На всесоюзную стройку по комсомольской путевке
Про всесоюзную стройку в Курской области Анна Калинина узнала из газеты. Показала заметку подругам. Вот где жизнь настоящая кипит, надо ехать туда, решили девушки. Написали письмо в дирекцию станции. Ответ пришел положительный. Сборы были недолги. Получив комсомольскую путевку в комитете комсомола г. Коряжма, что в Архангельской области, подруги отправились в путь.
В Курчатове девушек встретили приветливо. Дали комнату в общежитии и сразу же отправили в учебный комбинат осваивать специальность штукатура-маляра. Строительство станции только начиналось. Требовались рабочие руки.
Самыми первыми объектами, где Анна работала в составе комсомольско-молодежной бригады, были котельная и котлован будущего атомного гиганта. До мельчайших подробностей помнит, с каким энтузиазмом выходили на смену, с каким нетерпением ждали день первого пуска. И вот он настал: 19 декабря 1976 года заработали системы по выработке электроэнергии. На станции всеобщая радость, ликование. Настроение людей очень точно выразил поэт В. Герасименко:
А пуск был выжат доблестным трудом,
И каждому, кто был к тому причастен,
Минуты эти показались счастьем,
А может, и таилось оно в нем.
Такими счастливыми моментами в жизни Анны стали и последовавшие пуски второго, третьего и четвертого энергоблоков. Нет такого объекта на станции, к которому ни прикасались бы ее руки. Работали с азартом, не зная передышки. Порой по две смены подряд, особенно в предпусковые дни. «Бывало, прислонишься к стене, закроешь глаза и моментально засыпаешь, - вспоминает Анна Михайловна. – А мастер тут как тут: только не засыпайте, девчата, потом отоспитесь».
Но появлялся новый объект, снова поджимали сроки, и снова захватывал тот же напряженный ритм трудовых будней. А еще общественная работа, на которой Анна «горела», как и на производстве. Поручения сыпались одно за другим. Даже в добровольной народной дружине участвовала. Вскоре возглавила комсомольско-молодежную бригаду. Своим энтузиазмом буквально заражала ребят. И ее активность и целеустремленность были по достоинству оценены. Анна стала лауреатом премии Ленинского комсомола, была избрана делегатом ХVIII съезда ВЛКСМ.
Коллектив строителей доверил ей право представлять их интересы в областном Совете народных депутатов. Она достойно выполняла эту ответственную миссию, добросовестно совмещая с работой. И как награда - медаль «За трудовую доблесть».
А вот в личной жизни не все сложилось так, как мечталось. Пришлось одной растить дочку. Юля получила высшее образование, работает в налоговой инспекции в Курске. Живет на съемной квартире. «Купить свою нам не по карману, - вздыхает Анна Михайловна. – Зарплата моя была невысокая. Да и не задумывались мы в те годы о материальной стороне. Была одержимой в работе, выгод и привилегий для себя не искала. Но об этом не сожалею. Жила, как совесть подсказывала».
С годами тяжелый труд стал давать знать о себе, и Анна Михайловна, переучившись на электрослесаря, обслуживает теперь аккумуляторные батареи. Ровесницы в 50-55 лет ушли на пенсию. Но она не торопится. Надо дочери помочь встать на ноги. Да и не может себе представить, что вдруг окажется не у дел. Поэтому благодарна руководству станции, что дает работнику возможность самому решать, уходить на заслуженный отдых или продолжать работать.
…Время нашей беседы иссякало, а мне жаль было расставаться с этой удивительной женщиной, не утратившей даже в зрелом возрасте юношеского задора. Словно только-только прибыла она в Курчатов с комсомольской путевкой в руках и огромным желанием день за днем отдавать частичку своего сердца ставшей родной для нее Курской атомной станции.
Была уралочкой - стала куряночкой
Есть люди, которые с первых минут знакомства вызывают симпатию. Еще не зная ничего о Вере Анатольевне Поздеевой, я почему-то подумала, что передо мной умная и самодостаточная женщина, знающая себе цену. Статная фигура, неброский макияж и какой-то особый говор. В голове мелькнуло: наверное, сибирячка. Так оно и вышло.
На Курскую АЭС Вера Анатольевна приехала из Курганской области. За плечами был физтех Уральского политехнического института. Специалисты, владеющие методами физического и химического анализа, были востребованы. Шел 1983 год. Коллектив станции усиленно готовился к пуску третьего энергоблока. Веру приняли лаборантом в химический цех, являющийся одним из основных технологических подразделений предприятия.
Технарь до мозга костей, Вера легко освоила приемы работы на сложном лабораторном оборудовании химического цеха. Здесь выросла в высококлассного специалиста, пройдя путь от лаборанта до ведущего инженера.
Сегодня в подчинении у Веры Анатольевны более 45 человек. Водно-радиохимическая лаборатория составляет фактически четвертую часть коллектива химцеха. Это в основном женщины, большинство с высшим образованием. На них лежит огромная ответственность по обеспечению контроля качества воды, газа, масла. И от качества выполняемых лаборантами работ во многом зависит безопасность атомной станции. Все они отлично владеют навыками работы на высокочувствительных приборах.
- Вода, используемая для охлаждения тепломеханического оборудования, беспрерывно присутствует в производственном цикле АЭС и должна соответствовать заданным нормам по содержанию примесей в ней, - рассказывает Вера Анатольевна. – В технологическом цикле станции используется глубоко обессоленная вода. Содержание примесей в ней находится на уровне микрограммов. Малейшее отклонение от установленных норм может привести к сбою в работе оборудования. Поэтому профессионализм, высокое чувство ответственности работников – гарантия надежной работы АЭС.
Лаборатория оснащена высокочувствительными приборами и постоянно пополняется новыми, более современными. Вооружившись инструкциями и специальной литературой, Вера Анатольевна осваивает все новые и новые уникальные технические средства, чтобы потом обучить персонал работе с ними. Недавно получили атомный эмиссионный спектрометр, не без гордости отмечает она. «Умный» прибор позволяет определять продукты коррозии на уровне одного микрограмма в литре воды. А это значит, что в арсенале контрольных средств у лаборантов появился еще один эффективный инструмент обеспечения безопасности производства.
Вообще, о чем бы мы ни говорили с В.А. Поздеевой, все сводилось к теме обеспечения безопасности станции – ядерной, радиоактивной и экологической. Этой задаче подчинены все управленческие решения, каждый шаг и каждое действие персонала.
- Огромный техногенный колосс, каким является атомная станция, заставляет всякого испытывать ни с чем не сравнимые чувства. Проходят ли они со временем, входят в привычку? - поинтересовалась я.
- Синдромом страха атомщики не страдают, - уверенно ответила Вера Анатольевна. – Курская АЭС на протяжении многих лет подтверждает статус атомной станции высокой культуры безопасности. Она вырабатывается годами четким исполнением всех инструкций и требований, самодисциплиной и комплексом других мер, обеспечивающих как надежную работу станции, так и личную безопасность персонала.
За состоянием здоровья персонала зорко следят медики. Если при медосмотрах, которые проводятся регулярно, обнаруживают незначительные отклонения от нормы, даже не связанные с профессиональной деятельностью, персонал направляют на реабилитацию в действующий при АЭС профилакторий. Причем путевка предоставляется бесплатно. Есть и свой спортивный комплекс, двери которого открыты для всех желающих.
Говорят, где человек родился, там и пригодился. Судьба Веры Анатольевны распорядилась по-своему. Коренная уралочка, она очень даже пригодилась вдали от дома – в соловьином крае, где более четверти века трудится на одной из самых крупных в Европе атомной станции. За мастерство и профессионализм награждена отраслевой серебряной медалью. Вырастила двух сыновей. Оба получили высшее образование, работают в столице – один экономистом, другой маркетологом. В них и видит Вера Анатольевна свое счастье.
С думой о будущем Курской АЭС
На станции я познакомилась еще с одной замечательной женщиной – Ириной Анатольевной Рязанцевой. Как выяснилось, ее связывает давняя дружба с Верой Анатольевной, которая завязалась 20 лет назад. Их объединила не только работа. Обе – состоявшиеся личности, в людях ценят надежность и порядочность, обе не терпят лжи и лицемерия. А вот профессии выбрали разные. У Ирины Анатольевны врожденная способность удерживать в памяти огромное количество цифр. Но в отличие от подруги она далека от химии, ей чужды тайны химических процессов и реакций.
Зато с понятием «радиация» знакома с детства. Ее отец, окончив МИФИ, всю жизнь занимался дозиметрией. Сначала на Сибирском химическом комбинате в Томске, потом на Курской АЭС. Курская область стала для него второй родиной. Здесь пролегали его фронтовые дороги - участвовал в боях на Курской дуге. Здесь прошла его трудовая жизнь. Поэтому к решению дочери перебраться в Курчатов после окончания Томского университета отнеся одобрительно.
Трудовой путь Ирины Анатольевны начался в должности экономиста ремонтно-строительного цеха. Ее способность к анализу, скрупулезность в работе с документами, умение за частоколом цифр увидеть тенденции предопределили дальнейший карьерный рост от экономиста до начальника планово-экономического отдела станции.
На этой должности очень важно досконально знать производство, чтобы не ошибиться при выборе, куда и в каком объеме запланировать средства, какая задача приоритетнее. У коллег иногда вызывает изумление осведомленность Ирины Анатольевны по технической части, неизменная точность принятия решений по планированию и распределению финансов.
Со знанием дела рассказывала Рязанцева о состоянии и перспективах развития КуАЭС, о том, как обеспечивается надежность станции. Не без горечи говорила о трудной судьбе пятого энергоблока. Необходимость его достройки понимают на всех уровнях власти. Потому что это гарантия энергетической безопасности Центрально-Черноземного региона. Это рабочие места в городе атомщиков Курчатове, его социальная сфера. Это, наконец, весомая доля бюджета области. Однако вопрос о достройке пятого блока пока не решен.
Между тем действующие энергоблоки уже вырабатывают свой ресурс. На станции ведутся крупномасштабные работы по продлению сроков их эксплуатации. Лицензии на продление сроков эксплуатации первого и второго энергоблоков уже получены, ведутся работы на третьем и четвертом энергоблоках. И.А. Рязанцевой лучше, чем кому-либо другому, известно, какие колоссальные средства направляются на реконструкцию и модернизацию станции, на автоматизацию производственных процессов. И все для того, чтобы не снижать уровень безопасности.
- Даже в условиях всеобщего финансового кризиса не прекращается процесс совершенствования и дальнейшего развития производства на основе передовых технологий, - не без гордости говорит Ирина Анатольевна. - Для нас, ветеранов, это особенно наглядно, есть с чем сравнивать. А вот для молодых, которые сегодня составляет основную часть коллектива, это как бы само собой разумеющиеся вещи, что вполне естественно. Поэтому пятый энергоблок – это их будущее, и они ждут его с надеждой.
На произнесенном слове «ветераны» я, оторвавшись от блокнота, взглянула на мою собеседницу. Со вкусом и модно одета, моложавое лицо, живые глаза, мгновенно отвечающие улыбкой на улыбку. Слово ветеран никак не вязалось с ее внешним обликом. И еще мне показалось, что за внешней сухостью и даже суровостью, свойственной людям, имеющим дело с цифрами и финансами, скрывается веселый нрав. И я не ошиблась. Как выяснилось, во время совместных с подругой поездок на дачу находится масса поводов от души похохотать. Вот где женщины дают волю своим эмоциям и фантазиям.
А еще Ирина Анатольевна любит театр. Не отказывает себе в удовольствии лишний раз съездить на спектакль в Курский драмтеатр. Радуется появившейся возможности приобщиться к театральному искусству и в самом Курчатове, где атомщики построили прекрасный Дворец культуры, куда приезжают на гастроли курские артисты.
….За разговорами время летит быстро. Вот и я не заметила, как пролетела встреча с такими во многом разными, но схожими в главном женщинами. Не один десяток лет верно и преданно служат они объединившему их делу – нести свет и тепло людям.
Валентина ЗАЙЦЕВА,
г. Курчатов