«Когда я итожу то, что прожил…»

Так уж устроена жизнь, что каждому в ней отведена определенная роль. И мы исполняем ее здесь и сейчас, без репетиций, как сейчас принято говорить, в режиме online. Вероятно, вопрос о смысле жизни, о своем месте в ней задавал себе каждый, особенно накануне «круглых» дат.

Учитывая, что генеральному директору некоммерческого партнерства «Союз производителей противопожарных работ и услуг» Алексею КАЧИКИНУ вот–вот исполнится 50 лет, напомнила ему строки Владимира Маяковского: «Когда я итожу то, что прожил, и роюсь в днях – ярчайший где, я вспоминаю одно и то же…», а потом спросила, какие яркие события своей жизни вспоминает он. И вот что услышала:

– В первую очередь – школьные годы, которые начинаешь по–настоящему ценить в зрелом возрасте. Я не был самым примерным учеником, зато занимался спортом и общественной работой. Стал даже обладателем свидетельства инструктора по работе с пионерской организацией, что позволяло ходить по школе с гордо поднятой головой. Затем – Харьковское пожарно–техническое училище МВД СССР. Учеба многое дала. День всегда был расписан по минутам: подъем, завтрак, учеба, занятия на плацу. Тогда и выработалась привычка детально планировать каждый день и строго следовать заведенному порядку. Потом, на службе, четкость действий при большой загрузке очень помогала. Следующий запомнившийся период – губкинский. В Белгородскую область приехал по распределению, отказавшись от работы в столице, хотя я – коренной москвич. Вселился в небольшую комнату в общежитии. Поставил чемодан, посмотрел в окно, и такая тоска взяла: куда же я попал?! Вечером пойти некуда, если не считать похода в кино раз в неделю. Но в Москву не тянуло. С головой ушел в работу. Коллектив, куда я пришел, состоял из начальника и одного подчиненного. У них не было специального образования, поэтому я стал лидером. Сейчас вспоминаю с улыбкой то время, когда приходил с проверкой на объект, представлялся, как положено по полной форме. И не догадывался, что в провинциальном городе меня уже все знали, даже молва шла о том, что молодой инспектор строгий, принципиальный, если обнаружит недостатки, обязательно оштрафует. Год я там отработал, женился, переехал в Белгород. Тот период запомнился отсутствием крупных пожаров. Поэтому не могу сказать, что геройски кого–то спас.

Следующий этап – четыре года учебы в Высшей инженерной пожарно–технической школе МВД СССР. Сначала избрали комсоргом курса, затем заместителем секретаря комитета комсомола школы. Перед защитой диплома предложили занять штатную должность заместителя секретаря комитета комсомола школы по интернациональной работе, поскольку у нас учились иностранцы. Можно было и на преподавательскую работу перейти, однако уехал в Курск, где ждали интересные дела и жилье.

И вот уже 23 года я – курянин. Длительное время был главным государственным инспектором Курской области по пожарному надзору. Работа беспокойная, связана с нервными перегрузками. И однажды понял, что надо что–то изменить в жизни, тем более что возраст еще позволяет работать. Принял решение уйти на пенсию, несмотря на то, что никто не подгонял. Знаете, как говорят, лучше уйти на пять минут раньше, чем на пять минут позже. Тем более что как раз в тот момент поступило предложение занять пост генерального директора некоммерческого партнерства «Союз производителей противопожарных работ и услуг».

В текущем году Государственная Дума РФ рассмотрела в первом чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности». С первого января 2011 года прекращается действие существующих лицензий в сфере пожарной безопасности. В силу вступает коллективная ответственность производителей противопожарных работ и услуг. Это означает, что становится обязательным членство в саморегулируемой организации, в обязанности которой входит выдача допусков к профилактике пожаров на договорной основе, к производству и проведению испытаний пожарно–технической продукции, к выполнению проектных и изыскательских работ, а также проведение независимой оценки и расчетов по пожарному риску и так далее.

 – Почему возникла необходимость создания такой организации – некоммерческое партнерство?

– Не секрет, что на противопожарном рынке масса недобросовестных людей. Знаю хорошо по прежней работе, как в погоне за сиюминутной выгодой фирма делает все, чтобы выиграть торги, хотя не располагает достаточными денежными средствами на оснащение объекта необходимым противопожарным оборудованием. А при сдаче его начинает «выкручиваться». В отдельных случаях могут обнаружиться скрытые дефекты, которые допускаются неумышленно. Саморегулируемая организация призвана защитить интересы собственников, которым оказали такие «услуги». В случае экстремальных обстоятельств она сначала возместит расходы, затем выяснит причину их возникновения и вновь пополнит компенсационный фонд, который по условиям должен оставаться неизменным.

Есть еще одно немаловажное преимущество вхождения в партнерство. Это оказание членам нашего сообщества юридической помощи, защита их интересов в органах власти, внесение инициатив от их имени. Проще говоря, одно дело, когда сама организация обращается в органы власти, и совсем другое, если ее поддерживает большой коллектив партнеров, к мнению которого нельзя не прислушаться.

– Вы же не просто сели в кресло генерального директора новой организации, вы ее создали с нуля?

– Да, пришлось детально разработать устав, взаимодействовать с областным управлением юстиции. Путь прошел довольно интересный. Но и это еще не все. Несколько лет назад начались разговоры о необходимости организации независимого пожарного аудита. Но в Курске не было желающих заниматься такой формой контроля. Буквально месяц назад мы с партнерами образовали ООО «Курскпожаудит» и в настоящее время готовимся к процедуре его аккредитации. Скоро будем предлагать свои услуги. Это перспективное направление. Результатом проверки состояния противопожарной безопасности станет акт, который направляется в инспекцию Госпожнадзора, что позволит его сотрудникам три года не заглядывать на данный объект.

– Госпожнадзор, наверное, не обрадуется такой помощи?

– За каждым инспектором Госпожнадзора закреплено более двухсот объектов. Их нужно проверять каждые три года, а есть еще текущие дела. Поэтому, думаю, с введением нового вида услуг мы снимем нагрузку с коллег. При этом всю полноту ответственности за качество аудита будет нести тот, кто проводил проверку.

Есть у меня и третья должность. Мой друг Александр Пикалов в свое время создал и длительное время возглавлял Курский региональный благотворительный фонд «Огнеборец». Недавно он ушел из жизни. Для меня это горькая и большая утрата. Поэтому когда учредители и члены фонда попросили возглавить его, я согласился.

– Алексей Васильевич, ваша прежняя работа на посту главного государственного инспектора Курской области по пожарному надзору была ответственной и очень насыщенной. Теперь, по–моему, ваша занятость многократно возросла. Значит, вы ничего не потеряли?

– Думаю, что нет. Важно то, что, уйдя на пенсию, остался в привычной сфере. В последнее время часто задумывался: рано или поздно придется уйти на заслуженный отдых. Кем и где смогу работать? Знал твердо, что не смогу быть «вратарем». К сожалению, часто многие офицеры, причем при высоких званиях, устраиваются вахтерами – ворота открывают. Для меня самое страшное – представить себя в роли такого «вратаря». К счастью, этого не произошло. Поэтому нормально живу.

– Что вы цените в жизни больше всего?

– Стабильность во взаимоотношениях. К сожалению, друзей становится все меньше – с кем–то разошлись во взглядах, с кем–то развели бытовые ситуации. А кого–то вообще нет рядом… Не хочу терять истинных друзей, ведь в моем возрасте сложно приобрести новых.

 – Вы хотели бы что–то еще изменить в себе и своей судьбе?

– В себе, наверное, уже ничего не изменишь, все давно сформировалось. В судьбе тоже больше не жду перемен. В прошлом году меня пригласили на работу в Москву на должность заместителя директора департамента надзорной деятельности МЧС России. Сначала дал согласие, и жена была готова переехать в столицу. Потом подумал: надо ли что–то менять в своей жизни, уезжать из Курска? Пять–семь лет послужу там, а потом все равно надо будет уйти на пенсию, вернуться сюда. А за это время растеряю друзей, с которыми общался, новых же не приобрету. Словом, поехал в Москву, извинился перед руководителем за то, что изменил решение.

Никогда не думал, что я, выросший и проживший жизнь в многоэтажках, смогу осилить строительство дома. И все же справился, построил. Теперь на выходные дочь привозит Ивана, нашего замечательного внука, который гуляет только со мной. Он родился в нашем доме, и теперь его нам так не хватает! Сын собрался жениться, скоро и он начнет самостоятельную жизнь. И останемся мы с супругой вдвоем дом сторожить. Выходит, менять что–либо поздно. Жизнь ведь и так изрядно трепала – это я сейчас о ней гладко рассказываю. Хотя в общем и целом судьба все–таки ко мне была благосклонна. Однако итоги подводить рано – мы еще повоюем!

– О чем бы вы еще хотели сказать в завершение нашей беседы?

– 27 декабря – знаменательная дата, исполняется 20 лет с момента образования российского корпуса спасателей. Казалось бы, срок небольшой, но сделано много доброго, порой незаметного для граждан, нередко с риском для жизни спасателей. Хочется искренне пожелать своим бывшим коллегам побольше служебных успехов и меньше неприятных хлопот.

Галина ЧЕМОДУРОВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 06-2010

Комментарии пользователей



Последний комментарий