Театр! В нем жизни смысл и суть...

Бывают у актеров роли-судьбы – к ним хочется возвращаться, по ним сверять течение жизни. Практически у каждого ведущего актера такая есть. У заслуженной артистки России,  актрисы Курского драматического театра им. А.С. Пушкина  Елены Петровой более чем из ста сыгранных образов это Бланш из спектакля «Трамвай «Желание» по пьесе Т. Уильямса!

Перед глазами возникает мизансцена спектакля, в которой мучительно красивая женщина с огромными глазами, взмахнув тонкими руками под белым палантином, словно крыльями, убирает волосы с высокого лба. Будто снова сижу в зрительном зале, вижу огромные сияющие глаза героини и слышу низкий голос, который говорит мне о счастье, о боли, о нежности…  О печали, доверии и страсти – о любви.  

…В Воронежский институт искусств, а затем – в Курский театр им. А.С. Пушкина Лену Петрову привела любовь – юношеская, неразделенная, безусловно, драматическая. С тех пор актриса со сцены ведет со зрителем нескончаемый и глубоко личный разговор о любви. В этом монологе вместо слов – ее роли. Их больше ста: неоднозначные, много– и разноплановые. И каждая героиня – часть внутренней сути актрисы, открытой в сотворчестве с талантливыми постановщиками.

Худрук драмтеатра Ю.В. Бурэ для Петровой стал учителем – Пигмалионом. Под его руководством Елена Валерьевна сыграла Нину в «Маскараде». С этим спектаклем долго шла по творческому пути, росла как актриса. Затем Бурэ доверил Петровой и роль «Галатеи» – Элизы Дулиттл  из «Моей прекрасной леди». Поддержку и доверие мастера актриса чувствовала, работая и над ролью куртизанки в спектакле «Анджело, тиран Падуанский». Елена Петрова считает себя счастливой актрисой, которой довелось поработать с несколькими режиссерами, каждый из которых сумел обогатить ее и в профессиональном, и в духовном плане. Так, А.А. Романов в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» дал Петровой роль Клеопатры Львовны Мамаевой – открыл актрисе искусство высокой клоунады, умение существовать в гротесковой манере, при этом быть острой и точной.

А.М. Цодиков в спектакле «Козий остров» пробудил в актрисе темные силы, о которых и не подозревала. Режиссер «Эзопа» В. Кулагин сумел через ее эмоциональную точность, интеллект и чувство юмора создать из нее, как из податливого пластического материала, ожившую картину. Д.А. Краснов задействовал Петрову в «Корсиканке» – познакомил с импровизацией, подарил чувство полета.

– С ними я все время двигалась вперед, искала себя, развивалась, – говорит Елена Валерьевна. – Это был мощный этап и большая школа. И главная роль – Бланш в спектакле «Трамвай «Желание».

Петрова признается, что, несмотря на явные различия судеб, ее и ее героиню роднит понимание природы любви.

– Мне говорили, что Бланш – порочная, ужасная героиня. Я защищала ее. Она – женщина слабая, хрупкая, мало пожившая, способна слышать музыку, видеть настоящую красоту в обыденных вещах и радоваться ей. Бланш не выносит хамства, фальши, давления. Ее внутренний мир опирался на четыре столпа – на четырех мужчин, которые были в ее жизни. К сожалению, каждому из них чего-то не хватало, а находившаяся рядом женщина шла на компромисс. И в этом ее драма. Удивительно, но подобные «четыре столпа» есть и в моей жизни…

Елена Петрова – актриса одного театра. Поэтому, несмотря на сложные порой отношения за кулисами, умеет ценить партнеров по сцене. Считает, что партнерство с ними не менее важно, чем с режиссерами. За чуткость и поддержку она искренне благодарна В. Ломако, Ю. Архангельскому, А. Колобинину, В. Зорькину, С. Симошину, А. Светлову, Д. Кулиничеву. Восхищается вызывающими уважение талантливыми женщинами, с которыми работала в разные годы: Л. Мордовской, Г. Халецкой, С. Сластенкиной. С особой теплотой Елена Валерьевна вспоминает работу с Л. Скородед, И. Кузьменко, и особенно с А. Губардиной, с которой они 15 лет играли в спектакле «Босиком по парку».

– Очень хочу сосуществовать на одной сцене с Е. Цымбал, М. Тюленевым, Д. Баркаловым, Ю. Гулидовой. Мне кажется, я могла бы работать с отдачей для них и с пользой для театра.

Свой выбор актриса давно сделала в пользу Мельпомены. Елена Пет­рова вдохновляется сегодня русской и западной драматургией, ставшей классикой. Отсутствие семьи, детей считает не жертвой искусству, а своим осознанным выбором в пользу театра.

– Не все еще счета закрыты, – завершает разговор актриса. – Но обретений все-таки больше. Стоят дорогого? Да. Счастлива я? Да. Счастлива, как женщина, как актриса. Счастлива ощущать дыхание зала и видеть блеск глаз, обращенных на сцену, счастлива понимать, что театр нужен. Ведь в нем – смысл моей жизни.

Екатерина ГОРНОСТАЕВА


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 06-2015

Комментарии пользователей



Последний комментарий