Сергей ШЕВЧЕНКО: Пришло понимание: медицина должна быть другой

В Европе и Америке «личное дело» пациента называется «История здоровья». А у нас – «История болезни». И ладно бы все сводилось к разнице в словах. Но в том‑то и дело, что сам подход к сохранению здоровья разный. И далеко не факт, что у нас – правильный. Словом, потребность в изменениях в российской системе здравоохранения явно назрела. О них-то и шел наш разговор с руководителем комитета здравоохранения Курской области Сергеем Михайловичем Шевченко.

– Чуть больше четверти века назад слово «перестройка» на Западе употребляли без перевода. Только вот закончились эти самые «перестройка и ускорение» крахом советской экономической системы. Сегодня у всех на устах «модернизация». Не хотелось бы никаких аналогий, но, скажем откровенно, часто шумные кампании завершаются нулевым результатом.

– За последние десятилетия изменились государственное устройство, экономические устои, однако как в Конституции было записано, что каждый гражданин обладает правом на бесплатную медицинскую помощь, так этот постулат действует до сегодняшнего дня, и по большому счету российская медицина мало чем отличается от традиционной советской.

Между тем времена изменились, многое поменялось в сознании и врачей, и пациентов. Россияне стали больше бывать за границей, фильмов много появилось на эти темы, изменились критерии оценки, требования. Пришло понимание: медицина должна быть другой.

В последнее десятилетие прошлого века в материальной базе системы здравоохранения не только ничего не добавлялось, но ветшало, изнашивалось то, что было в советское время. Начиная с середины прошлого десятилетия государство стало активно менять ситуацию. Даже в нашем регионе, который был и остается дотационным, а значит, не самым благополучным в плане материального обеспечения, начиная с 2005-го достроили инфекционную больницу, построили новую больницу в Медвенке. У нас появился прекрасный, оснащенный по последнему слову науки и техники перинатальный центр. Это в рамках нацпроекта «Здоровье». Сегодня у всех на устах модернизация. Но, как говорил известный булгаковский герой, разруха начинается в головах. К модернизации вполне применима та же формула. Она начинается с изменения сознания. И вот сегодня мало-помалу появляются сдвиги в сознании людей. Врачи поняли необходимость перемен, пациенты начинают осознавать, что здоровье – это их личный капитал, и надо правильно им распоряжаться.

– А я, Сергей Михайлович, позволю себе цитату из не очень популярного нынче автора: «бытие определяет сознание».

– Что ж, давайте поговорим о материальной составляющей программы модернизации. На укрепление материально-технической базы медицинских учреждений в этом году выделено  1 млрд. 235 млн. рублей. 502 миллиона направляется на ремонтные работы, 732 – выделено на приобретение оборудования. На начальном этапе, как известно, наша область подверглась критике за ход выполнения программы модернизации, но, на мой взгляд, больших оснований для тревоги нет. Знаете, говорят, поспешишь – людей насмешишь. Скажем, можно было бы ускорить процесс составления технических заданий для проведения конкурсов. Но ошибки проще предотвратить, чем исправлять. Вот пример: в лечебном учреждении уже используют диагностические аппараты какой-то хорошо зарекомендовавшей себя фирмы. Значит, пополняя технический парк, правильнее покупать для этой конкретной больницы (пусть и несколько проигрывая в цене) аппаратуру той же фирмы: и обслуживать проще, есть взаимозаменяемость каких-то узлов, и врачи с этой техникой знакомы, умеют на ней работать. Ведь, согласитесь, даже приобретая мобильный телефон, мы часто отдаем предпочтение привычной фирме.

Непроста и длительна процедура проведения конкурса. Но все это сложности временные, и уже сейчас мы практически восполнили пробелы и устранили отставания начального периода. До конца года все выделенные средства будут освоены. Всего в рамках программы модернизации медицинские учреждения области получат уже в нынешнем году 750 единиц новейшего оборудования. За два года, на которые рассчитана программа, практически все медучреждения получат новое оборудование. Большая часть – 35 учреждений – в этом году. Сумма, выделенная на эти цели, как сказано выше, огромна. О таких деньгах наши больницы и поликлиники и мечтать не могли. Нет, я вовсе не хочу сказать, что техническое оснащение отсутствовало: есть и рентгенаппараты, и оборудование для ультразвукового исследования, и эндоскопическая техника. Но многое устарело и физически, и морально. Теперь исследования будут проводиться в соответствии с требованиями времени. Приобретаем современные рентгеновские комплексы, ультразвуковые аппараты, маммографы, компьютерные и магнитно-резонансные томографы.

Давно назрела необходимость проведения капитальных ремонтов в больницах и поликлиниках. В программе модернизации это преду­смотрено: 33 объекта будут отремонтированы в этом году, еще 23 – в следующем. В областных клинической и психиатрической больницах ремонты предусмот- рены в течение двух лет.

 – Сергей Михайлович, давно назрела необходимость построить в нашей области современный онкоцентр. Существующий диспансер работает с явной перегрузкой, да и оснащенность его не отвечает требованиям. Расскажите, пожалуйста, об этом очень важном и нужном объекте.

– Справедливости ради стоит уточнить, что новый онкологический диспансер строится в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Но для пациентов, разумеется, неважно, какая именно программа задействована. Главное – будет решена давно наболевшая проблема.

Строительство началось в этом году и идет полным ходом. Новый онкологический диспансер будет представлять собой сооружение, отвечающее всем современным нормам и требованиям. В конце 2011‑го уже планируется ввести первую очередь объекта – радиологический корпус, где разместится уникальное лечебное и диагностическое оборудование – линейный ускоритель, дистанционные и контактные гамма-терапевтические установки, специализированные магнитно-резонансный и компьютерный томографы, гамма-камера и многое другое. Все это позволит лечить и обследовать пациентов с онкологическими заболеваниями на самом высоком уровне. На строительство из областного бюджета будет затрачено более 610 миллионов рублей.

Субсидии из федерального бюджета в размере более 420 миллионов рублей будут направлены на приобретение оборудования. Еще 80 миллионов рублей на те же цели выделит область. Уже начались поставки оборудования, а с ноября приступим к монтажу и пусконаладочным работам.

Помимо строительства нового диспансера в план реорганизации онкологической службы входит создание в Курской области межрайонных центров ранней диагностики рака, в том числе Железногорского филиала областного онкологического диспансера. Все они получат маммографы и ультразвуковые аппараты. В сельские районы будут выезжать бригады специалистов областного онкологического диспансера и сотрудников кафедры онкологии КГМУ.

– Вернемся к вопросам модернизации. Вы сказали, что начаться она должна в голове…

– Видите ли, даже если бы мы сегодня решили сохранить советские принципы организации здравоохранения, это было бы просто невозможно: в сочетании с современными дорогостоящими методиками они невероятно затратны, никакой бюджет просто не выдержит. Нигде в мире для лечения хронического заболевания пациента не укладывают на больничную койку. Стационарное лечение существует только для неотложных, экстренных и тяжелых состояний. Даже после операции, как только исчезает необходимость в специфических мероприятиях, больного отпускают домой, долечивается он амбулаторно. А у нас для многих вполне нормален постулат: лягу-ка я в больницу, подлечусь. Конечно, так быть не должно. Хотим мы того или нет, придется модернизироваться, брать на вооружение прогрессивные, цивилизованные принципы организации здравоохранения. В больнице проводится определенный стандартный набор необходимых, часто экстренных мероприятий, а дальше – отделения долечивания или лечение дома, причем уже сегодня существует такая форма, как стационар на дому.

 – Кстати, о стандартах. Один из разделов программы модернизации целиком посвящен им. Поясните, что имеется в виду…

– В Минздраве (с нашей, разу­меется, подачи) проанализировали картину заболеваемости в области. И чисто математическим путем выявили самые уязвимые места. Как и во всей России, чаще всего люди у нас умирают от сердечно-сосудистой патологии (инфаркты и инсульты) и онкологической. Среди наиболее угрожающих заболеваний – острая пневмония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, мочекаменная болезнь, сахарный диабет, сепсис и ряд других. Так вот, Мин­здрав и Фонд обязательного медицинского страхования, проанализировав картину, выделили дополнительные средства на лечение этих заболеваний. Это дает возможность приобретать дополнительные медикаменты для этих категорий больных, а также увеличить оплату труда медиков: 70 процентов выделенных средств идет в фонд оплаты труда. Но это не просто повышение зарплаты врачам и медсестрам, эти деньги надо в прямом смысле слова заработать. Так сказать, вознаграждение по труду! Кроме того, соблюдение стандартов позволяет держать под контролем качество лечения пациентов с этими заболеваниями, и врач в рамках стандарта обязан провести весь комплекс предписанных исследований, дабы избежать негативных последствий.

– Сергей Михайлович, вот вы сказали, есть пациенты, которые стремятся лечь в больницу, хотя необходимости в этом нет. А не кажется ли вам, что причина в том, что на больничной койке пациент, как минимум, находится в поле зрения врача. А в обычной жизни он никому не нужен. Я вот знаю случай, когда инсультника пролечили в соответствии со стандартом в стационаре 21 день, выписали, а он через три дня умер…

– Преемственность между больницей и поликлиникой, безусловно, проблемный участок работы. Конечно, должна быть ответственность самого пациента, он должен принимать назначенные медикаменты, режим соблюдать. Но и врач поликлиники обязан держать его под контролем. Именно на это нацелен раздел программы модернизации, который называется «Повышение доступности медицинской помощи». Данный раздел подразумевает осуществление дополнительных выплат за сделанную работу узким специалистам. Это повышает заинтересованность врача принять всех больных, которые в нем нуждаются. Участковый терапевт также не должен дожидаться вызова или прихода пациента на прием. Особенно это актуально для сельской местности. Согласитесь, не так уж сложно терапевту пройти по участку, зайти к пожилым людям: померить давление, послушать сердце, легкие. Глядишь, и заметит что-то вовремя, подлечит, и не придется через пару недель выхаживать этого пациента в стационаре. Кстати, во многих центральных районных больницах такая работа налажена, и они обеспечивают выездные консультации в населенных пунктах. Бригада специалистов выехала в село, посмотрела всех желающих: заметили проблемы с давлением – предотвратили инсульт, сделали кардиограмму – возможно, человек не доведет себя до инфаркта. А при этом врачи зарабатывают баллы, у них реально повысится заработная плата. То есть взаимная выгода очевидна. И надо для этого не так уж много – модернизировать мышление!

– Сергей Михайлович, подводя итоги разговора, хочу попросить вас назвать те участки работы, где кроются, так сказать, неиспользованные резервы, выявление которых поможет изменить к лучшему ситуацию в курском здравоохранении.

– Конечно, оптимизируя использование имеющихся возможностей, можно улучшить работу без привлечения дополнительных средств и даже экономя их. Если сравнить работу двух центральных районных больниц, можно увидеть, что, находясь в абсолютно аналогичных условиях, они имеют разные экономические результаты. Одна, используя современные методики: выездные консультации, дневной стационар, стационар одного дня, выполняет плановые объемы, люди зарабатывают неплохо. В другой же дела идут плохо, а руководитель только на жизнь жалуется, ничего не предпринимая. Комментарии, как говорится, излишни.

Есть такие резервы, задействовать которые можно, только меняя ситуацию сверху. Скажем, создав в Курске централизованную лабораторию (возможно, объединив усилия государства и частного предпринимательства), можно было бы не только высвободить площади в больницах и сократить штат, но и снизить себестоимость анализов. Известно же, что дорогостоящее оборудование и реактивы при больших объемах используются рациональнее. Разумеется, экстренные анализы необходимо делать на месте, но это не более трети всех объемов.

Есть вопросы, решение которых лежит на стыке интересов разных госструктур. Ну, например, сегодня инвалиды для подтверждения своего статуса стремятся обязательно раз в год пролечиться в стационаре. Между тем хроническое заболевание вполне можно лечить амбулаторно. И это вовсе не означает, что человеку не нужны те льготы, которые государство предоставляет инвалиду. Чтобы не потерять их, человек вынужден без особой нужды занимать дорогостоящую «койку»… Таких примеров, в общем-то, немало.

Хорошо, что над вопросами улучшения здоровья россиян задумались на самом высоком уровне. Модернизация – не просто очередная кампания, а объективно необходимые изменения и в материальном обеспечении медицины, и в подходах. Хочется, чтобы в нее активнее включались и сами люди, осознав, что быть здоровым приятно и экономически выгодно!

 Беседовала Людмила ТРЕТЬЯКОВА


Справка «VIP»

Сергей Михайлович Шевченко после окончания Курского медицинского института учился в целевой аспирантуре в Ленинграде. Успешно защитив диссертацию и получив ученую степень кандидата медицинских наук, вернулся в альма-матер. Затем длительное время работал  в областной клинической больнице, в том числе в должности заместителя главного врача по лечебной работе.

В июне нынешнего года возглавил областной комитет здравоохранения.


< Вернуться к содержанию

VIP # 05-2011

Комментарии пользователей



Последний комментарий