Понять, простить, принять

«Церковь, медицина, психология» – тема симпозиума, который проходил в рамках VI научно-образовательных Знаменских чтений. Его участниками были заведующие кафедрами, преподаватели, студенты Курского государственного медицинского университета, представители духовенства.

Говорили о необходимости укрепления духовности, добра, достоинства медиков, о роли религии в духовно-нравственном развитии общества, о возможностях и необходимости сотрудничества медицины и Русской православной церкви по профилактике социально значимых инфекций. Поднимались проблемы нравственного потенциала православия в становлении духовности современного общества, необходимости комплексного подхода к проблеме духовно-нравственного воспитания личности профессионала-медика и многие другие. О чем бы ни шла речь, воедино связывались усилия врачей и священников. Ведь и медики, и духовенство – лекари. Разница в том, что священнослужители врачуют души, а врачи – тело. Физическое здоровье неотделимо от духовного здоровья и наоборот. Порой без равновесия в душе недуг не поддается лечению даже самыми современными медикаментозными препаратами, тогда как покаяние, исповедание в церкви приближают исцеление. Значит, врач должен быть не только профессионалом в своей области, но и хотя бы немного – психологом, а может быть, духовником. Кстати, таким врачом был архиепископ Лука, в миру Валентин Войно-Ясенецкий, практикующий хирург. Он работал в Верхнем Любаже Фатежского уезда, а затем и в самом Фатеже. Его называли врачом-бессребреником. Решение о безвозмездной врачебной помощи не было случайным шагом со стороны молодого земского врача. Это желание исходило из глубоких духовных мотивов. С марта 1917 года Войно-Ясенецкий был главным врачом городской больницы Ташкента. Известен такой случай, когда неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, он перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: «Я ведь мусульманин. Зачем же вы меня крестите?» Последовал ответ: «Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины».

Заведующий кафедрой Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, писатель, протоиерей Артемий Владимиров сказал участникам симпозиума, что врач и епископ Лука обладал великолепной интуицией и был хорошим психологом, что давало ему возможность определять причины заболевания и безошибочно ставить диагноз.

– В наше время, – сказал священник, – врачи становятся крайне «узкими» специалистами, что опасно потерей целостного восприятия организма, стремлением устранить последствия болезни, а не ее причины.

И как следствие, наблюдаются рецидивы, заболевание переходит в хроническую форму. Разумеется, разные причины вызывают заболевание: переохлаждение, неблагоприятная экологическая обстановка, стрессы, ослабление иммунитета... Но есть и другие. Например, неумение прощать. Мы годами копим обиды, злость, которые разъедают нашу психику, делают нас нервными, непримиримыми, подозрительными, недоверчивыми. Конечно, мы живем не в идеальных условиях. И все же, заболевая, поищите в сердце своем, кого вам необходимо простить, – примерно так звучали советы ученых и практикующих медиков. Несколько необычный для нас подход, не правда ли? Поэтому особый интерес, как нам показалось, у других участников симпозиума вызвал доклад кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии КГМУ Татьяны Сурьяниновой «Психология прощения».

Психологи — народ наблюдательный, умеющий анализировать поведение человека в различных ситуациях, его реакцию на события. Экспериментальные исследования в области психологии, проводимые в течение двух последних десятилетий, показали, что люди, которые умеют прощать, отличаются здоровьем на всех уровнях: физическом, душевном и духовном. Кто не умеет прощать, несет букет болезней, потому что в душе происходит разлад. В народе так и говорят: он не в ладу с самим собой. Прощение — тот процесс, который позволяет освободить душу и сердце от переживаний, от накопленных обид. Поэтому у психиатров, психологов, психотерапевтов возник интерес к проблеме восстановления равновесия душевного и физического. И по этой же причине на научных конференциях различного уровня все чаще говорят о необходимости прощать.

В распоряжении психологов уже есть технологии, интересные методики, формы подхода. Но, как заметила Татьяна Сурьянинова, применять их надо бережно, чтобы не нанести человеку еще большую травму. А вообще прощение имеет глубокие духовные корни. Это уже вопросы веры, религии. Это – вертикаль отношений человека с Богом. Православная традиция имеет колоссальный опыт в этом плане. Медикам нужно сотрудничать со священнослужителями. Ученые Курского государственного медицинского университета пошли на сотрудничество и выиграли от этого. В вузе открыт приход во имя святого апостола и евангелиста Луки, вот уже семь лет работает специальный кабинет, где медики принимают пациентов, консультируют их вместе со священником.

– Относимся к этому как к послушанию, – призналась Татьяна Ильинична. – Вместе с нами консультируют врач-психиатр, психотерапевт, нарколог. Это совершенно реальная помощь, правда, не масштабная. Мы даже не пытаемся свои услуги рекламировать, иначе бы просто захлебнулись, настолько большой поток больных к нам устремляется. Мы занимаемся и научными исследованиями. В них участвуют и верующие, и неверующие коллеги. Современные исследования показывают, что непрощение губительно сказывается на состоянии здоровья. Ученые также пришли к выводу, что чем больше в человеке обиды и гнева, тем менее он успешен в финансах, в профессиональной деятельности и во взаимоотношениях. И наоборот, прощение приносит пользу как тому, кто прощает, так и обидчику. Прощение – процесс, развернутый во времени. Ему предшествует порой очень трудная и длительная духовная работа. У нас, специалистов, есть термин: раскрытие гнева. Пациенты признаются врачу: произошла несправедливость, пришлось перенести психологическое страдание, возможно, физическую боль. Врач помогает пациенту выяснить причину гнева, помогает понять, почему обидчик нанес душевную травму. Когда это становится ясным, наступает стадия углубления и освобождения, то есть через понимание человек приходит к выводу, что прощение обидчика ведет к эмоциональному облегчению, и он принимает решение простить виновника страданий ради улучшения собственной жизни.

Духовно ориентированные психотерапевты отмечают: чтобы простить другого, надо сначала простить себя и научиться правильно выражать свой гнев. Апостол Павел говорил: «Гневаясь, не согрешайте». Простивший обретает внутреннюю свободу, следовательно, чувство радости. Он увидел себя таким, какой он есть, и потому стал терпимее к другим. Теперь он способен разрешить другим делать ошибки и желать врагам всего хорошего. У него исчезает страх перед проблемами, он способен видеть не только свои трудности, но и трудности других и идти им навстречу.

Вот какая громадная перемена в отношении к людям, жизни, событиям происходит в человеке, научившемся прощать.

После окончания симпозиума мы подошли к кандидату психологических наук Татьяне Ильиничне Сурьяниновой и спросили:

– Прощение – это духовное делание, которое связано со многими христианскими добродетелями. Но некоторым людям нелегко простить своих обидчиков. Что вы, как психолог, им посоветуете?

– Благость и греховность – это два полюса состояния человеческой природы, которые соответствуют простоте и сложности. В основе непрощения лежит грех – состояние страсти, эгоизма в душе. Зло — это заблуждение и бесцельность. Сутью процесса прощения является восстановление живого общения с личным Богом, обретение силы восстановить нарушенные отношения с ближними, с природой и с самим собой. Прощение – это процесс исцеления. Чтобы войти в него, необходим фундамент. Этим фундаментом является любовь. Человек должен сам любить и чувствовать себя любимым. Самая надежная любовь – любовь Бога.

– А если нет такой веры?

– Тогда человек замыкается в себе, впадает в отчаянье, его одолевают страхи, сомнения, он перестает адекватно воспринимать себя, искажает свой образ и образ другого. Видит не то, что есть на самом деле, а то, что желает видеть. Мы, психологи, часто сталкиваемся с тем, что на практике люди обычно начинают прощать, исходя из заботы о собственном состоянии, но в конечном итоге прощать нужно и ради обидчика. Парадоксальным образом тот, кто прощает, излечивается более полно, когда он прощает, исходя из любви. Прощение было центром учения Христа. Даже на кресте Христос молился о прощении всех людей и о распинающих Его: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!»

Учитесь понимать, прощать и принимать людей такими, какие они есть.

Людмила КУТЫКИНА
Галина ЧЕМОДУРОВА

 


Прощать надо учиться
(из опроса студентов КГУ)

Каждому человеку необходимо научиться прощать. Ему будет легче в жизни, он будет притягивать своей душевной добротой и пониманием людей, он будет в мире с самим собой и, наверное, ближе к Богу.
Оксана П.

Прощение является главной преградой для человека, потому что гордости в нём больше, чем благосклонности…
Светлана О.

Мы должны прощать друг другу всё, а уже Бог решит, кого и за что наказать.
Елена Л.

Если ты решил человека простить, то лучше его простить и не вспоминать об этом уже никогда, и самое главное – прощение должно идти из глубины души, а если прощение идёт не из глубины души, это ведь считается большим грехом.
Виктория Ф.

Господь любит всех и прощает всем, почему же человек может позволить себе не простить кого-либо?
Лидия С.

Человек должен научиться прощать точно так же, как научился ходить, разговаривать.
Алексей С.

Прощение – это прежде всего победа разума, воли, доброты над собой, во имя хорошего, светлого в отношении друг к другу.
Катерина Ш.

Почему надо прощать? Да хотя бы согласно той вечной истине, которая гласит: “Поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой”.
Екатерина Б.


< Вернуться к содержанию

VIP # 04-2010

Комментарии пользователей



Последний комментарий