Две пятерки за пройденный путь

Странная вещь юбилей. Родные и друзья уверяют, что его надо отмечать с размахом, самому же юбиляру в предпраздничной суете хочется побыть одному. Чтобы подвести предварительные итоги, задуматься о будущем, да просто поразмышлять. День рождения всегда к этому располагает, а юбилейный – тем более. И чем больше прожито, тем больше воспоминаний, которыми хочется поделиться. Не стал исключением и наш сегодняшний гость – заместитель начальника УМВД России по Курской области, начальник полиции полковник Валерий ПЕТРУШИН. За годы службы в органах внутренних дел на его долю выпало немало испытаний, но и число интересных дел, раскрытых преступлений тоже исчисляется не десятками.

Я б в Анискины пошел…

 К слову, в молодости Валерий Петрушин не мечтал о карьере милиционера, вернее, он несколько раз менял свои приоритеты. Родился и вырос в Курском районе, а десятилетку окончил в городе. Класса до восьмого мечтал стать агрономом по примеру одного из двоюродных братьев. Но судьбу не обманешь. Был в его роду еще один родственник, ставший следователем. По его стопам и решил пойти Валерий Александрович.

Благо родители оказались не просто любящими, но и понимающими. Ни отец Александр Семенович, ни мама Тамара Ивановна препятствий сыну не чинили. Да и некогда было особо задумываться выпускнику Петрушину об устройстве карьеры. Сразу после десятилетки – армия. Армейские истории есть у каждого, но у Валерия Александровича она особенная.

– На призывном пункте пробыл три дня – не забирали, – смеясь, вспоминает Валерий Александрович. – Через каждые полчаса построение: кого в танкисты, кого в пограничники. А меня никуда не берут. Уже к концу третьих суток вместе с дежурным в комнату вошел мичман. Он и определил: служить тебе на флоте. Я с радостью воспринял это решение. Но так получилось, что солдатскую вахту нес в морской авиации. Думал, никакой разницы, а она существенная: прежде всего в сроках службы – два против трех лет. Да и в море не выходил – был радиомехаником, обслуживал крылатые ракеты. Но морскую форму носил.

Два года отслужил Валерий Петрушин на Дальнем Востоке, а затем сразу пошел в школу милиции. Учился в Каунасе, но из Литвы – почти заграницы – вернулся в родной Курск и поступил на службу в областной уголовный розыск.

– Пришел в отдел, а там все – фронтовики, – вспоминает Валерий Александрович. – Профессионалы высочайшего класса, люди сильные, уверенные в себе и в том, что выбрали нужную и важную профессию. Они многому меня научили: любить свое дело и делать его добросовестно, не быть равнодушным к людским несчастьям и даже в самом отпетом преступнике видеть прежде всего человека. Помню, когда в первый раз надел милицейскую форму, казалось, только на меня все и смотрят. Еще раньше, когда проходил практику по линии ГАИ, довелось нести службу в своем районе. Думал, меня здесь все знают, как буду наказывать знакомых и соседей, если они нарушат правила дорожного движения. Сомневался. И тогда наставник мне сказал: «Ты определись – хочешь служить в милиции или нет». Я определился, и ни разу за всю жизнь об этом выборе не пожалел.

Пятнадцать лет жизни отдано уголовному розыску, затем возглавил Золотухинский отдел милиции. И вот уже без малого десять лет работаю в областной структуре УВД.

– Валерий Александрович, вы все время говорите о милицейской службе. Но 2011 год стал знаковым для всех, кто служит в органах внутренних дел. Милицию переименовали в полицию, существенно сократили численность личного состава. Многие из тех, кто далек от вашего ведомства, до сих пор задаются вопросом: для чего это нужно?

– И руководство страны, и Министерство внутренних дел подошли к вопросу реорганизации милиции очень ответственно. Это касается и самой структуры в целом, и конкретно каждого офицера милиции. На начало марта текущего года на территории Курской области в милиции работали около 8,5 тысячи человек, на сегодняшний день – чуть более шести тысяч. Сокращение было поэтапным и началось еще в 2010 году. Конечно, возникали и спорные ситуации, но руководство УВД области, аттестационные комиссии досконально разбирались в каждом случае.

Вспомнили то хорошее старое, и решили снова объединить все службы под одной структурой. К примеру, в состав полиции теперь входят и милиция общественной безопасности, и криминальная милиция, и другие подразделения. Думаю, это позволит поднять работу на более высокий уровень. Была учтена и та критика, которая в последние два-три года звучала в адрес работников органов защиты правопорядка. Необходимо было не просто принять меры для борьбы с коррупцией, но и вложить, что называется, духовную составляющую в работу полиции.

Начальником УВД по Курской области Виктором Петровичем Потаповым была поставлена задача не допустить того, чтобы достойные люди оказались за порогом полиции. Для этого были созданы аттестационные комиссии. Уверен, на службе остались в первую очередь профессионалы и те люди, которые по своим моральным качествам подходят для работы в органах.

Нужно было закрепить партнерскую, а не доминантную модель взаимоотношений полиции и общества, четко определить обязанности и права полиции и правового статуса сотрудника полиции, освободить полицию от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов. Все это отражено в новом Законе о полиции. Сюда же включены в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицейской этики, всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах. Реализован положительный международный опыт в области строительства полицейских институтов, но при этом сохранены отечественные традиции правового регулирования. Уверен, открытость и прозрачность деятельности полиции будут способствовать восстановлению доверия у граждан.

– Не скажется ли сокращение личного состава органов внутренних дел на обеспечении правопорядка в регионе?

– Пока такой проблемы нет. Сегодня достаточно полицейских для обеспечения правопорядка на территории Курской области. Прежде всего потому, что население региона за последние десятилетия значительно уменьшилось. Вот вам пример. Когда я приступил в 1995 году к работе в Золотухино, в районе проживали 32 тысячи человек, а на момент моего ухода в 2002 году уже 27 тысяч. Но тогда численность личного состава в органах УВД была меньше, чем на начало 2011 года. И все справлялись со своими обязанностями.

 

Вернуть икону было делом чести

– Народа было больше, а нарушений меньше… Или это заблуждение, что с каждым годом преступность растет?

– В 80-х годах в области в среднем оставалось не раскрытыми лишь триста преступлений в год. Сейчас эта цифра значительно выше. Но, анализируя нынешнюю ситуацию, нужно все же отметить, что число преступлений уменьшается. Сказываются и выросшее благосостояние наших граждан, и принимаемые меры по профилактике правонарушений. Изменилось и законодательство: увеличились сроки наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Пик приходился на 2005 –  2006 годы, а в последние пять лет количество преступлений уменьшилось на 25 – 30 процентов, при этом порядка 50 процентов от общего числа преступлений совершается в областном центре.

– За годы службы, и прежде всего на оперативной работе, были интересные дела. Какие из них оставили особый след в вашей памяти?

– Особенно запомнилось первое дело. В октябре 1980 года пришел на службу в областной уголовный розыск. Нам, вчерашним курсантам, была поручена отработка информации. И поступил сигнал о том, что на улице Верхней Луговой в подсобном помещении одного из домов был спрятан клад. Хозяин дома его нашел и скрыл от государственных органов этот факт. Надо отметить, клад был богатый – около ста золотых царских монет достоинством пять и десять рублей. В ходе операции удалось изъять остаток «сокровищ» – порядка 50 монет, а остальное преступнику удалось сбыть. Он был привлечен к ответственности по статье о незаконных валютных операциях.

Много было дел по раскрытию убийств и других особо тяжких преступлений. Памятно дело об убийстве семьи Кариковых. В начале 90-х годов прошлого века оно вызвало серьезный резонанс в обществе. Это время, когда зарождалось кооперативное движение, появились первые частные предприниматели, и Кариковы были в их числе. Они занимались пошивом меховых шапок. Преступники позвонили в дверь дома около девяти часов утра, проникли в дом, представившись «коллегами-шапошниками». Они расстреляли хозяев дома, тяжело ранили дочь. Именно она позже проходила основным свидетелем по делу. В результате нашей оперативно-розыскной работы была выявлена преступная группа лиц, на счету которой было 14 убийств, совершенных на территории Курской и Белгородской областей, в Белоруссии и даже в Прибалтике. Об этом деле писали в газете «Совершенно секретно», участники операции, в том числе и я, были отмечены премией.

Не могу не сказать о деле, связанном с кражей списка иконы «Знамение» Курской Коренной. Работать пришлось в очень напряженном режиме. Был создан следственно-оперативный штаб, где отрабатывались различные версии и направления в работе. Оперативные сотрудники выезжали в Москву, несколько дней шли буквально по пятам преступника, и когда установили канал, по которому должны были сбыть икону, действовать пришлось, если так можно сказать, супероперативно. Мы вышли на солидный ломбард в Москве, хозяин которого признался, что список должен отправиться во Францию. Святыню удалось изъять у злоумышленника за час до отлета самолета. Сам преступник действовал под чужим именем, это удалось установить благодаря грамотно проведенной экспертизе и хорошо организованным первоначальным оперативно-розыскным действиям. Были изъяты отпечатки пальцев рук у предполагаемых участников событий, это позволило установить, что преступник присвоил себе чужие имя и фамилию, став послушником монастыря. На самом деле он совершил побег из мест заключения в Белоруссии. Кстати, мы нашли святыню на сороковой день после пропажи.

– Вы верите в такие совпадения?

– Я был свидетелем восстановления Коренной пустыни, знаю историю обретения иконы, поэтому вернуть на родину ее список, тоже ставший святыней, было не только делом офицерской чести, но и долгом православного человека. Когда впервые из Нью-Йорка в Курск прибыла икона Божией Матери «Знамение» Курская Коренная, по нашим данным ей поклонились более 600 тысяч человек. В том числе и паломники, прибывшие из стран ближнего и дальнего зарубежья. И, безусловно, в дни пребывания иконы милиция работала в усиленном режиме.

– Когда начинаете отрабатывать версии, что играет важную роль?

– Первоначально – осмотр места преступления. Выясняешь, какие следы оставил преступник, что говорят свидетели, потерпевшие. Каждый вид преступления имеет свою структуру, имеется в некотором роде сценарий, но все-таки для выработки точной версии необходимо тщательно
изучить место происшествия.

В преступной среде свои иерархии и свои приоритеты. Карманник, как правило, не будет квартирным вором, а вор – не убийца. Но иногда под действием обстоятельств совершается еще более тяжкое преступление. Например, вор застает дома хозяев и убивает, чтобы скрыть факт воровства или своей причастности к этому делу.

Особая категория – мошенники. Они способны войти в доверие, расположить к себе человека, внушить ему нужную информацию. Словом, каждый преступник находит свою нишу, но бывают и исключения.

Нынешней весной были совершены три изнасилования в Беловском, Медвенском и Фатежском районах. Уже пошли слухи о том, что появился маньяк, но выяснилось, что их совершал уроженец Железногорского района. Он высматривал одиноких женщин, которые на трассе ловили попутку. Сажал их в свою машину и в дальнейшем совершал преступления. В ходе следствия было установлено, что преступник «отметился» на Украине. Он входил в группу из четырех человек, совершивших не одно убийство. Его троих подельников расстреляли, а он избежал наказания. В Курской области возглавил преступную группу, на счету которой около 50 краж.

– Валерий Александрович, мы все время говорим о работе, о том, что такое честь офицера теперь уже полиции. Нетрудно сделать вывод, что большую часть времени вы проводите на работе. А как к этому относятся в семье?

– За долги годы моей службы в семье привыкли к тому, что я работаю в таком ритме. В любой момент могут вызвать на работу, выходных дней как таковых нет. Но главное, что родные чувствуют мою любовь и заботу. У меня замечательная жена Алла Ивановна, две дочери – Ольга и Инна выучились на врачей. Теперь и внуки подрастают – Никита, Слава и Валерия.

Любимая работа, дом, где тебе всегда рады. Что еще нужно для счастья?

Оксана ПРОТОНИНА


< Вернуться к содержанию

VIP # 04-2011

Комментарии пользователей



Последний комментарий