«Женский взгляд», весной согретый

Открытие выставок произведений женщин-художников накануне праздника 8 Марта стало в областном центре доброй традицией. Впервые в этом году вернисаж с характерным названием «Женский взгляд» проходит в новом выставочном пространстве Курской государственной сельскохозяйственной академии. Его участницы – Ирина Глюдза, Екатерина Кизилова и Алина Пронская.

В современном арт-мире женщины нисколько не уступают мужчинам. Художницы, искусствоведы, коллекционеры – с любовью к своему делу, подкрепленной талантом и профессионализмом, они не только создают картину современного искусства, но и радикально меняют ее. Если раньше женщины-художники были, скорее, исключением из правила, то в XX веке Фрида Кало, Тамара де Лемпицка, Наталья Гончарова, Татьяна Яблонская и другие по праву стали иконами стиля.

Сегодня пятая часть членов Курского союза художников – женщины – талантливые, красивые, «сделавшие себя сами». Выставка «Женский взгляд» – яркое тому подтверждение. В собранных работах женщина предстает как творец. Ведь женское начало и отношение к жизни издавна являются мерилом вечного и прекрасного. А его обладательница, независимо от возраста, образования, вида изобразительного искусства, в котором она работает, узнаваема и уникальна.

Ирина Глюдза – известный дизайнер не только в Курске, но и за его пределами. В своих произведениях И. Глюдза познает внутреннюю суть предмета. Её неординарное видение обычных вещей поражает. А источник вдохновения Ирина Николаевна часто черпает прямо из жизни. В автопортрете «День рождения» художник включается в сюжет собственного праздника – чудесного, которого ждёшь, находясь в предчувствии друзей и подарков. В женском образе читаются нотки ностальгии, подчеркнутые весенне-осенним колоритом; героиню настигают приятные воспоминания о прошлом.


В портрете коллег по художническому цеху, искусствоведа Луизы Каркавцевой и живописца Веры Прониной, заметно влияние театра; героини в графических нарядах предыдущих эпох значительны и загадочны. «Вера и Луиза» неразлучно идут по жизни, как практика и теория в искусстве.

Одна из любимых картин Ирины Глюдзы написана по мотивам гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Она поражает своей затейливостью и проникновением в атмосферу самобытного украинского села. Здесь и юмор, и задор, и шумный праздник Рождества с грациозно вылетающей в волшебную ночь красавицей Оксаной. В произведении гармонично сочетается изобразительное, декоративное и орнаментальное начало. Мелкие детали в мистическом колорите картины хочется разглядывать до бесконечности.

В натюрморте «Синие глаза Белого моря» в россыпи драгоценностей подводного мира превращаются обычные морские ракушки всевозможных форм, размеров и расцветок. Декоративные натюрморты «Южные фрукты», «Новый год», «Сухие цветы» с часто используемой красочной обводкой силуэтов и сложным цветом становятся сказочными историями.

Любовь к искусству Ирины Николаевны генетическая, она является представителем рода курских художников Шуклиных. И. Глюдза – выпускница Харьковского художественно-промышленного института, член профессиональных союзов. В дизайнерской среде Курска ей нет равных, она автор многочисленной, знаковой для Курска продукции: юбилейных книг, буклетов, афиш, проектов городской среды. Ирина Николаевна передает мастерство ученикам – возглавляет кафедру дизайна Курского государственного университета, уже подарившую России целую плеяду молодых профессио­налов. Будучи всегда в авангарде художественных событий, И. Глюдза находит время на творчество, очень личное и всегда выверенное, предпочитая работать в технике масляной пастели и гуаши.

Потрясающее качество И. Глюдзы – умение видеть красоту в обычном, фантазировать с озорством, играючи. А за этим – каждодневный труд и беззаветная преданность профессии.


Екатерина Кизилова, словно сошедшая с «Автопортрета», – интеллигентная, сдержанная, но только не в своих произведениях. Выпускница художественно-графического факультета Курского государственного университета, член Союза художников. В начале творческого пути Е. Кизилова активно путешествовала. На протяжении семи лет бывала на легендарной Академической даче им. И.Е. Репина в Тверской области. Именно там происходила концентрация её творческого потенциала. В становлении Е. Кизиловой большую роль сыграл народный художник России Леонид Руднев, которого она считает своим наставником. Кизилова продолжает в творчестве традиции курской живописной реалистической школы. Работает в разных жанрах: портрет, натюрморт, пейзаж.

В её произведениях – вся палитра чувств и много личных историй. Например, «Коты», привезенные с «Академички». Красавица-кошка распушилась на веранде деревянного сруба в ожидании кота. Кого выберет четвероногая красавица? Черный ухажер привлек её внимание, рыжий соперник недовольно ретируется – настоящий любовный треугольник.

Источником вдохновения для Е. Кизиловой служит родная природа, красоту которой она воспевает. В экспозиции несколько вариаций просматривающегося сквозь осеннюю листву курского Свято-Троицкого женского монастыря, пробуждающийся майский лес, оживающая после зимы Стрелецкая слобода и рябиновые натюрморты. Цвет активный, в работах много света.

Произведения художника уже хорошо знакомы курскому зрителю, она – постоянный участник выставок разного уровня, провела несколько персональных. Её работы находятся в частных коллекциях не только в России, но и в Германии, Франции, Китае, США. Сама Е. Кизилова много сил отдает студентам, преподавая в Юго-Западном государственном университете и занимаясь научной деятельностью.


Третья участница выставки – Алина Пронская, которая ищет свой неповторимый творческий стиль и метод. В произведениях Алины уже прослеживаются узнаваемые сюжеты – руки. Для художника это не просто композиционный знак. Это обобщенный символ нас самих. Поэтому они не имеют ни индивидуальности, ни сходства с конкретным человеком. Яркие, нестандартные произведения художницы полны меланхолии и ностальгии.

Алина Пронская – выпускница художественно-графического факультета Курского государственного университета, член Союза художников. Работает в технике масляной живописи в жанре пейзажа, натюрморта и портрета. В настоящее время Алина – главный хранитель в Курской картинной галерее имени А.А. Дейнеки. В силу своей профессии она каждый день находится в диалоге с произведениями искусства разных стилей и эпох.

«Женский взгляд» получился разноплановым, как и в жизни. Каждая из художниц уникальна, как титулованный мастер, так и начинающий автор. Искусство проникает в нашу повседневность, наполняя её смыслами и идеями, а «Женский взгляд» – жизнеутверждающей силой и искренностью.

В Международный женский праздник 8 Марта желаем художницам вдохновения и воплощения самых ­грандиозных замыслов.

Татьяна Пронина,
искусствовед


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 01-2021

Комментарии пользователей



Последний комментарий