Владимир ПЕРЕГУДА: Курчатов – моя стартовая площадка в Сосновый Бор

В 1968 году прошлого века на курской земле был забит первый колышек будущей атомной электростанции. Началась подготовка к строительству атомного гиганта. К 1971 году были сооружены основные объекты строительной базы, и в сердце станции уложен первый кубометр бетона.

Одновременно создавались и структурные подразделения. В 1972 году вслед за турбинным был образован реакторный цех № 1. Образно говоря, это точка, вокруг которой конструкция за конструкцией, агрегат за агрегатом нарастала атомная станция. В 1979 году образуется реакторный цех № 2, а в 1983 г. реакторный цех № 3.

В разные годы реакторным цехом руководили: Ю.Ф. Митрофанов, Ю.Л. Дорош, П.С. Котов, С.А. Кушковой, А.Н. Козлов. Здесь начинали свою трудовую деятельность на Курской АЭС нынешний главный инженер А.В. Увакин и первый заместитель главного инженера М.И. Выскребенец. В реакторном цехе прошли школу профессионального мастерства специалисты, которые сегодня занимают ответственные посты в атомной отрасли России: Л.И. Мартыновченко – директор Калининской АЭС, В.И. Перегуда – директор Ленинградской АЭС, Ю.Н. Филимонцев – заместитель директора ВНИИАЭС.

С Владимиром Перегудой мы встретились накануне празднования 35-летия Курской атомной станции. Коммуникабельность, простота в общении и открытость уже с первых минут знакомства вызвали доверие и глубокую симпатию к этому человеку, отдавшему почти 30 лет работе на КуАЭС. С большим уважением вспоминают о нем атомщики как о целеустремленном, волевом руководителе цеха, привнесшем новый стиль в его работу.

– Владимир Иванович, чем было вызвано решение работать именно на Курской АЭС?

– Прежде всего огромным желанием быть причастным к большому делу, к гигантской стройке, хотелось попробовать свои силы в этом мощном созидательном процессе. Быть в рядах «двоечников» – не в моем характере. Ну и, конечно, романтика позвала.

– Помните свои первые впечатления, которые произвела на вас станция?

– Более всего меня впечатлили люди, которые здесь работали. На станции собрались высококлассные специалисты, за плечами которых был опыт работы на атомных объектах Челябинска, Красноярска, Томска, на объектах машиностроения и военно-морского флота, на тепловых станциях Минэнерго СССР. Это без преувеличения золотой фонд отрасли, тот человеческий капитал, без которого были бы немыслимы сегодняшние достижения. Это была единая команда самоотверженных и преданных своему делу профессионалов.

– Это, действительно, счастье оказаться в такой команде. А кто конкретно оказал влияние на ваше становление как руководителя?

– С благодарностью вспоминаю Владимира Борисовича Гончарова – начальника реакторного цеха № 2, который помогал нам, молодым специалистам, набираться жизненного опыта. Большую роль в моей судьбе сыграл заместитель директора АЭС по науке Том Петрович Николаев. Это образец преданности профессии и человеческой порядочности, неординарный человек, который пользовался непререкаемым авторитетом у атомщиков. Своим примером, жизненной позицией он преподносил нам уроки профессиональной этики, благодаря чему у персонала формировались качества, необходимые атомщику, в какой бы должности он не пребывал. Он уважительно относился к подчиненным, всегда поддерживал ценные инициативы. Я был одним из тех, в ком Том Петрович увидел задатки руководителя и давал задания, выполнение которых позволяло проявить себя.

 Не могу не вспомнить Владимира Ивановича Гусарова – директора КуАЭС с 1984 по 1997 годы. А до этого работал начальником смены станции, начальником турбинного цеха, заместителем главного инженера по ремонту. Он доверял мне серьезную работу, такое доверие окрыляло, но и обязывало ко многому, и я старался оправдать его.

Многому мы научились у Юрия Николаевича Филимонцева. О нем, его богатом профессиональном опыте на станции ходили легенды. Будучи главным инженером, он по-отечески помогал молодым специалистам раскрыть свои лучшие качества и, как говорится, выводил нас в люди.

Большой отрезок времени работал с Юрием Ивановичем Слепоконем, под руководством которого создавалась современная инфраструктура ядерной, радиационной и экологической безопасности. Вместе мы работали над программой сокращения выбросов в атмосферу.

– Что вы испытали, когда получили назначение на должность директора Ленинградской атомной станции?

– Ленинградская АЭС – это была недостижимая мечта. Наши специалисты, и я в том числе, неоднократно бывали там, многому учились, перенимали эксплуатационный опыт, знакомились с новыми проектами и внедряли их у себя применительно к условиям Курской АЭС. И когда мне предложили должность директора станции, честно говоря, не поверил, почему именно мне. Но Николай Михайлович Сорокин, работавший в то время директором Курской АЭС, привел аргументы в правильности этого решения руководства концерна «Росэнергоатом» и убедил меня, что самое время из резерва переходить в директора. В течение полутора лет мне пришлось сдавать экзамены по всем направлениям деятельности АЭС, потом дали две недели отпуска и – вперед!

– В средствах массовой информации довольно часто встречаются сообщения о визитах на ЛАЭС высокопоставленных чиновников, политиков, в Сосновом Бору побывали Президент РФ Дмитрий Медведев и глава госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко... С чем это связано?

– Такое внимание вызвано в первую очередь тем, что у нас строится станция замещения ЛАЭС-2. Вообще, Сосновый Бор – это уникальная территория: на одной площадке можно одновременно увидеть строительство новых мощностей и результат проведенной модернизации действующих энергоблоков.

– А каков этот результат?

– В результате масштабной модернизации Ленинградская АЭС получила лицензии на продление срока эксплуатации действующих четырех блоков. Внедрение передовых технологий и дополнительных систем безо­пасности позволило получить ресурс, фактически равный строительству двух новых энергоблоков с 30-летним сроком эксплуатации, что позволяет обеспечивать долгосрочное устойчивое развитие региона и, конечно же, безопасное функционирование самой станции.

– Владимир Иванович, вся ваша жизнь связана с атомной энергией, не страшно?

– В атомной энергетике безо­пасность – основа всех основ. И обеспечивается она высококвалифицированными специалистами, поддержанием оборудования в надлежащем состоянии и знанием, как действовать в нештатной ситуации. В своей работе мы опираемся на опыт, безопасной эксплуатации АЭС, накопленный как в России, так и в мире.

– Но есть и трагический опыт. Недавняя авария на Фукусиме показала, что не так уж и безопасен мирный атом.

– Фукусима – это особый случай. Здесь произошло стечение нескольких факторов: природного, организационного и человеческого, что и привело к столь трагическим последствиям. На российских атомных объектах, не только на атомных станциях, оперативно был сделан анализ безопасности, учитывающий опыт японских коллег, выполнен целый ряд дополнительных мероприятий. К нештатным ситуациям надо быть готовым всегда, на языке атомщиков – это готовность к невозможному. Четкое понимание того, как надо действовать, выработанное теорией и практикой, рождает уверенность, которая не оставляет места страху.

– Руководитель атомной станции должен многое уметь, в том числе выстраивать отношения не только с подчиненными, но и с органами власти, с руководителями предприятий города, где расположена АЭС. Вам, наверное, нелегко было в этом смысле, регион-то абсолютно новый?

– Представьте, проблем не было. Я узнал много людей, ближе познакомился с коллективом станции, легко вошел в контакт с руководителями города и региона. Вы знаете, гуляю по городу, и ощущение, будто здесь родился.

– Директор АЭС – фигура настолько влиятельная, что порой практически управляет моногородом. Вас не прельщает перспектива стать негласным хозяином Соснового Бора?

– Управлять городом? Нет, это не мое. Пусть управляют те, кому положено. Другое дело влиять на управление. В Сосновом Бору находятся четыре предприятия атомной отрасли. Думаю, будет правильно создать совет директоров, который брал бы на себя решение задач организационного плана, взял под контроль работу некоторых служб, от которых зависит социальное самочувствие населения. Ряд задач, я уверен, необходимо решать только в общей связке с другими предприятиями и городскими властями. Потому что невозможно разделить город Сосновый Бор и Ленинградскую АЭС, так как основные жизнеобеспечивающие объекты являются структурными подразделениями нашей станции. Да и мы, работники ЛАЭС, тоже являемся жителями города. Для решения общих проблем нужно воедино связать стратегические цели государственной корпорации «Росатом», интересы работников и жителей г. Сосновый Бор и добиваться их принятия на всех уровнях.

– А знакомство с губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко состоялось?

– С Георгием Сергеевичем мы познакомились на одном из региональных отраслевых форумов. А вторая встреча состоялась на IV Международном инновационном форуме, который по традиции проводится в Санкт-Петербурге. Уникальная технология ремонта реакторной установки с помощью робототехники, успешно применяемая на Ленинградской АЭС и созданная петербургской компанией ЗАО «Диаконт» совместно со специалистами ЛАЭС, была представлена не только на данном форуме, но и на правительственном уровне и получила высокую оценку.

– Ленинградская АЭС – крупнейшая атомная станция не только в нашей стране, но и в Европе. Поддерживаете ли контакты с зарубежными партнерами?

– Безусловно. Тесное техническое сотрудничество налажено с коллегами из Германии, Норвегии, Швеции, Финляндии. Особенно эффективно взаимодействуем в вопросах развития системы безопасности АЭС, обеспечения экологической безопасности. Кстати, в 2011 году Ленинградская атомная станция выработала более 845 миллиардов киловатт-часов электроэнергии с начала эксплуатации. Этого хватило бы на десять месяцев бесперебойного снабжения электричеством всей России.

– Владимир Иванович, Финский залив, Сосновый Бор – красивейшие места. Как проводите время отдыха?

– Увы, на отдых времени почти не остается. Работа все поглощает – и время, и мысли. Надеюсь, в будущем мне все-таки удастся находить больше возможностей для отдыха.

– И тем приятнее, что вы приехали на юбилей Курской АЭС.

– Я не мог не приехать. Юбилей станции – это такая редкая возможность встретиться с коллегами, с которыми связан большой отрезок твоей жизни, и как бы вернуться в молодость. Заодно и со старшим сыном Денисом увидеться. Он инженер-физик, окончил Московский физико-технический институт, работает начальником смены блока.

– Выбор сделал, наверное, под вашим влиянием?

– Решение он принимал самостоятельно. Но косвенное влияние, конечно, было. Пример отца, его образ жизни для сыновей очень важен.

– А чем занимается младший сын?

– Сергей предпочел частный бизнес в сфере строительства, поставляет заказчикам современные строительные материалы, работает над новыми технологиями.

– Владимир Иванович, спасибо, что нашли время для интервью. С праздником вас и успешной работы на Ленинградской АЭС. А что бы вы пожелали коллективу Курской АЭС?

– Хочу сказать, что я всегда с благодарностью вспоминаю всех, с кем свела судьба на курской земле. Курчатов – это моя малая родина, с которой много связано. Ветеранам станции от всей души желаю здоровья и долголетия, а новому поколению атомщиков – безопасной работы и новых достижений.

Беседовала Валентина ЗАЙЦЕВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 06-2011

Комментарии пользователей



Последний комментарий