Мой отец – настоящий русский мужик

Чем больше прожито, тем пристальнее взгляд, которым всматриваешься в самого себя. Юбилей – всегда время подведения итогов какого-то отрезка жизни, сверка нравственных ценностей и ориентиров, прямой и откровенный разговор с самим собой.

Но, пожалуй, пристальнее всех всматриваются в нас наши близкие и прежде всего – дети. Недаром воспитание называют искусством правильно жить на глазах у собственных детей. Для Игоря Шевченко его отец – председатель суджанского колхоза «1-е Мая» Анатолий Филатович – самый дорогой в жизни человек. А 70-летний юбилей – повод рассказать не только о качествах личности руководителя одного из лучших в области хозяйств, но и человека, ставшего с самого раннего детства образцом для подражания. Игорь Анатольевич говорит об отце так, что неловко перебивать вопросами. Хочется просто слушать...

– Я сильно люблю отца. Он для меня – самая большая ценность в жизни, несмотря на то, что довольно часто не согласен со мной, бывает, ссоримся. Уверен, что самая большая беда, от которой может погибнуть не только отдельное хозяйство, но и вся наша Россия,– лизоблюдство. Страшно, когда руководителю никто не может сказать правду, он начинает чувствовать себя непогрешимым, перестает видеть свои ошибки. А дело от этого только страдает. У нас все по-другому, так приучил отец. Я всегда открыто высказываю свое мнение: не то сеем, не туда повезли урожай, не так продаем, не то сделали. С отцом, как и с любым сильным, уверенным в себе человеком, трудно спорить. Но он всегда старается выкроить время, чтобы выслушать меня, и мы вместе находим «святую середину».

Ведь что такое председатель колхоза? Это самый авторитетный в селе человек, от него многое зависит не только в плане хозяйствования, но и в повседневной жизни людей, в их судьбах. Меня всегда поражала и не перестает поражать сила и крепость характера отца, его оптимизм. Переживая трудные переломные годы, он не терял уверенности, что наше хозяйство, если умрет, то последним, и как минимум через год после всех остальных. Прошли годы, вокруг нас нет ни одного колхоза, а наше сельхозпредприятие осталось. И было бы неверно сказать, что мы выживаем. Несмотря на экономический кризис, дела в колхозе идут неплохо.

В начале года опасались, что не сможем выдать заработную плату, но теперь уже можно с уверенностью сказать, что самое трудное позади. Хозяйство не имеет ни одного рубля кредитов, долгов, в том числе и по налогам. На счете есть деньги. Из-за засушливого лета урожай получили небольшой, но в целом обошлись без убытков. Сахарной свеклы взяли почти по 400 центнеров с гектара, это лучший результат в районе. В животноводстве дела обстоят несколько сложнее, но показатели хорошие. В будущее смотрим оптимистично.

 Этому отец учил меня с детства. Особыми педагогическими приемами он не владел, просто давал мне возможность жить рядом с ним, делать его дело, разделять его интересы и увлечения. Доверяя и веря в меня, он позволял мне быть самостоятельным. Я сначала научился ездить верхом на лошади, а уже потом – ходить. На отцовском тяжелом мотоцикле начал ездить с девяти лет. Взрослое ружье отец подарил мне в шесть лет, а уже через год я впервые пошел на охоту. Отец всегда возил меня с собой – скирдуют ли ночью сено, косят ли ранним утром траву. Самостоятельно работать я начал с 14 лет. В телятнике был кормоцех, мне поручили топить два паровых котла. На все возражения специалистов отец отвечал, что теперь он будет спокоен за участок, где трудится сын, так что даже приезжать туда не нужно.

Меня зовут Филатычем–младшим. Это – большая честь, но и не меньшая ответственность. Приходится всю жизнь тянуться до этой высокой планки: не могу быть хуже, не имею права оступиться. То, что легко прощается другим, сыну Филатыча люди не простят, потому что он – постоянно на виду. Лучше отца я не буду, он неповторим, уникален. Я бы так его охарактеризовал: глыба – человек с широкой, щедрой душой. Чисто русский человек, настоящий мужик.

Заботиться о людях он учил как-то ненавязчиво, будто мимоходом наставляя: «Есть у тебя шоколадка, ты можешь залезть под кровать и съесть ее сам. А можешь разделить на 20 частей и раздать людям. Сам съел, через несколько минут ты уже и вкус ее забудешь. А люди и через 30 лет будут помнить, что ты когда-то угостил их. И эта шоколадка проживет долгую жизнь».

Род Шевченко берет начало из деревни Кругленькой в Локнянском сельсовете. Сейчас нашей малой родины уже нет. Раньше там была четвертая бригада колхоза, содержалось 440 коров, в школе учились 75 человек. А сегодня деревня представляет собой грустное зрелище: сотня-полторы пустых, брошенных домов, земля вокруг зарастает бурьяном и деревьями. Без боли невозможно смотреть на эту картину, тем более что сделать что-то для малой родины в сложившихся условиях практически невозможно.

Все мы – потомственные крестьяне. Мужчин нашего рода отличала большая физическая сила. Дед был тихим, молчаливым, но однажды лошадь увязла в болоте, он поднял ее и вынес на твердую почву. Приезжал к нам в деревню бродячий цирк, мужики его просили: «Покажи ты им силу, что он там с гирями носится!» Дед вышел на состязание, циркач вначале его раза три укладывал, а потом дед его так прижал, что силача на телеге увезли. И отец унаследовал эту силу. Когда работал ветеринарным врачом, его часто приглашали забивать скот. Он валил бычка кулаком на землю и после этого перерезал ему жилу.

…Любит отец красоту и мощь. Весна, люди пашут огороды. А ему надо было обязательно племенного жеребца выгнать, который не привык в упряжке ходить. На растяжках его держали, но зато какая красота и сила были в этом зрелище, такое запомнишь на всю жизнь!

По отношению ко мне у него было одно железное требование: каждое утро встречать рассвет. Наверное, так он учил любить родную землю, свой край. И не просто созерцать его красоты, но делать его еще красивее, заботиться об односельчанах. Этому отец и посвятил всю свою жизнь.

В день семидесятилетия мы, как обычно, встречали рассвет вместе. Отец сказал, любуясь неярким осенним небом, мягким туманным утром:

– Прожил 70 лет, никогда не видел двух одинаковых рассветов. Каждый раз небо разное, неповторимое, но всегда красивое. Как и вся наша скромная неброская русская природа.

Каждое утро отец в своем кабинете делает записи в дневник, который ведет уже много лет. О чем он пишет? Это самые простые повседневные записки, но они рисуют картину жизни колхоза, а значит и его жизни. Листаю страницы дневника… «Сегодня плюс один градус, солнце светит, хотя на траве уже изморозь. С утра кормили скот, а к обеду повезли на Хитровку солому. В поле работали дискаторы». «Ждем гостей – комиссию по охране труда. Подарок ко дню рождения. Мне сегодня 70 лет. Дети уже поздравили в 4:30 утра, а внуки, вероятно, придут к праздничному столу, который мы накрываем всегда к 12 часам. Обязательно будут и еще гости, стол не бывает пустым».

«70 лет – это много или мало? – размышляет юбиляр. – Достаточно, чтобы осознать цель прожитого. Стремление у меня всегда было одно: сделать завтрашний день лучше, чем вчерашний. И не только для себя. Но и для своих близких, которым была посвящена вся моя жизнь. От них я не отделяю свою жизнь. Этим людям я обязан всем, ведь ничто не способно так продлить годы человека, как сознание, что ты нужен людям. И поэтому самые счастливые моменты для меня – когда все окружающие довольны своей жизнью. И пусть Господь Бог будет всегда помощником в этом благом желании!»

Елена ВЫБОРНОВА
Суджанский район


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 05-2010

Комментарии пользователей



Последний комментарий