В его творческом багаже – более ста спектаклей, многие из которых становились дипломантами и лауреатами престижных театральных фестивалей.
…Было это десять лет назад, в год 70-летия художественного руководителя Курского драматического театра имени А.С. Пушкина Юрия Валерьевича Бурэ. И трон, и объёмный портрет-кукла, изображающий мэтра курского храма искусства, который водрузили на крышу макета здания драмтеатра вместо реально красующейся статуи богини победы Ники. И очень даже органично смотрелся на троне коронованный худрук – «король режиссуры и зрительских сердец» (как окрестила его местная пресса). А он и впрямь король – и династия соблюдена, и эпоха «царствования» – только в Курске 30 лет за режиссёрским пультом.
Родом он из театральной семьи: отец – Валерий Бурэ, одним из первых среди провинциальных актёров тех лет удостоенный звания «Народного», играл во многих городах: Куйбышеве, Сталинграде, Свердловске и даже в Москве. Он и умер на сцене, в роли Отелло. Но успел ещё раньше дать сыну-школьнику наказ: «Ни в коем случае не ходи в театр. Это проклятое дело».
Он и не пошёл, тем более что после внезапной смерти отца просто не мог оставить мать – актрису и театрального педагога Тамару Доросинскую – без сыновней поддержки. Профессию получил в «спортивно-художественном вузе с небольшим строительным уклоном» (как шутя именовал Сталинградский институт городского хозяйства его ректор). И, кстати, помимо диплома архитектора, и первые актёрско-режиссёрско-сценарные навыки тоже в нём получил: вместе со товарищем создал студенческий театр миниатюр, существовавший потом многие десятилетия. А для защиты диплома выбрал проект здания драматического театра, да не простого, а с новациями!
И ГИТИС, и блистательная наука руководителя курса народной артистки РСФСР Марии Кнебель были позже. Как и первая собственная инсценировка и постановка (ещё в студенческие годы) «Маленького принца» Экзюпери на сцене Волгоградского театра драмы, и дальнейшая работа в нём, и феерия музыкальных спектаклей в музкомедии того же города. Судьба распорядилась так, что он стал режиссёром-постановщиком в Орловском драматическом театре имени И.С. Тургенева. А от Орла до Курска рукой подать. И добрая молва впереди шла.
Ему дважды доставалась весьма нелёгкая ноша: впервые – когда он согласился возглавить коллектив Курского драматического театра имени А.С. Пушкина, работавший несколько лет до этого под руководством яркой и творческой личности – режиссёра Владимира Бортко – и имевший в арсенале немало талантливых и опытных актеров. И вторично, когда после трёхлетнего перерыва он вернулся в родные пенаты, значительно расшатанные безвременьем и невнятным руководством случайных режиссёров.
Он пережил немало: вынужденное отлучение от сцены (режиссёрской работы) и новые обретения на крутом изломе судьбы – в роли педагога и создателя первого в театральной округе актёрского курса в Курском колледже культуры. Внезапное закрытие (пусть и временное) пожарной службой здания театра в 1996 году и распахнутые двери и сердца для участников молодёжного фестиваля «Будущее театральной России», родившегося в курском театре. Катастрофическое безденежье на постановочные работы в смутные 90-е годы и с триумфом прошедший 220-й сезон в старейшем российском театре – курском.
Его девиз: «Жить по совести, творить по таланту». И коли театр – это не только спектакли на сцене, но и всё, что вокруг, есть смысл приглядеться, что и кто окружает все эти годы мэтра провинциального центра сценического искусства.
Любящая семья, как и родительская, тоже сплошь театральная. Жена – народная артистка России Лариса Соколова – признанная прима курской сцены. Дочь Валерия и зять – по профессии актёры, живущие и работающие сейчас в Санкт-Петербурге.
Коллектив, который он создал. Которому он доверяет. Который его однажды предал. Который ему и поныне предан.
Традиции русского и курского театра, сформированные многолетней историей и буквально впечатанные в сознание всех его творцов и худрука в первую очередь. И, конечно, взлётные спектакли, создавшие славу театру соловьиного края и снискавшие любовь и признание зрителей.
Что отличает творческую манеру Бурэ? Психологизм и буйная, порой прямо-таки фантастическая аккумуляция действия. Массовость, «густонаселённость» спектаклей и тонко вычерчиваемая линия дуэтных мизансцен. Красочность, яркость, наполненность музыкой, танцами, порой карнавальность и при этом – глубина обнажения человеческих душ, восходящая к трагизму.
…Сколько их было – спектаклей, рождённых в муках, выпестованных, отпущенных на свободу! И в каждом – частица собственного сердца. Однако Бурэ подвластны не только крупномасштабные формы – любя театр «объёмный», а ещё музыкальный, фонтанирующий блеском чисто внешних эффектов, он в равной степени тяготеет к камерной драме, побуждая зрителя всмотреться и вслушаться, заглянуть в своё сердце, найти в нём отзвук тому, что «возможно, но не видано» (по выражению М. Кнебель) и всё-таки случается с человеком. Потому так жизненно остры его постановки – от героико-романтических и комедийно-фарсовых до непритязательных вроде бы мелодрам.
Отличает Юрия Бурэ уважение к зрителю. Для него аксиома, что публика всегда права, а сверхзадача постановщика лежит в зрительном зале. И это не приспособленчество к разношерстным или невзыскательным вкусам, а чётко выстроенная политика, что театром (по выражению любимого им В. Розова) нужно обязательно «омывать запачканную человеческую душу хотя бы изредка». А для этого дать людям (по Станиславскому) «развлечение для глаз, для сердца, для ума».
Он спокойно относится к критике и никогда не оспаривает высказываемые критерии, даже самые ехидные и вздорные – случалось, увы, и такое. Считает, что главный оценщик – зритель, а не критик, даже трижды талантливый, и не припомнит случая, чтобы рецензенты хвалили то, что люди не хотят смотреть. Хотя бывало и наоборот: критики вовсю «шерстили» спектакль, а в зале – неизменный аншлаг.
Он терпелив в общении с коллективом, с которым найден общий язык. «Утечки» талантов нет, наоборот, в последние годы труппа пополнилась незаурядными творческими личностями: супруги – заслуженные артисты России Александр Швачунов – Галина Халецкая, заслуженная артистка России Елена Гордеева – актёр Евгений Сетьков, молодая пара Елена Цымбал – Михаил Тюленёв.
«Молодёжная» политика худрука – разговор особый. Это безоговорочное доверие молодым и начинающим режиссёрам (актёрам своего театра) в постановке спектаклей. Это, наконец, актёрский курс, задуманный и осуществлённый 16 лет назад Юрием Бурэ для взращивания новой смены – его ученики уже успешно работают на сцене. Нынешней весной состоялся очередной выпуск.
Он – рыцарь и фанатик театра. И главным для Юрия Бурэ остаётся то, чему он посвятил всю свою жизнь: «Суметь сказать то, что интересно тебе, на языке, интересном зрителю».
Его мечта – разножанровый, синтетический театр (наиболее приемлемый для небольших провинциальных городов), в штатном расписании которого должны быть, помимо традиционных структур, балетная труппа, хоровой ансамбль, оркестр. Чтобы публике было понятно и ярко, пусть даже парадоксально, но радостно и обязательно вселяло надежду.
Для него же театр – это «радость и крест». И ноша – тяжёлая и лёгкая одновременно, но очень для него дорогая, потому что с рождения и до 80-летнего рубежа несёт он её под знаком Любви.
Валентина КУЛАГИНА