В экспозицию вошли картины художников русской школы XVIII–XX веков и советский фарфор 1920–1930-х годов. Выставка стала возможной благодаря деятельности культурной платформы АРТ-ОКНО – проекта благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Важная задача – сохранение и приумножение культурного наследия России – решается в комплексе с просветительской работой, позволяющей любителям прекрасного знакомиться с лучшими образцами классического и современного искусства из столичных собраний.
В третий раз привозит свои сокровища в наш город крупнейший в мире музей русского искусства – Государственный Русский музей. Решение о его основании было принято Александром III. Торжественное открытие «Русского музея императора Александра III» (таково первоначальное название) состоялось 19 (7) марта 1898 года. Основой собрания стали произведения искусства и предметы, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей. Сейчас фонды музея насчитывают около четырехсот тысяч экспонатов и охватывают все исторические периоды и тенденции развития русского искусства более чем за тысячу лет: с Х по ХХI век.
Тема нынешней выставки беспроигрышна и неисчерпаема. Это подтверждается успешным показом расширенного варианта экспозиции в филиале Русского музея в испанской Малаге. И тем, что в ближайшее время нечто подобное будет предложено посетителям Музея современного искусства в Милане.
«Выход из тени» в залах курской галереи фокусирует внимание зрителя на интересной и многогранной проблеме – женское присутствие в культуре. Одна из таких граней – образ женщины в искусстве. Нередко выбор героини характеризует целую эпоху, а трактовка – интонацию автора и его отношение к модели.
Представленные на выставке персонажи разнообразны. Здесь и светская красавица рубежа веков («Портрет Мамонтовой» Н.Н. Беккера), и сама императрица («Екатерина II на прогулке» В.Л. Боровиковского и «Елизавета Алексеевна в чепце» Дж. Доу), бой-баба в силу обстоятельств («Председатель колхоза товарищ Олимпиева» Л. Вольштейна и «Наталия Демьяновна Разумова» неизвестного автора), студентки, да и просто характерные типажи («Девушка в красном платке» неизвестного автора).
Другая грань – женщина как «актор», действующее лицо, не просто позирующая красавица в нарядном платье, а творческая личность. Эта тема раскрывается в «Поэтессе» А.Г. Ситникова, «Портрете А.К. Тарасовой» А.М. Герасимова, «Портрете балерины А.В. Шелест» В.М. Орешникова.
Наконец, ещё один аспект «феминистской повестки»: женщина-творец. Если вспомнить историю русского искусства и говорить об авторах, то совершенно очевидно выявляются два пика женского присутствия в художественной жизни: конец XIX – начало XX столетия и последняя четверть ХХ века.
Дамы-художницы начала ХХ века – это множество имён и ярких личностей. Среди известных: Мария Башкирцева, Анна Остроумова, Наталья Гончарова. Есть также художницы раннего советского времени, творчество которых стало открытием сравнительно недавно: Валентина Маркова, Ксения Клементьева, Мария Ломакина, Ольга Соколова.
Второй пик «женской волны» в живописи приходится на конец 1970‑х годов, когда на выставках появились работы Татьяны Назаренко, Елены Романовой, Натальи Нестеровой, Ольги Булгаковой и др. Смещение акцентов, апелляция к традициям прошлого, понятым широко (от Ренессанса до авангарда начала ХХ века), наглядно присутствуют в стилистике их работ 1970–1980-х годов.
Число экспонатов этой выставки было невелико. Но внимательный зритель без усилий увидел перекличку образов разных эпох: юной молочницы А.Г. Венецианова и старой крестьянки С.В. Герасимова, отметил сходство дам в шляпках в картинах В.Л. Боровиковского и Н.И. Нестеровой, сделав заключение о том, как меняются трактовка и интонация художников разных эпох, даже если они обращаются к одному мотиву.
А совсем уж зоркий зритель, из числа знатоков курской коллекции, мысленно дополнил экспозицию Русского музея экспонатами из собрания галереи имени А.А. Дейнеки.
Маргарита УВАРОВА