О войне... кистью и словом

Татьяна Михайловна Белова как-то прочитала в одной из городских газет интервью с ветераном войны, который рассказал о том, что в зале ожидания Курского железнодорожного вокзала увидел картину с изображением боя. И очень удивился, как правдиво отражен на полотне момент взрыва: взметнувшаяся земля была цвета крови. «Такое случается, когда снаряд падает в красную глину. Но откуда это известно современному художнику?» – недоумевал фронтовик.

Не знал он, что автор картины – Михаил Шорохов – прошел войну, как говорится, от и до. Довелось ему воевать и на южном фасе Курской дуги. И сюжеты его картин, как правило, привязаны к реальным событиям.

Кстати, на железнодорожном вокзале находятся два панно Михаила Степановича. На одном из них изображен он, командир гаубичной батареи, отдающий приказ: «Огонь!» Тема войны – одна из главных в творчестве Михаила Степановича. А вот говорить о ней он не любил.

– Когда папу приглашали на встречи со школьниками, он заводил речь об искусстве и никогда – о вой­не, – вспоминала Татьяна Михайловна. – Свой фронтовой путь описывал коротко: «Сначала я отступал, а потом наступал». Лишь когда мы, дочери, стали взрослыми, рассказал, как тяжело было под блокадным Ленинградом, когда противник находился в 300 метрах, а только что выкопанные окопы сразу же заполнялись торфяной водой. Не хватало боеприпасов, продовольствия. Осенью 1981 года отец посетил места боев и написал пейзаж «Речка Назия. На бывшей передовой». Он говорил, что вода в ней была красной от крови во время боя. Один из самых тяжелых эпизодов – форсирование Днепра при освобождении Киева. Ночь. Взрывы. Крики раненых и тонущих. Ад. Отец не умел плавать, но шел по проседающему понтонному мосту, показывая дорогу тягачу. И вся материальная часть его батареи без потерь была перебазирована на другой берег. Как командир батареи он заботливо относился к людям.

 На Одере Михаила (Шорохову было 24 года) ранило. Причем он видел глаза молодого фрица, полоснувшего очередью из пулемета. Так что свою фронтовую чашу испил до дна. Поэтому и картины из-под его кисти выходили особенно правдивыми. В Поныровском историко-мемориальном музее Курской битвы встречают посетителей полотна «Бой артиллеристов под Понырями», «Под Понырями». Есть его холсты в Курском областном краеведческом музее, областной картинной галерее имени А.А. Дейнеки. На своих полотнах Шорохов запечатлел не только фрагменты боев, но и людские переживания. Так, на картине «Похоронка» изображена крестьянская семья, получившая весть о гибели сына. Это не вымысел художника. Подобную ситуацию пережили его родители, когда пришла похоронка на старшего сына Дмитрия.

 

Вообще описывать картины – неблагодарное занятие. Их надо видеть. Евгений Иванович Носов бывал в мастерской друга и свои впечатления изложил в «Последнем полонезе»: «… Сами же картины и холсты – это Россия, нашенская, черноземная, вся в холмах, в знойных подмаренниках, в кудрях облаков над вековыми ветлами; ее проселки, зовущие куда-то, ее застенчивые деревеньки, обветшалые церквушки, жаркие хлеба и призрачные кони под тонким месяцем…

…На отдельной стене висела вой­на. Он писал ее на обширных полотнах, как бы давая понять, что пережитые огненные годы невозможно вогнать в тесные рамы. Несколько массивных, тяжелых подрамников стояло фасом к стене – начатые работы, но требующие нового осмысления, поправки временем.

Это были главные его темы: Земля и Война».

 В разговоре со мной искусствовед, ответственный секретарь Курского регионального отделения Союза художников России Луиза Ивановна Каркавцева назвала Шорохова художником честным и открытым. На его картинах – печать серьезной творческой мысли, художественного мастерства и собственного взгляда на жизнь. Я листала каталог одной из областных выставок, а Луиза Ивановна комментировала:

– Курские художники постоянно обращаются к теме войны. Михаил Заутренников, например, картину «Январь 1943-го. Проводы» создал по воспоминаниям тех лет, когда провожал брата Павла на фронт.

Георгий Владимирович Киселев войны не видел. Знал о ней по рассказам отца-фронтовика. И сумел передать атмосферу танкового сражения летом 43-го года.

Пафосом и героизмом пронизана композиция «Победа» Александра Притулы.

У Василия Рюмшина остались тяжелые детские воспоминания, связанные с оккупацией его родной Ольховатки. Ему было года четыре, когда ребята постарше подбросили немецкому повару патроны в огонь. Взрыв был сильным. Повар погиб. Немцы расстреляли мальчишек. Васина бабушка упросила пощадить несмышленого мальчонку. Вообще, село стало героем его пейзажей – «Курган над Ольховаткой», «Ольховатка – северный фас Курской дуги».

 Виктор Есипов использовал интересный композиционный прием: через окуляры бинокля видны надвигающиеся вражеские танки.

 Картина «После боя» Василия Ерофеева стала данью памяти об отце, прошедшем войну.

За многие годы курские художники написали более ста портретов ветеранов Великой Отечественной войны. Например, Валерий Мазуров изобразил командира разведки Павла Савинова, под руководством которого удалось пленить немецкого штабиста и от него узнать, когда начнется наступление противника на Прохоровку. Без многочисленных орденов, но с маленьким внуком на коленях изобразил Заутренников участника Курской битвы Петра Лазукина. В настоящее время работают над портретами ветеранов Николай Тынник, Владимир Соколинский, Виктория Черкашина, Екатерина Кизилова, Михаил Золотых, Светлана Леонова.

…Второй год подряд курские живописцы участвуют в выставке-конкурсе «Прохоровское поле», которая проходит в Белгороде. В середине июля состоится областная художественная выставка, посвященная 70-летию победы на Огненной дуге. Там будут экспонироваться новые и созданные в прошлые годы произведения живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и народного творчества. Одна из лучших традиций Курского регионального отделения Союза художников России – хранить светлую память о солдатах войны – продолжает жить.

Галина МАНУКОВСКАЯ




СТАРАЯ ФОТОГРАФИЯ

На фотографии отца
Тех довоенных лет
Уже дыхание свинца,
Уже победы свет.

Нет, не серебряный брелок
И не цветок в руке,
А «Ворошиловский стрелок»
Блестит на пиджаке.

А через год свистел свинец,
Как вьюга над полком, -
Стрелковый полк, и был отец,
Как водится, стрелком.

 И вспоминает как пустяк,
Как много лет назад
Для снимка взял он тот пиджак
У друга напрокат…

ВСТРЕЧА ВЕТЕРАНОВ

Их четверо за столиком одним:
Стрелковый полк остался боевым,
Солдатский праздник отмечает он…
Так что же плачет третий батальон?

О НАГРАДАХ

(Рассказ отца)

Наград немного мы видали,
Но, помня молодость свою,
Послевоенные медали
На память внукам раздаю...
Да, отругать меня несложно,
Ты, верно, прав: ругни, ругни...
А внукам все ж доверить можно,
Теперь-то выросли они.
Бывало, очень добычные,
На грудь навесят – и в кино...
А фронтовые, основные,
Детьми потеряны давно...
Хоть это вовсе неподсудно,
Покаюсь я в одном грехе:
Одну медаль – поверить трудно -
Нашел в телячьей требухе.
Видать, какой-то несмышленыш
Случайно уронил в лохань,-
Так и нарочно не уронишь,-
Теленок, знать, не зря вздыхал...
Я для наград как будто годен,
Но все ж раздам – теперь не жаль.
Себе оставлю только орден
Да ветеранскую медаль.
Поберегу награду эту -
За труд, а с отблеском свинца
Скучна и сумрачна по цвету,
В точь... для небритого лица.
И сколько нас теперь не славить,
А все же внукам жить да жить.
Пускай о деде будет память -
Ведь кто-то должен их хранить.

 ***

Полное собранье сочинений
За меня сержант Петров напишет.

А.Недогонов

 Дымным порохом муза согрета…
Но отброшен
 непрошенный враг.
Над избой моего сельсовета
Полыхает и плавится флаг.

Были пушки и слово.
И слово
Продолжает земной разговор;
Сочиненья сержанта Петрова
Этой ночью уходят в набор.

И в полку, где не носят погонов
И в запас увольнения нет,
Мой комбат –
Алексей Недогонов –
Русский воин и русский поэт.

НА ЭТЮДАХ

Пуст коробок…Нет спичек…
Как некстати!
Но, выдавивши дно из коробка,
Художник сотворил видоискатель
И в сторону его повел слегка.

Поверил вдруг, что рамочка подскажет
Картины суть…
А был нещадно строг:
Ловил с утра сюжет он для пейзажа
И все никак прицелиться не мог.

Так что ж искал он в этом утре мглистом,
Оглядывая запад и восток?..
Он «панораму» отложить не смог -
Художник был в войну артиллеристом.

НАКАНУНЕ

Как тихо этой ночью в Понырях…
Артиллеристы, задремав впотьмах,
На ящиках уснули до рассвета,
И звездами в росу упало лето.

Бежали от Урала поезда.
Тянулись на Свободу провода:
Машинами усеянная густо
Монашеская Коренная пустынь. 

Молчат в окопах русские винтовки,
Ещё «Катюши» песни не поют,
Но до артиллерийской подготовки
Уже осталось несколько минут. 

И генерал задумался усталый:
Да, крови быть.
И крови быть немалой.
И поглядел на карту генерал.
А дальше Белоруссия в болотах,
Где танки тонут,
Где плывет пехота…
И загрустил,
И виду не подал.

Стихи Юрия Першина


< Вернуться к содержанию

VIP # 03-2013

Комментарии пользователей



Последний комментарий