкая обязана мастеру, не только создавшему прекрасный памятник и мемориальную доску, но и инициировавшему проведение фестиваля ее имени.

Он родился в неприметном российском селе Мармыжи. Теперь название это знакомо поклонникам Вячеслава Михайловича, коих много и по Руси, и далеко за ее пределами. Он гордился своей малой родиной и относился к ней не только с любовью, но и с бесконечным почтением, говорил, что все у него оттуда, из курских степей: и любовь к земле, и интуиция, и глазомер, и умение точно соотнести масштаб фигуры с местностью. Человек цельный и гармоничный, он без злобы, но твердо отстаивал свои идеалы, не любил компромиссы, но умел объединять людей. Достаточно вспомнить такое его детище, как Международный фонд славянской письменности и культуры. Существовавший вначале как объединение нескольких известных российских писателей, под руководством Вячеслава Клыкова он стал действенной общественной организацией, оказывающей значительное благотворное влияние на жизнь славянских народов. В 1990 году Международный фонд славянской письменности и культуры был официально зарегистрирован, а Вячеслав Михайлович до последних дней оставался его президентом, причем не почетным, не свадебным генералом, а активным, полным идей и умеющим их воплощать руководителем. А памятники святым равноапостольным Кириллу и Мефодию его работы появились не только в столицах России и Украины, но и за рубежом. А теперь, думается, не без влияния Клыкова возникла традиция: открывать барельефы, памятные знаки в каждом из городов, который становится центром проведения Дня славянской письменности и культуры, отмечаемый 24 мая – в день памяти Кирилла и Мефодия.

Особое место в творчестве Вячеслава Клыкова занимает военная тема. Еще 1985 году был установлен его памятник Героям фронта и тыла в Перми. Десять лет спустя, к 50-летию Великой Победы, у стен Исторического музея на Манежной площади в Москве появился памятник маршалу Жукову. Георгий Константинович на белом коне словно снова и снова принимает Парад Победы, как в том памятном 45-м.

Но, конечно, самая значительная работа этого направления – памятник Победы на Прохоровском поле. Нелегко и непросто шел мастер к воплощению этой идеи. Да и не он один: с 1947 года проводились конкурсы на создание монумента, способного воплотить в едином комплексе гордость и радость, боль и скорбь. Ни одному скульптору прежде это не удавалось. Может быть, привычные глазу с детства необъятные просторы среднерусской полосы подсказали Вячеславу Клыкову решение: пятидесятиметровая белоснежная Звонница взметнулась в небо. А на самом верху – Богоматерь, распластавшая над полем свой Покров. Украшает Звонницу каменная летопись Великой Победы. Рядом с воинством земным – воин­ство небесное: апостолы Петр и Павел (в день их памяти свершилась битва), Собор всех Святых, в земле Российской просиявших, равноапостольный князь Владимир, святые Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Георгий Победоносец, целый сонм святых угодников Божиих.

Трижды в час бьет колокол, прославляя великие российские победы. Первый раз – в память о героях Куликовской битвы, второй – о героях Бородинского сражения, третий – о героях Курской дуги. И вся Звонница словно величественный гимн всем тем, кто лег лицом к небу за други своя, и тем, кто выжил в том страшном сражении.

Такой памятник мог создать не просто талантливый скульптор, но человек, бесконечно преданный своему Отечеству. Невозможно, да и не нужно отделять Клыкова-художника от Клыкова-гражданина. Не случайно он был инициатором и активным участником таких начинаний, как Конгресс славянских культур, Российское земское движение, Всероссийское соборное движение.

Его нет с нами, но как напутствие звучат его слова: «Пусть опыт и мудрость предшествующих поколений войдут в наше сердце, вразумят, укрепят наши веру и волю, вдохновят и направят нас на верный путь устроения Отечества».

Нина ГОНЧАРОВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 03-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий