Крестный ход в Курской губернии. Обыкновенное чудо

Шел 1989 год. Накануне страна отметила 1000-летие Крещения Руси. В ходе подготовительных и праздничных мероприятий в общественном восприятии Русской православной церкви и её роли в истории России произошел перелом. Началась передача Церкви монастырей и храмов. У Курской епархии тоже была необходимость многое вернуть под свое крыло, прежде всего – Коренную пустынь.

…Архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий дописал письмо, вызвал одного из священников. Протянул ему конверт, велел отправиться в Москву и вручить послание, адресованное Михаилу Сергеевичу Горбачеву, лично в руки. Почему не посылает по почте? Да кто знает, к кому оно попадет, не затеряется ли в кремлевских кабинетах, окажется ли на столе генсека... А Михаил Сергеевич любил общаться с народом прямо на улице. Значит, следовало оказаться в том самом месте.

Посланник поручение выполнил. Оставалось надеяться и ждать. Никто не ведает, сколько раз заглядывал в календарь владыка, считая дни. Думаю, как всегда по закону жанра, ответ пришел, когда его почти не ждали. Даже не ответ – телефонный звонок из Приемной ЦК КПСС:

– С вами говорит помощник Горбачева. Выезжаем в Курск. Нас двое. Встречайте!

 Утром 15 июля владыка Ювеналий привез гостей в епархию. После короткой передышки гости сказали, что должны осмотреть монастырь.

А 15 июля – день ангела владыки. Вместо того чтобы принимать поздравления, он  сопровождает москвичей в Коренную пустынь. На обратном пути доставляет их в обком партии и едет в епархию. Вскоре раздается звонок. Москвичи спрашивают:

– Вы писали о возвращении нижней части, от колокольни, а верхняя – тоже монастырская?

– Конечно, – отвечает владыка Ювеналий. И снова тишина и ожидание. Вечером помощники Горбачева входят в его кабинет вместе с первым секретарем Курского обкома партии Александром Ивановичем Селезневым и другими партийными и советскими работниками. Протягивают пакет документов о передаче епархии всей территории Коренной пустыни вместе с находящимися зданиями и сообщают:

– Это – предварительное заключение, официальное будет позже.

Решение о поэтапной передаче епархиальному управлению историко-архитектурного комплекса «Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь» исполком областного Совета народных депутатов принял 7 августа 1989 года. Сразу, буквально на следующий день, владыка Ювеналий был в Коренной, по-хозяйски оценивал ситуацию. Разрушения были колоссальными. Но он уже строил планы и показывал, где и что нужно делать.

– Работа предстояла огромная, – подтверждает руководитель автономной некоммерческой организации «Содружество» Сергей Локтионов. – Начали с малого – расчистки и уборки. Помогали работники курских заводов и различных учреждений. Владыка находился рядом. Нужно что-то перенести – спешил с носилками, надо копать – у него в руках лопата, поливать – брал шланг. На уговоры об отдыхе не реагировал.


Через неделю на месте взорванного большевиками величественного храма обители во имя Рождества Пресвятой Богородицы прошла Божественная литургия – первая через 66 лет забвения.

 А 15 июля 1990 года состоялся крестный ход, который прошел по территории монастыря всего лишь 300 метров. Между собой его назвали внутренним. Но именно он стал первым возрожденным после долгого перерыва. С тех пор минуло 30 лет – быстро летит время, не правда ли?

Русская православная церковь за границей в 1989 году подарила епархии список Курской чудотворной иконы Божией Матери «Знамение». С ним 7 июня 1991 года, в девятую пятницу по Пасхе, прошел большой крестный ход по всем исторически сложившимся правилам.

Начался он от Знаменской церкви села Тазово Золотухинского района, куда владыка Ювеналий после Божественной литургии в Сергиево-Казанском соборе привез святой образ Божией Матери. Об этом событии в своей книге «Быть светом миру» рассказала журналист Людмила Штукина:

«Владыка, обводя глазами людское море, сказал несколько слов о празднике Курской-Коренной иконы Богородицы, о возрождении крестных ходов, о важности предстоящего события. И вот икона поплыла над людскими головами… За иконой Богородицы, украшенной летними цветами и зеленью, шествовало более пяти тысяч человек – от юных девчонок и парней до белых как лунь стариков и старушек. В процессии было немало больных детей, убогих людей, инвалидов. Многие несли в руках маленькие иконки, а иные взяли с собой завернутые в белые полотенца домашние образа. У одной девушки в руках была даже репродукция картины Ильи Репина «Крестный ход в Курской губернии».


 Посетившая Коренную пустынь столичная гостья, заведующая отделом живописи Третьяковской галереи Галина Сергеевна Чурак, сказала: «Картина – точный слепок жизни, многомерной, разнообразной, полной, но и противоречивой, сделанной талантливым человеком. Если взглянуть на лица русских людей, запечатленных на полотне Репина, и тех, кто шел сегодня за иконой, мы увидим, что одинаково светлые чувства – радости, значительности переживаемого события, надежды – испытывали и те, и другие».

…Удалось перекинуться парой слов с Д.И. Узеловым, сотрудником Золотухинского РОВД. Он охраняет общественный порядок в монастыре.

– Жестокая, бессмысленная велась война с народными традициями, с верой, – размышлял Дмитрий Иванович. – Если бы заповеди – не убий, не укради, почитай отца и матерь свою и другие – выполнялись, наша жизнь была бы светлее и чище. Хорошо, что тёмное время заканчивается и возвращается всё доброе и светлое, что было на Руси.

 …После благодарственного молебна с чтением акафиста, совершенного владыкой Ювеналием и духовенством у святого источника, икону Богородицы перенесли в церковь монастыря. В том месте, куда вода из источника стекает в Тускарь, многие купались. Прямо в джинсах по пояс зашла в воду фотокорреспондент немецкого журнала «Шпигель», чтобы запечатлеть улыбку и надежду на лице пожилого мужчины, окунающего в воду своего больного сына».

 Восстановление крестных ходов и возрождение Коренной пустыни стали для владыки Ювеналия одним из главных дел жизни. Близко знающий его Сергей Локтионов, руководитель «Содружества», вспорминает:

– Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий был человеком слова, порой жестким, бескомпромиссным, но именно эти качества вызывали доверие к нему. Влиятельные и серьезные люди охотно шли на контакт с ним, помогали всем, чем могли. Назову несколько имен: полномочный представитель Президента РФ в ЦФО Георгий Полтавченко, первый заместитель председателя Госстроя России Николай Маслов, два министра РФ – сельского хозяйства Алексей Гордеев и культуры Александр Соколов. Сейчас эти люди занимают другие должности, но мы продолжаем сотрудничать с ними. Нас поддержали курский губернатор Александр Михайлов, его белгородский коллега Евгений Савченко, актер, кинорежиссер Никита Михалков, депутат Курской областной Думы Владимир Харин, предприниматель Валерий Федоров и другие. Кстати, многие из них вошли в Попечительский совет.

Достойным преемником стал митрополит Курский и Рыльский Герман. В том, что Коренная пустынь вновь обрела статус духовного центра России, и его большая заслуга.

По словам очевидцев, владыка Ювеналий во время крестного хода всегда находился рядом с иконой Божией Матери «Знамение». Когда ослабел, шел, держась за носилки. Бывало, его поддерживали духовные чада. Уйдя на покой, приезжал, благословлял паломников, раздавал пирожки, литературу.

– В чем же смысл крестного хода? – спросила я свою молодую коллегу Ольгу Нефедову, которая довольно часто участвует в них. Она ответила:

– Думаю, что православные люди идут за успокоением души, очищением сердца. Во время крестного хода погружаешься в состояние радости. Появляется чувство уверенного спокойствия, безмятежности, торжественного порядка. Уходит, растворяется суета. Несмотря на то, что рядом поток паломников, ты остаешься один на один с Богородицей, с ее огромной любовью. И потом долго-долго эти ощущения являются источником энергии и вдохновения.


…Власти в 1923 году закрыли монастырь, разрушив, разграбив, осквернив его. Коренной пустыни дали новое название – местечко Свобода. Пытались уничтожить живоносный источник, но он пробивался в новых местах. Местные жители признавались, что водопроводную воду используют для стирки-уборки, а пьют исключительно родниковую, целебную. По секрету добавляли, что крестные ходы, несмотря на запреты, не прекращались, проходили то открыто, то тайно. Верилось и не верилось: возможно ли? Позднее из открывшихся и опубликованных документов узнала – было!

Во время Великой Отечественной войны открыли храмы и монастыри: у людей должна быть вера и надежда. А на кого в лихолетье надеяться? Только на Бога… Тогда же разрешили крестный ход. Число богомольцев с каждым годом росло, хотя власти пытались «погасить» активность паломников. После смерти Сталина люди понадеялись на смягчение отношения государства к Церкви и пришли (!) в Курск из Москвы, Тулы, Смоленской, Саратовской, Пензенской, Рязанской областей. Задержались в Коренной на неделю, хотя раньше расходились в первый же день.

Увы, в годы правления Хрущева борьба с богомольцами усилилась до такой степени, что до Коренной пустыни добирались лишь несколько человек. Бывало, шли ночью. В ноябре 1958 года ЦК КПСС принял постановление о мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам».

Исполком Свободинского райсовета депутатов трудящихся вынес решение о запрещении доступа населения к родникам на реке Тускари близ местечка Свобода. Нарушение каралось штрафом до 100 рублей или исправительно-трудовыми работами сроком до 30 дней. Среди причин указывалось распространение инфекционных заболеваний из-за большого скопления людей. Территорию оградили, выставили охрану. Паломники к источникам не попали. Наступил период затишья.

Впрочем, о том, как он закончился, вы уже знаете. И чем масштабнее становились крестные ходы, тем чаще куряне обращались в управление епархии с предложением если не вернуть из Америки святой образ Богородицы, то хотя бы организовывать краткосрочные визиты главной святыни курского края.

Но для этого надо было убедить ­иерархов Русской православной церкви за границей в том, что иконе ничего не угрожает и условия ее пребывания будут безопасными. Начался многолетний период переговоров. Сергей Павлович Локтионов, в то время ответственный секретарь Попечительского совета и глава фонда Курской Коренной пустыни, помнит его в деталях:

– Впервые курская делегация прилетела в США осенью 1997 года. Переговоры о временном возвращении курской святыни – чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» – проходили сложно. Иерархи зарубежной церкви на контакт шли неохотно, несмотря на историческую связь Курской епархии с зарубежной церковью. В 1920-м, спасая икону от уничтожения, архиепископ Курский и Обоянский Феофан вывез ее за границу. Чудотворная находилась при нем до последнего его вздоха. Следующий хранитель – курянин владыка Серафим, ставший епископом Дейтройтским. Он же строил новую Коренную пустынь под Нью-Йорком.

Представители РПЦЗ главным условием для прибытия иконы на родину ставили восстановление храма Рождества Пресвятой Богородицы в монастыре Коренная пустынь. И каждый раз мы докладывали о ходе работ.

И вот, наконец, многолетние переговоры окончились. Определена дата – 12 сентября 2009 года «Знамение» привезут в Москву. Там она пробудет десять дней, затем отправится самолётом в Курск.


Софии Кондратьевой посчастливилось тогда в составе группы курских журналистов встречать в Шереметьеве чудотворную икону. Она поделилась своими впечатлениями:

– Событие меня потрясло. Захотелось приложиться к образу, но в аэропорту это было невозможно. В храме Христа Спасителя оставалось уповать только на чудо. Тысячи верующих пришли  поклониться святыне, а нам пора было уезжать. «Господи, если можно, помоги!» Только подумала, как вдруг открыли ограждение, и стоявшие позади люди просто подтолкнули меня к иконе. Это ли не чудо?! Вот тогда и решила попробовать пройти за чудотворным образом из Коренной пустыни в Курск. Почему потом не пропустила ни одного крестного хода, не могу объяснить. Просто появилась внутренняя потребность. Каждый раз идем с молитвой, просим Царицу Небесную о помощи, получаем духовный опыт, учимся у идущих рядом, с радостью помогаем друг другу. Есть и личные моменты, которые не хотелось бы раскрывать. Но бесспорно одно: в крестном пути человек становится лучше, добрее, чище душой. И это далеко не все, что обретаешь. Лучший способ понять, зачем или за чем отправляются в утомительный, по мнению многих, путь, – это хотя бы раз самому пройти его вместе с паломниками. 

 …К сожалению, ни в одном из крестных ходов я не участвовала. Не складывалось.  Не получалось. А на днях купила платок, подготовила свободную одежду и легкую обувь.  Даст Бог, осенью среди провожающих чудотворную икону из Коренной пустыни в Курск буду и я. Пожелайте мне доброго пути!

Галина Чемодурова
Фото В. Викторова
и из открытых источников


< Вернуться к содержанию

VIP # 03-2020

Комментарии пользователей



Последний комментарий