Негасимый свет любви

Первым приемным ребенком в семье настоятеля Покровского храма в селе Любицком отца Василия (Малетича) стал одиннадцатилетний Геннадий. 12 лет назад молодой священник приехал сюда на службу вместе с женой Иванной, учительницей начальных классов. В семье подрастали шестилетняя Танюша и пятилетний Павлик.

– Однажды отцу Василию пришлось хоронить женщину, и он пришел с похорон очень опечаленным, – вспоминает Иванна Андреевна. – Говорит: меня поразил мальчик – сын покойной, который остался круглым сиротой. Он так по-взрослому отдавал распоряжения во время скорбной церемонии. А после погребения подошел ко мне и спросил: «Батюшка, сколько я вам должен?» Я ему ответил, что мне он ничего не должен, а вот если ему самому будет трудно, пусть обращается.

Гена обратился через три дня, как только узнал, что ему «грозит отправка» в детский дом.

– Хочешь – оставайся в нашем доме, – предложил ему Василий Григорьевич. – Я за тебя похлопочу перед опекунским советом.

Очень скоро мальчик стал в этой семье родным человеком. Делить детей на своих и чужих было не принято. В печали и радости родители были рядом, а от больших бед оберегала всех большая любовь. Сейчас Геннадию 23 года. Он окончил колледж, выучился на бухгалтера. Работает в Курске, но на выходные всегда приезжает домой, помогает родителям по хозяйству. А хозяйство большое - пять лошадей да еще две коровы.

В заботе и любви выросла приемная дочь Даша. Девушке исполнилось 16 лет. Отец Василий помнит тот день, когда его попросили окрестить девочку. Крестного отца, как выяснилось, у Даши не было, и кто-то из прихожан попросил: «Батюшка, может, вы станете ее крестным?» Батюшка согласился и впоследствии никогда не забывал об обязанностях крестного отца. Маленькая Дашенька нередко гостила в его доме, окруженная лаской и вниманием Василия Григорьевича и Иванны Андреевны. Прошло несколько лет, и жизнь преподнесла сюрприз.  Впрочем, сюрпризом случившееся и назвать трудно. В дом Даши пришла беда. Мама девочки сбилась с пути праведного, ее лишили родительских прав, а малышку органы опеки определили в детский дом.  Отец Василий держал совет с женой: по церковному уставу крестные родители для того и даются, чтобы защитить ребенка от беды, если она его нечаянно настигнет…

Так у Иванны Малетич оказалось уже четверо детей, с которыми она  вместе ходила в школу, расположенную от Любицкого за шесть километров, где по-прежнему продолжала работать. Несмотря на большую загруженность на работе и дома, она много внимания уделяла детям, никогда не позволяла себе пораньше освободиться, лечь спать, не проверив у них уроки. Девять лет назад, по глубокому убеждению этой удивительной женщины: «Господь, оценив старания и глубокую материнскую преданность и родным, и приемным детям, послал нам еще одного ребеночка». Иванна Андреевна родила Василька.

– У нас все дети долгожданные, – делится семейными секретами Иванна Андреевна.  – Когда мы поженились, в первые несколько лет у нас не было детей. Мы очень переживали. Господь услышал наши молитвы. Зато теперь их уже девять. Мы с мужем сами выросли в многодетных семьях: его родители воспитали десять детей, мои – восемь. Отец мой тоже был священником. Все мы с детства привыкли трудиться, были приучены к любой работе, так что ничего необычного уже и в нашей взрослой жизни не произошло. А отец Василий так вообще бесконечно рад, что у него шестеро сыновей. Когда в День Победы собирается служить панихиду  у братской могилы, всегда говорит: «Мужики, поехали со мной!» У мальчишек с малых лет должна в сознании зреть мысль: они – будущие защитники Отчизны.

– А как оказался в вашем доме Костя?

– Позвонили из отдела опеки, предложили взять мальчика. Я увидела его, и сердце защемило: такой он жалкий, робкий, растерянно смотрит из-под опущенных ресничек… Сразу решила: берем. Поработать с ним пришлось много: шестилетний Костя оказался очень запущенным ребенком. Он даже с трудом говорил. Мы с Дашей чуть ли не каждое слово учили его произносить заново. Теперь вот они вместе с Васильком заканчивают  третий класс. Костя неплохо успевает по математике, а с русским языком пока еще есть проблемы.

Через некоторое время в доме Малетича вновь раздался телефонный звонок: социальные работники предлагали посмотреть двух мальчиков, которые после того, как их мать и отца лишили родительских прав, временно находились в больнице.

– Честно говоря, мы пока не планировали брать детей,– Иванна Андреевна вздыхает от навеянных воспоминаний.– Но раз просят – поехали. В больничном коридоре меня встретил трехлетний Максим: в сапогах, куртка нараспашку, шапка нахлобучена. Без всяких прелюдий, не ожидая моих вопросов, сразу перешел к делу: «Это ты моя новая мама?» Ну скажите, могла ли я ответить на такое доверие отказом? А в палате меня ждал брат Максима семимесячный Ванечка. Захожу, а он стоит, держась за кроватку: крохотный, тоненький, как стебелек, глазки запали, в лице ни кровинки. Взяла его на руки – он не заплакал, сил, видимо, не было. Привезли мы мальчишек домой, ношу Ванечку на руках, пою колыбельные песни, а он никак уснуть не может. И тут нам на выручку пришел Максим: «Что вы мучаетесь?! Положите его и скажите: баю-баю – сразу уснет». Все в точности так и вышло.

А сам Максим, походив по новому для него дому с видом маленького крестьянского мужичка, принял решение: «Ну я отсюда никуда не поеду: красиво тут  и еды много». Дети, видимо, сильно изголодались. Ванечка, еще не умевший ходить, из любого угла дома ползком добирался до заветной бутылочки с кашей и, боясь с нею расстаться, крепко держал ее ручонками. Теперь, спустя два года, он уже не просто ходит, а быстро бегает.

Конечно, ни Максим, ни тем более Ванечка еще не осознают трагедии, которая выпала на их долю в раннем детстве, не могут оценить и того счастья, которое им послала судьба чуть позже.  А вот Даша все понимает:

- Я недавно стала свидетельницей такой сцены: пьяная женщина тащит за собой девочку лет пяти. А ребенок инвалид, передвигается с трудом, но матери, похоже, все равно. Этой так называемой матери девочка совсем не нужна, и она держит ее при себе только ради пособия по инвалидности, которое выплачивают на ребенка. Если малышку вовремя не определят к нормальным приемным родителям, которые займутся ее здоровьем, у нее просто не будет будущего. Как не было бы его и у меня, если бы меня не взял под свою опеку и защиту  мой крестный отец. Разве могла я, живя со своей родной матерью, мечтать о высшем образовании? А теперь я – студентка вуза. Профессия психолога позволит мне заниматься обездоленными детьми, помогать им устраивать свою судьбу.

Стоит на церковном дворе большой дом. Живет в нем дружная счастливая семья. У всех есть свои любимые занятия, книги, игрушки. Василька природа наделила прекрасным голосом и слухом. Он с удовольствием поет в храме. Костя мечтает стать боксером. Родители, видя неплохие задатки мальчика, сожалеют о том, что в Любицком нет такой спортивной секции. Павлик учится в десятом классе и уже твердо решил, что по окончании школы будет поступать в духовную семинарию. Таня учится в фармацевтическом колледже.

Как мудрый человек отец Василий считает, что дети должны воспитываться в соответствии с их увлечениями, не следует им в ультимативной форме навязывать родительскую волю. Задача родителей – уберечь детей от вредных привычек, от опасных дорог. Это и есть помощь в выборе правильного жизненного пути.

– И еще очень важно сызмальства приучать детей к труду, – уверен Василий Григорьевич. – Я вот в 12 лет уже умел косить. Казалось бы, ­­нужно ли будет такое умение священнику? А в жизни все пригодилось. Сейчас у нас вон какая семья! Мы держим большой огород, у нас полный сарай скота, животным на зиму нужно корм заготовить. Все делаем сами с детьми. В основном, конечно, со старшими. Но и младшие у нас без дела не сидят. Я сделал Васильку и Костику маленькие тяпочки, молоточки – приучаются к хозяйственной работе.

А еще я учу своих мальчишек быть добрыми по отношению к людям, не затевать ни с кем ссор и уж тем более не драться. Но при необходимости постоять за себя и за братьев своих надо уметь. Они с детства должны знать, что семья – это единое целое, монолит. Когда вырастут, у них в сознании прочно укрепится мысль, что надо уметь постоять и за Отечество. Сейчас потихонечку готовлю их к службе в армии: спортом занимаются ребята, обучаю всех верховой езде – у каждого своя лошадка имеется.

Как рассказала Иванна Андреевна, лошади – хобби отца Василия. Он сам прекрасный наездник и «в огороде все работы старается выполнять с помощью лошадей – технику не признает. Он вообще очень любит животных и говорит, что если бы не стал священником, был бы ветврачом». Впрочем, животных в этой семье любят все. Кроме лошадей, коров, поросят, недавно завели еще коз, дали им хорошие клички, даже у каждой курицы и утки свое имя есть.

Три месяца назад в семье Малетичей родилась дочь. Анастасия – всеобщая любимица.

У Иванны Андреевны система воспитания детей основана на вечных ценностях. На темы воспитания написано много умных книг. Но теория и практика зачастую разнятся. Она, как педагог и как мать, убеждена: в детстве не должно быть упущено то, что потом может стать камнем преткновения во взрослой жизни и тяжким грузом ляжет на совесть родителей.

– А если вас еще попросят взять детей…

– Не пропадать же сиротам, – опережает ответ жены Василий Григорьевич. – Возьмем, конечно.

 Анна БЕЛУНОВА.
Фото Станислава  ГЕРАСИМЕНКО.
Медвенский район


< Вернуться к содержанию

VIP # 02-2010

Комментарии пользователей



Последний комментарий