Корни
Но начну я с главы семейства Чухраевых Михаила Ивановича – участника Великой Отечественной войны, командира минометной роты, кавалера девяти орденов, в том числе ордена Александра Невского. Всю жизнь он проработал трактористом в совхозе «Сафоновский» Кореневского района. Правда, случилось ему два года возглавлять молочнотоварную ферму – директор сов-хоза попросил навести там порядок, после чего обещал дать любой трактор. Михаил Иванович согласился и вывел коллектив в передовики, за что был награжден орденом Октябрьской революции. Получив награду, посчитал, что свою миссию выполнил, и пришел к директору за новым трактором.
– Какой хочешь? – спросил тот.
– Конечно, гусеничный, – ответил Михаил Иванович и, получив то, что просил, вновь вернулся в поле. Лишь после того, как ему исполнилось 60, признался, что силы уже не те, и попросил перевести его на легкий Т-16. И еще очень долго колесил на нем.
Отец Михаил Иванович и мама Анна Андреевна работали много и сыновей приучили к труду. В 10-11 лет Борис работал прицепщиком у отца, а Александр управлял трактором. А еще они пасли домашних гусей. Случалось, что мальчишки отвлекались от обязанностей или просто засыпали, а гуси заходили на совхозное поле. Ох и доставалось тогда им от отца! В строгости воспитывал сыновей Чухраев. Отцовский ремень висел рядом с дверью даже тогда, когда сыновья стали взрослыми и самостоятельными.
Мальчишки росли на глазах Федора Михайловича Бровкина, председателя соседнего колхоза «Авангард». Он хорошо знал их родителей, да и ребята учились в его восьмилетке. Братьев в шутку называл чухраятами. Старшему Федор Михайлович особенно нравился. Борис мечтал выучиться на агронома, стать председателем колхоза и жениться на такой же красавице, как жена Бровкина. Поэтому после получения свидетельства об окончания восьмого класса поступил в Рыльский сельскохозяйственный техникум, ныне совхоз-техникум, который в свое время окончил и его кумир.
Борис
Учеба давалась легко, и Борис успевал вести общественную работу. Закономерным стало его избрание сначала заместителем, а затем – секретарем комсомольской организации техникума, а после выпускных экзаменов – первым секретарем Рыльского райкома комсомола. Ему тогда исполнилось 18. Он был самым молодым комсомольским лидером районного звена в СССР. Эти годы Борис Михайлович вспоминает с особой теплотой:
– Рыльск – город уникальный, много молодежи, четыре средних специальных учебных заведения, профтехучилище. Почти четыре тысячи комсомольцев. Мы построили парашютную вышку, подготовили более двух тысяч парашютистов. Я тоже прыгал. Написали историю своей комсомольской организации, издали ее. У нас была действенная народная дружина. Дежурили вечерами, ходили на танцы. Открыли дискуссионный комсомольский клуб «Юность», учились разбираться в политических вопросах, вести дискуссии, получали знания по краеведению. Не все, например, знают, что в честь освобождения от немецко-фашистских захватчиков Рыльска, Глухова и Севска и проявленное при этом мужество во- инами советской армии был дан пятый по счету салют предстоящей Великой Победы. Мы этим гордились.
Карьера молодежного лидера развивалась быстро: его перевели в обком комсомола, оттуда – в ЦК ВЛКСМ. Курировал комсомольские организации Краснодарского, Ставропольского краев и Дагестана. Получив новое направление, готовился уехать в Таджикистан, но вмешался первый секретарь Курского обкома партии Александр Федорович Гудков и вернул Чухраева домой. И вскоре его избрали вторым, а через несколько месяцев – первым секретарем обкома комсомола.
– Мы показали всей стране, на какие важные государственные дела способна молодежь, – рассказывал Борис Михайлович. – У нас были две ударные стройки – Курская АЭС и Михайловский ГОК. Молодежь приезжала со всех концов Советского Союза и даже из Болгарии. Приходилось обустраивать их на новом месте, вести работу по интернациональному воспитанию, организовывать всевозможные мероприятия вплоть до свадеб. Почти каждый день проводил в поездках. Трудно было, но интересно.
За участие в строительстве Михайловского ГОКа Борис Чухраев получил государственный орден «Знак Почета», а от ЦК ВЛКСМ – Почетный знак, которого никто в Курской области не удостаивался. В эти годы ЦК изу- чил, обобщил и рекомендовал региональным организациям поддержать комсомольские движения: «Курское – значит отличное», «Медаль за бой, медаль за труд», «За себя и за того парня». И это не все. По инициативе обкома комсомола и при поддержке обкома партии установили мемо- риальные доски на домах, где жили семьи Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы. А когда в Курск приехал член Политбюро, секретарь ЦК КПСС Федор Давыдович Кулаков, Борис Михайлович, предварительно получив одобрение Гудкова, обратился к высокому гостю с просьбой о строительстве зональной школы комсомольского актива:
– Кулаков любил комсомол. А когда узнал, что я учился в том же техникуме, который окончил он и где его принимали в комсомол, назвал меня сыном и на нашем письме оставил резолюцию: «Надо выполнить». Строительство началось, но не закончилось, к сожалению…
Судьба сводила Бориса Михайловича со многими партийными лидерами страны, знаменитостями:
– Мы дружили с семьей Михаила Ульянова, Льва Лещенко, со Светланой Моргуновой, а к Валентине Толкуновой жена даже ревновала. Когда я работал первым секретарем Дмитриевского райкома партии, к нам приезжали знаменитые артисты, которых в Курске не видели. Многие знакомые шутили: «Куда руководство культуры смотрит?!»
Особые отношения сложились с космонавтами. В Дмитриеве они посадили аллею, подарили музею скафандр. Дружба с ними началась еще в бытность работы Чухраева в обкоме комсомола с приглашения Германа Титова в Курск на День города. После чего с ответным визитом Борис Михайлович приехал в Звездный городок, познакомился со многими космонавтами. А на ХVII съезде комсомола оказался рядом с начальником Центра подготовки космонавтов дважды Героем Советского Союза Георгием Береговым, получившим первую Звезду за участие в боях на Курской дуге, и дважды Героем Советского Союза, четырежды побывавшем в космосе, Петром Климуком. Разговорились. Оказалось, что с Климуком они близки по духу. В честь него назвал сына. Петр Ильич неоднократно приезжал к Чухраеву, когда он работал в Министерстве внутренних дел Карелии…
К сожалению, я вынуждена пропустить многие интересные факты из жизни Бориса Михайловича: место в журнале ограничено. Скажу только, что он длительное время был сначала заместителем, потом начальником орготдела регионального исполкома партии «Единая Россия». Сейчас на пенсии, но, как говорится, на лавочке не сидит. Недавно с его участием секция кавалеров ордена Александра Невского выпустила книги «Наследники А. Невского» и «Возрождая храм, возрождаем Россию» о строительства церкви во имя благоверного князя Александра Невского в Шуклинке. В 30-й курской школе организовал класс будущих пограничников, где ученики проходят серьезную подготовку. В сентябре они успешно продемонстрировали свое мастерство в Московском пограничном институте Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Александр
Борис уже работал секретарем райкома комсомола, когда родители послали в Рыльск на учебу Александра. Никто не сомневался, что он, как старшие братья, выберет сельхозтехникум. Он никого и не переубеждал, просто сделал по-своему: поступил в медицинское училище, а старшему брату сказал:
– А что, Борь, доярка и тракторист в семье есть, ты – агроном, Игорь скоро станет механиком. А врача у нас нет.
Училище Александр окончил с отличием. Поступил в Курский мед-институт, был секретарем комитета ВЛКСМ, командиром стройотряда института. Успешно отучился в аспирантуре, защитился. Ему едва исполнилось 30, когда руководство региона направило его главным врачом областной больницы, где Александр Михайлович проработал без малого 23 года до его избрания депутатом Госдумы. Как заместитель председателя комитета ГД по охране здоровья два созыва подряд решал вопросы здравоохранения страны. Он автор и участник разработок более 40 законопроектов, в том числе законов об обязательном медицинском страховании, обращении медицинских средств, охране здоровья граждан, изменении социальных платежей.
За это к ордену Почета, медали «За трудовую доблесть», значку «Отличник здравоохранения» прибавились знак отличия «Парламент России», Благодарственное письмо Президента РФ, звание «Почётный работник здравоохранения Курской области», диплом лауреата национальной премии имени Петра Великого.
Все восемь лет депутатства Александра Михайловича его помощником по Курскому избирательному округу был Федор Михайлович Бровкин. Да, да, тот самый председатель колхоза, затем – секретарь обкома партии, который знал братьев Чухраевых с детства и не выпускал их из поля зрения. И вот что он мне рассказал:
– Александр Михайлович для области сделал многое. Например, при содействии депутатов Госдумы ранних созывов в виде субвенций и дотаций по федеральным адресным инвестиционным программам (ФАИП) регион получил самую большую сумму – 83 миллиона рублей. В 2005 году только по 97-му округу, по которому избирался Чухраев, в область было направлено 310 миллионов по ФАИПам и 110 миллионов рублей впервые дали на ремонт и строительство автодорог. А по 98-му округу депутата Алексея Николаевича Волкова – еще 108 миллионов. И тогда же по 19 статьям бюджета область получила 4,4 миллиарда рублей субвенций и более миллиарда рублей на газификацию. К текущему году поступления выросли в четыре раза.
Александр Михайлович много ездил по стране, часто общался со своими курскими избирателями. За два созыва он получил около 30 тысяч устных и письменных обращений граждан, которые касались пенсионного обеспечения, положения инвалидов, восстановления денежных вкладов в Сбербанке, деятельности ЖКХ, органов прокуратуры и других государственных учреждений. Всего не перечислишь.
– Долгое пребывание в кабинетах власти нередко делает человека равнодушным. Не замечали такой метаморфозы с Александром Михайловичем?– спросила я Бровкина.
– Нет, – сказал он как отрезал. – Чухраев как был добрым по натуре человеком, таким и остался. Мы ездили с ним сутками по деревням и райцентрам, и всегда он выслушивал всех, помогал. Если не мог тут же ответить на вопрос, говорил: «Разберусь и сообщу позже». И не забывал об обещании. Могу привести множество примеров. Как-то он позвонил из Москвы и попросил узнать, сколько нашей области требуется доз вакцины для прививки детей от гепатита. Была возможность бесплатной поставки. Мне ответили: хотя бы тысяч 30. Он опять требует уточнить. Перезваниваю в комитет здравоохранения, мне говорят: «Необходимо сто тысяч доз, но кто столько даст?» Дали. Перед каждым новогодним праздником Александр Михайлович вручал пригласительные билеты на Кремлевскую елку детям, чьи отцы погибли в «горячих точках». Находил спонсоров, которые оплачивали проезд ребятишек в столицу. Ему не отказывали. Из собственной зарплаты платил стипендию учащимся из нескольких многодетных семей. Одной такой семье, проживающей в Хомутовке, по линии партии «Единая Россия» купили дом. Александр Михайлович – самый желанный гость у горшеченских супругов Милеров, которые воспитывают 11 детей. Приво-зит игрушки, нянчится с малышами так, что они не хотят его отпускать.
– А своей семье уделяет столько же внимания?
– Меньше. Но любит самозабвенно и жену, и сына, и дочь. Внук Кирилл – лучший друг деда. Жена Ирина Ивановна заведовала терапевтическим отделением в госпитале УВД, где ее вспоминают с уважением. Хорошая семья.
Конечно, хотела спросить Александра Михайловича, кто он больше – врач или политик? Но встретиться с ним не удалось, поэтому переадресовала вопрос его помощнику Федору Михайловичу. Тот, не задумываясь, ответил:
– Прежде всего, человек гуманной профессии. Врач, педагог, профессор, заведующий кафедрой, экономист, технолог. А потом – политик с широким кругозором и основательными знаниями и солидной компетенцией. Работа в Госдуме приучила к тому, что не существует второстепенных отраслей, вопросов. Я всю жизнь проработал в сельском хозяйстве, начиная с агронома МТС и заканчивая секретарем обкома. Думал, что досконально знаю село. Но меня всегда поражает то, как Александр Михайлович разбирается в процессах, которые происходят в сельском хозяйстве, в его проблемах. Так что могу сказать: Чухраев – человек, врач и политик большого кругозора.
А я от себя добавлю: братья Чухраевы, включая Игоря Михайловича, бывшего руководителя самого большого в СССР садоводческого хозяйства, – люди дела, которое они выполняли с чувством ответственности за родных и близких, малую родину и большую страну.
PS: В ноябре текущего года Александр Чухраев приступил к исполнению обязанностей генерального директора всемирно известного межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза».
Галина ЧЕМОДУРОВА