Музыка в камне

История Суджи неразрывна с историей одного из старейших храмов курского края – Свято-Троицкого, купола которого видны далеко окрест. Сегодня Троицкая церковь  – духовный центр города, а первое летописное упоминание о ней относится к 1664 году, когда посольство суджан отправилось к царю Алексею Тишайшему с просьбой о восстановлении после пожара крепости и о даровании ей статуса города.

Высочайшее одобрение было получено, успеху посольства способствовало то, что его возглавил настоятель Троицкой церкви священник Иоанн Терлецкий. В 1778 году, когда Суджа входила в состав Слободской губернии с центром в Харькове, губернатор издал указ о сборе средств на строительство каменного храма. В архиве сохранилась ведомость, где перечисляются имена меценатов – от городовых до уездных врачей. Строили всем миром и долго – 34 года. Освящение нового храма пришлось на самый разгар Отечественной войны 1812 года. И в этом факте так узнается русский несгибаемый характер, русский патриотизм!

Любимый суджанами храм благополучно пережил XIX век и печально известные богоборчеством тридцатые годы XX столетия. В 1939 году без согласования с настоятелем и приходом контора «Заготзерно» заняла левый придел, но службы продолжались, церковная молитва не смолкала.

Во время немецкой оккупации в храме произошли трагические события. В Суджу пришел эшелон с ранеными венграми, вышедшими из окружения под Воронежем. Фашистское командование приняло предательское решение – не помогать союзникам. Немцы отняли эшелон и разместили тяжело раненных венгров в Троицком храме, который превратили в тюрьму. Тех, кто был легко ранен, поселили на квартирах. Как писал в объяснительной записке священник Иоанн Переверзев, в то время настоятель, раненых военных в храме было около тысячи. Вооруженные и озлобленные, они понимали, что немцы их предали. Священник выносил сосуды для богослужений и чудотворную «Пряжевскую» икону Божией Матери с опаской за собственную жизнь, буквально переступая через раненых.

Перед отступлением фашисты разыскивали венгров на квартирах и расстреливали. Русские с состраданием, по-христиански отнеслись к раненым. Женщины приносили им похлебку, одна семья в селе Замостье спрятала в погребе несколько военных и тем спасла от гибели. Немцы взорвали вход на колокольню и несколькими фугасами подожгли храм, вокруг которого поставили оцепление. Три дня были слышны крики и стоны заживо сгоравших людей. Суджане просили пропустить их в церковь, чтобы хоть кого-то спасти, ведь там находились и арестованные коммунисты с семьями, и евреи. Но безуспешно.

Документальные подтверждения трагического события были обнаружены в 1997 году во время ремонта водопроводной сети. Настоятель храма протоиерей Евгений Шестопалов, в прошлом поисковик, вместе с прихожанами начал раскопки, которые продолжаются до сих пор. Оказалось, что вокруг церкви и под ее полом находятся останки погибших, оружие, другие артефакты.

 – Наш храм буквально стоит на крови и костях, – рассказывает отец Евгений. – Мы подняли останки 356 человек, перезахоронили их возле храма, установили памятник. Продолжаем раскопки под полом одного из приделов. Но чтобы полностью снять пол, перезахоронить всех погибших, нужны значительные средства, которых нет.

Много лет в Троицком храме продолжается реставрация, отец Евгений мечтает вернуть ему первоначальный облик. Здание, построенное на песке искусными мастерами, в старину внутри и снаружи было украшено лепниной, воспроизводящей орнаменты суджанских ковров. Не случайно церковную архитектуру называют музыкой в камне. Некоторые из ее причудливых мотивов удалось услышать и мне.

Елена ВЫБОРНОВА
г. Суджа


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 05-2010

Комментарии пользователей



Последний комментарий