Виктор КАРАМЫШЕВ: И, к родным истокам прикасаясь, я надеюсь, верю и люблю

19 августа все православные празднуют Преображение Господне, которое еще именуют яблочным Спасом. Нынешним летом это первый день, когда куряне после двух месяцев изнуряющей жары смогли насладиться чистотой свежего воздуха. Природа, словно борясь с собой, все-таки уступила людским мольбам.

Отличная погода для командировки. На этот раз едем в село Грязное Советского района. Оно относится к тем особенным местам, где сохранилась красота первозданной природы, где просыпаются с криком петухов, достают весной и осенью резиновые сапоги, потому что без них по чернозему – никак, где всем селом освящают в день Спаса яблоки в  храме.

У села Грязного, название которого происходит от имени реки, достойная биография, вместившая в себя историю рода каждого из  тех, кто здесь живет.  Так считает уроженец здешних мест Виктор Николаевич Карамышев – заместитель председателя Курской областной Думы. Он с такой любовью и теплотой говорит о родных местах, что  трудно представить более интересного рассказчика. Быть может, потому  что с малой родиной связаны лучшие мгновения жизни – детство, юность, первая любовь, проводы в армию. Все то, о чем нельзя забыть.

Потомки Петра и Февроньи    

 - Мой хороший знакомый однажды с гордостью сказал, что знает своих предков до седьмого колена, - начинает рассказ Виктор Николаевич.  - Я решил, что и нам негоже быть Иванами, не помнящими родства. Занявшись изучением истории своего рода и работая с курскими архивами, обнаружил первое упоминание о своих прадедах в записях, датируемых XVII веком. Правда, цифры неразборчивы: то ли 1653 год, то ли 1658-й. 

Как и все в этом селе, мои предки были однодворцами: получили надел от государя за верную службу царю и Отечеству. На этой земле не было барина, а значит и барщины.

Поэтому и поныне люди в Грязном особенные – искренние и добрые. А еще – свободолюбивые и острые на язык, за словом в карман не лезут. Здесь в каждой семье есть предания, которые передают из поколения в поколение. В нашей – это история удивительной любви и преданности  моих   дедушки с бабушкой.  Как и почитаемых святых, их звали Петр и Февронья. У них родилось девять детей. Один из них – мой отец Николай Петрович. К сожалению, четверо его братьев погибли на войне, выжил только он. Чтобы уйти на фронт, приписал себе год, и семнадцатилетним мальчишкой пошел воевать.  В 1945 году на исходе войны был ранен под Кенигсбергом. Почти трое суток пролежал без сознания, его случайно нашли, и если бы не фронтовая сестричка, которая поднесла зеркальце к губам, история его жизни могла бы закончиться. Вернулся в родное село в 1946 году, потом встретил маму, они поженились. Появились на свет дети – у меня еще есть старшая сестра Валентина и брат Петр. Обычные заботы, хлопоты, и только ранение напоминало о себе все оставшиеся годы. Отец умер в 1994-м. А мама, дай Бог ей здоровья, такая же хлопотунья, как в молодости. В ней поражает какая-то природная мудрость. Всю жизнь она проработала дояркой в колхозе, где и по сей день Александру Денисовну Карамышеву ценят и уважают.

Сейчас ее лучший друг моя дочка Настя. С внучкой они любят попеть. Семидесятилетие мамы отмечали в селе, позвали ее подруг, и все вместе они перепели все известные застольные песни. Настя была в восторге.

От школьного порога

Первая остановка – Грязновская средняя школа.  В каждый свой приезд, едет ли по депутатским делам или в гости к друзьям, Виктор Николаевич обязательно заходит в родную альма-матер. А журналистам с удовольствием рассказывает о годах учебы, о своих учителях и уточняет: это учебное заведение – одно из старейших в области.    

Но оба школьных здания, несмотря на почтенный возраст, находятся в отличном состоянии. Одно построено в 1904 году, второе – во времена хрущевского правления.

- Когда постройки обветшали, с ремонтом помог Виктор Николаевич, - говорит директор школы Вера Петровна Мазалова. – Он нас своим вниманием не обделяет, всегда интересуется школьными проблемами.

Благодаря содействию депутата Карамышева в Грязновской школе появился компьютерный класс, укомплектованный современными компьютерами и интерактивной доской. Но еще задолго до того, как Виктор Николаевич получил депутатский мандат, он не раз помогал родной школе. В финансово неблагополучные 90-е, когда каждый выживал, как мог, сельские школы оказались в бедственном положении. Как-то Виктор Николаевич приехал на традиционный вечер встречи выпускников, зашел в класс, где просидел за партой не один год, и увидел, как обветшала школьная мебель. Прошло немного времени, и новенькие парты и стулья «поселились» в кабинете.

- Если я могу помочь, почему должен проходить мимо, не замечать чужих проблем? – рассуждает Виктор Николаевич. - Да и не чужие они вовсе: школа по-прежнему остается для меня одним из главных мест в жизни. Здесь всегда были отличные педагоги, поэтому из Грязновской школы ребята в вузы поступают без труда.

Без малого сто лет назад – в 1913 году в родном селе Виктора Карамышева насчитывалось порядка 500 дворов и жили более 3000 человек. Сейчас селян в десять раз меньше. В былые времена проводились конные ярмарки, в центре села возвышался красавец-собор. В 30-е годы храм разрушили, асфальтовую дорогу провели в стороне от Грязного, и оно уже не так гремело на всю округу. Но по-прежнему славилось людьми, которые работали не за трудодни, а по чести и совести.  И сейчас оно находится на территории крепкого хозяйства – СХПК «Александровский».

Нечасто признаются современные люди в том, что родом они из коренных крестьян. Для Карамышева же это повод для особой гордости. Виктор Николаевич уверен: тот, кто  родился в сельской местности, наделен большим зарядом жизненной энергии и стойкости, с детства привыкая к труду.

- На мой взгляд, воспитание в сельских семьях отличается от городского в лучшую сторону. Здесь все друг у друга на виду: ни украсть, ни обидеть кого-то рука не поднимется. У селян почтительное отношение к старшим: только попробуй ослушайся, завтра это станет предметом обсуждения для всего села. В Грязном испокон веков все делали вместе – и огороды вскапывали, и дома строили, и веселились, и печалились. Во все душу вкладывали – и когда работали, и когда пели. Это традиции, которые нельзя искоренить. …С детства помню, как песня над селом раздавалась, когда женщины возвращались с работы домой. Едут на открытой  машине и так поют, что аж за душу берет. А доярки, и мама моя в их числе, почему-то звонче остальных….

Когда деревья были большими

 - Воспоминания из детства – яркие, необычные, «первооткрывательские» - проходят калейдоскопом. Мальчишкой три  раза в речке тонул – повезло, спасали старшие приятели… Первое сентября – всегда праздник. Идешь в школу с букетом цветов и каждый раз радуешься предстоящей встрече с одноклассниками и учителями, хоть и жили практически бок о бок…

Особые, почти сокровенные воспоминания связаны с празднованием Дня Победы. Отец-фронтовик чтил этот праздник, но без лишних слов и пафоса. Помню, сажал в мотоцикл с коляской маму и нас с братом – сестра уже в городе училась – и вез в дубраву, на поляну, где к этому времени расцветали ландыши. Там мы собирали цветы, а потом устраивали пикник. До сих пор День Победы у меня ассоциируется с ландышами. 

…Детство - время, когда деревья были большими. Коровник новый построили, смотришь -  какой он огромный! Школа казалась внушительной. За вишнями ходили – целое путешествие. Раз в месяц пасли коров – и это было настоящим приключением. Зимой – хоккей, причем коньков почти ни у кого из нас не было. Весной, еще земля не просохла, все в резиновых сапогах, а уже в футбол и в лапту играем.  Подрос – родители купили велосипед. Ощущение того, что этот двухколесный красавец теперь твой, помню до сих пор. Затем появился мотоцикл, в ночное с ребятами ходили, на лошадях катались. Первый трудовой опыт я приобрел тоже в родном селе: работал штурвальным на комбайне. Однажды первое место с комбайнером в колхозе заняли, премию родителям отдал. Это очень льстило: занимаешься чем-то взрослым, нужным, и деньги домой приносишь.

Когда возвращаешься вечером с работы на комбайне, уже роса упала, темнеет, и воздух такой душистый от разнотравья. Но усталость как рукой снимает, когда друзья-товарищи зовут в клуб. Не думаешь о том, что завтра рано вставать, а утром, когда мама будит на работу, в очередной раз даешь себе обещание не гулять до первых петухов. И, конечно, вечером опять все как под копирку.

Моя юность мало чем отличалась от того, что было у других деревенских парней - училище, армия, институт. В городской жизни ждало много нового и, несомненно, интересного. Но меня по-прежнему тянуло домой, да и родителям нужно было помогать. Отец хворал, и когда подходила его очередь пасти коров, эту обязанность брал на себя я. На выходных – пастух, в будни – студент престижного вуза.

От русской  печи до святого колодезя

В Грязном у Виктора Карамышева с каждым, даже самым заповедным уголком связаны воспоминания. Одно из знаковых мест - источник, который здесь называют святым  колодезем.  Грязновцы и в советские времена были уверены, что вода в нем – святая. Об этом не очень-то распространялись – за церковную пропаганду можно было и партбилета лишиться. Свободно, не боясь, толковали на эту тему только старики. Из рассказов соседки  бабы Кати впервые услышал об этом и маленький Витя Карамышев.         

- С бабой Катей мы дружили. Я еще под стол пешком ходил, а ее сыновья уже выросли, разлетелись из родного гнезда. Бывало, приду к ней в гости, она меня чем-нибудь вкусным угостит. Главной достопримечательностью ее избы была русская печь, и если я засиживался допоздна и оставался ночевать, укладывался на печке спать. Там,  улегшись на тулуп и разомлев от тепла, слушал рассказы пожилой соседки. Иногда заходили к ней в гости подруги, и они вспоминали минувшие дни, ворошили истории, которые уже быльем поросли. И про источник рассказывали, и о том, что еще несколько десятилетий назад Грязное украшал великолепный двухпрестольный собор, освященный  во имя Пресвятой Троицы и иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».

В 30-е годы храм разрушили, стены по кирпичикам разобрали. Долго не могли найти добровольцев, которые бы залезли на колокольню и скинули колокола. И все-таки двое богоотступников нашлись, а потом один за другим они погибли страшной смертью. Даже сейчас односельчане не любят об этом вспоминать. Во времена моего детства и юности храма в Грязном не было, а без него какое же это село? Так, одно название.

В 2006 году, через семьдесят лет после того, как собор был разрушен,  здесь на всю  округу вновь разнесся колокольный звон.  Храм освятили во имя святителя Николая, хотя и стоит на месте Троицко-Купинного собора. Мы приехали в Грязное в день большого православного праздника, когда принято освящать яблоки. Смотрим, женщины в платках потянулись к храму с корзинками. Отчего же и нам к ним не присоединиться? Заходим. Селяне ждут настоятеля отца Ярослава и тихо разговаривают.

Покупаем свечи у пожилой женщины, работающей в церковной лавке. Заметно, что Виктор Николаевич относится к ней с особым почтением. И немудрено: Валентина Михайловна Носова не одно поколение школьников  учила русскому языку и литературе.

Она охотно вспоминает о том, каким прилежным учеником был Виктор Карамышев, как неоднократно участвовал в олимпиадах и конкурсах. А для односельчан он прежде всего тот, кто восстановил справедливость, построив в Грязном храм. Четыре года ушло на его возведение. Благословение на строительство дал владыка Ювеналий, а освящал владыка Герман. Все тяготы строительства разделила пополам с мужем Галина Карамышева. Чем могли, помогали родителям дети Николай и Настя. Строили на века: кирпич самый лучший привозили  из Старого Оскола, березовый иконостас  резали целый год, как того требует технология. Храм небольшой, но светлый и изящный. Его украшает редкая святыня – копия с иконы Васнецова  «Не рыдай Мене Мати».

- Каждый раз, когда захожу в храм, испытываю радость, легкость небывалую. А потом – к источнику. Вода в нем чистая, студеная – круглый год плюс четыре градуса. Умоешься, постоишь, что называется, на семи ветрах, и словно заново рождаешься. Поднимаюсь от святого колодезя наверх – и я на том месте, где когда-то располагалась усадьба моего деда. Он арендовал 200 десятин земли, пасека была, яблоневый сад. В начале 30-х годов арестовали, и о его дальнейшей судьбе ничего не известно.

...Мой отчий дом в другой части села, сейчас там живут чужие люди, но я всегда стараюсь проехать мимо, чтобы посмотреть на родные окна.

Дорогу осилит идущий

 Виктор Николаевич Карамышев представляет в Думе интересы трех районов – Советского, Черемисиновского и Касторенского. Обращаются к нему с разными, порою личными вопросами. Впрочем, на селе какой вопрос ни возьми – все личное. Нужны деньги для  поездки детского коллектива на конкурс или помощь в починке прохудившейся кровли; соседи никак не могут поделить межу – тоже к депутату. Безусловно, это говорит о доверии людей. Но главные проблемы во всех районах одинаковы: нужно подвести газ, оставляют желать лучшего дороги и, конечно, главная беда – водоснабжение. Как председатель комитета по бюджету, налогам и экономическому развитию Виктор Николаевич знает, каких финансовых вложений требуют эти «больные места». Но уверен: дорогу осилит идущий – не за горами тот день, когда во все села придет газ, и селянам не нужно будет выстраиваться в очередь за водой к одной-единственной колонке, а дорожное строительство коснется даже отдаленных деревень. Его депутатская деятельность прямое тому подтверждение. К примеру, еще пару лет назад в деревне Городище, что по соседству с Грязным, и не мечтали о дороге с твердым покрытием. Ее никогда не было – ни при царе, ни при коммунистах, ни при демократах. А в конце августа здесь был деревенский праздник – дорогу открыли. Виктор Карамышев помог.

И в родном селе Виктора Николаевича, не без его содействия, тоже праздник намечается.  В Грязном уже ведется строительство газовых сетей, и через пару месяцев придет в село голубое топливо. Люди ценят такое отношение к себе – на прошлых выборах в областную Думу Карамышева поддержали более 90 процентов жителей Советского района, а в родном селе и все 100…

Древние говорили: помогать – прерогатива сильных людей. Но одних только возможностей здесь недостаточно, главное – иметь желание помочь тем, кто в этом нуждается. Много лет назад по инициативе Виктора Карамышева был организован благотворительный марафон «Час для детей». Благодаря собранным средствам пятнадцати  малышам, страдавшим  тяжелейшими пороками сердца, успешно сделали операции.  Первый из них – Максим. Сейчас он уже  вырос, окончил школу, училище и устраивается на работу. И все эти годы семья Карамышевых не теряла связи с семьей мальчика.

…Ежедневная помощь людям, построенный храм, спасенный ребенок – не так уж и мало для человека, у которого впереди вся жизнь.

Оксана ПРОТОНИНА
Советский район

PS. Все-таки  Грязное -  самобытное село.  Вы больше нигде не увидите такого памятника Ленину. Скульптура выполнена местным умельцем Сидоровым, и когда ее хотели снести, все односельчане встали  на защиту достопримечательности.  Свободолюбивые грязновцы на все имеют свое мнение. И что с ними поделаешь - уж пятый век они такие…

«Моя  малая Родина» - совместный информационный проект журнала «VIP» и Курской областной Думы.


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 04-2010

Комментарии пользователей



Последний комментарий