Сергей Локтионов: Духовность – это основа жизни

Пожалуй, самое трудное в наше время безудержного потребления, цинизма и лицемерия – это верить. В то, что материальное не может быть важнее духовного; что жизнь человека дороже счета в швейцарском банке; что честь, совесть и достоинство не пустые слова, а жизненно важные для любой личности качества. Верить, в конце концов, в то, что удивительная страна, созданная потом и кровью наших предков, заслуживает лучшего к себе отношения хотя бы со стороны своих же сограждан. И лишь при этом условии можно достичь в ней благополучия как личностного, так и общественного.

Именно поэтому знаменитое тютчевское определение «в Россию можно только верить» сейчас превратилось в настоятельный призыв: «В Россию НУЖНО верить!» Всем нам нужно. А примеры они есть, они на виду, надо лишь внимательно осмотреться. Множество людей вокруг нас живут по правилам, включающим в обязательном порядке любовь к родной стране, веру своих предков, семейные ценности и добрые традиции.         

Истоки

В России, стране большой и сложной, простых времен не бывает. И больше всего сложностей выпадает на долю людей деятельных, с активной жизненной позицией и энергичной натурой. Сергей Локтионов из их числа. Председатель правления фонда «Коренная пустынь», генеральный директор Торгового дома «Курская Коренская ярмарка», директор киноцентра духовной культуры имени Щепкина, член Общественной палаты ЦФО и Курской области, а также Союза кинематографистов России, председатель двух общественных советов – при областном УВД и региональном Росреестре…

Всего вышеперечисленного с лихвой хватило бы на нескольких человек, но для Сергея Павловича это далеко не конец списка, поскольку есть еще множество проектов, где он в числе организаторов и активных участников. В том числе такие крупные, как Международный съезд «Содружество православной молодежи». Да и за спиной немало сделанного. Сергей Локтионов был среди зачинателей многих широко известных проектов, ставших своеобразным брендом Курской области.

При его непосредственном участии появился фестиваль «Соловьиная трель»; он поддержал инициативу Вячеслава Клыкова о проведении фестиваля имени Надежды Плевицкой;  был руководителем Международного марша мира в Курске; являлся инициатором создания попечительского совета по возрождению монастыря «Коренная пустынь», в котором занимал пост ответственного секретаря, и возрождения Коренской ярмарки. Впрочем, у всех этих различных ипостасей деятельности есть нечто общее, органично объединяющее их в одном-единственном человеке: они требуют не только большой работоспособности и ответственного отношения к делу, но еще и крепкого духовного стержня.

В его обретении изначально большую роль сыграли родители Сергея, да и само место рождения. Он коренной курянин из села 3-е Выгорное Тимского района. Живописные холмы, за которыми бесконечная даль горизонта, среди них – речка Тим, – вообще вся эта щед­рость и размах российской природы. Уж если лето – так воздух дрожит над травами от жары, а коль зима – снега столько, что можно рыть в нем целые пещеры с тоннелями (чем маленький Сережа с друзьями нередко и занимался). Отсюда родом его щемящее чувство любви к Родине – великой и малой, со всеми ее традициями и особенностями, так свойственными русским людям.

– В последнее время я все острее чувствую вину перед своей малой родиной, – признается Сергей Павлович. – Слишком редко там бываю, мало помогаю. Хотелось бы сделать для родной земли больше.

Наверное, эта острая потребность что-то делать, создавать у Локтионовых в крови. От Павла Петровича Локтионова его единственному сыну досталась удивительная работоспособность, а от мамы Галины Архиповны – активная натура. Она успевала не только домашними делами заниматься, но и общественными – была депутатом местного Совета. Повезло Сергею встретить и духовных наставников, сыгравших судьбоносную роль в его жизни. Правда, случилось это намного позже. Впрочем, такие встречи происходят всегда в нужное время: кто ищет, тот обрящет.


Время перемен

До этого еще предстояло пройти путь, обычный для молодого, энергичного человека того времени: после школы – служба в армии, в разведроте под Москвой; затем учеба в курском мединституте; следом – работа в комсомоле; карьерный рост вплоть до должности второго секретаря Курского горкома ВЛКСМ.

Еще в студенческие годы Сергей был участником замечательного явления в молодежной среде – движения студенческих стройотрядов. Оно помогало учащейся молодежи не только зарабатывать, но и выстраивать отношения с государством, друг с другом, организовывать досуг и многое другое. Так вот, стройотряд мединститута, командиром которого был Локтионов, сначала получил звание лучшего в области, за что ему было присвоено имя областной газеты «Молодая гвардия». А затем он стал победителем Всесоюзного слета ССО.

После развала СССР ничего этого не стало, хотя движение ССО, по мнению Локтионова, можно было сохранить. Более того, его нужно было сохранить, ведь оно объединяло всю студенческую молодежь, охотно в нем участвовавшую. Но… Тогда всю страну захватило и закружило ветром перемен. Менялось все – общественная формация, идеология, лицо власти. И когда в 1996-м губернатором Курской области стал Александр Руцкой, Сергей Локтионов оказался в его команде в должности вице-губернатора. Но в этой специфической компании продержался недолго.

Вскоре он оказался по другую сторону баррикад. Что, впрочем, далось ему нелегко в силу почти сформировавшегося на тот момент мировоззрения. Почему, разъясним позже. Тогда же, с точки зрения биографии, у него случился еще один резкий перелом в жизни. И сработал один из ее законов: подобное тянется к подобному. Руку помощи протянул человек действительно большой, яркий, из тех, кто составляет гордость земли русской, – знаменитый скульптор Вячеслав Михайлович Клыков.

Созданный им Международный фонд славянской письменности и культуры, областное отделение которого возглавил Сергей Локтионов, стал для последнего не только местом работы на долгие годы, но и новым направлением деятельности, полностью соответствующей его взглядам на мир и роль русского человека в нем.

– Вячеслав Михайлович отличался бескомпромиссностью, – вспоминает Сергей. – Для него не существовало чинов и рангов. Все его зрелое творчество было связано с русскими традициями, православием. И как он любил свою малую родину! Постоянно приезжал в Мармыжи, а в его московской квартире даже табличка с их названием висела. И самыми дорогими для него гостями всегда были земляки. Если они приезжали к нему в Москву, он бросал все, мог не пойти на какой-нибудь важный официальный прием. Да, Клыков бывал резок, но, когда кому-то из близких ему людей требовалась помощь, мог отдать последнее. Я очень многое у него почерпнул – у такого человека было чему поучиться.


Духовный отец

Но главным учителем для него стал человек, сыгравший огромную роль в жизни всей Курской области, после смерти которого многие почувствовали себя осиротевшими, – схимитрополит Ювеналий. Долгие годы он был духовником не только самого Сергея, но и всей его семьи. И, по сути, стал его духовным отцом – нравственным эталоном и лучшим советчиком во всех житейских вопросах и проблемах. И сейчас, когда Сергей говорит о нем, его глаза светятся любовью и тихой печалью об ушедшем пастыре.

– Мы все действительно любили его как отца, верили абсолютно и потому каждый свой шаг сверяли с владыкой: благословит он нас на него или нет, – поясняет Сергей. – Это касалось всего. Даже дети решение владыки Ювеналия всегда принимали беспрекословно. Он столько времени был для нас нравственной опорой, духовным центром, что теперь, когда его не стало, нам очень не хватает его советов и благословения.

Между тем именно владыка Ювеналий закрепил ту незримую нить, связавшую Сергея Локтионова с Курской землей: у него было много возможностей уехать в другие края, предложения на этот счет поступали весьма заманчивые. Но он неизменно отказывался: не было благословения от владыки Ювеналия на то, чтобы покинуть Курск. Мудрый пастырь видел судьбу Сергея исключительно в связи с деятельностью на благо родной земли. И направлял ее так, что в ней происходили поистине удивительные вещи.


Встреча с надеждой

Сергей Павлович сейчас пишет книгу под рабочим названием «Прощание с надеждой» – еще один объект приложения его сил и времени. Зачем столь занятому человеку корпеть над страницами, облекая мысли в слова и подыскивая им нужную форму? Наверное, затем, что он столько раз был в гуще событий, которые теперь уже стали историческими не только для Курской области, но и всей России.

– Хочу описать события последних десятилетий, когда я стал общаться с владыкой Ювеналием и когда моя жизнь оказалась связана с нашей великой святыней – иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной, – рассказывает о своем замысле сам автор. – То есть то, что составляет духовную основу моей, и не только моей жизни. А она и есть самое главное.

В 1997 году по благословению владыки Ювеналия Локтионов отправился в США с обращением к предстоятелю Русской православной церкви за рубежом по поводу возвращения чудотворной иконы на родину. И там открыл для себя еще одну Россию – покинувшую после прихода большевиков пределы родной земли, но сохранившую русскую культуру и традиции. И помогла им в этом вера, олицетворением которой стала курская святыня.

– Я познакомился с тогдашним первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием, – вспоминает Сергей Павлович. – И как-то спросил сменившего его позже на этом посту владыку Лавра: «Как вам удалось сохранить русскую культуру?» Мне рассказали, что русским эмигрантам помогло создание общин вокруг строящихся храмов, где потом они спасались. Строительство велось везде, куда забрасывала судьба выходцев из России. Вокруг храмов создавалась русская община со своими школами и жизненным укладом, насыщенным событиями и мероприятиями в духе русских традиций. А те, кто покидал эту общину, ассимилировали.

Курская же икона поддерживала и укрепляла русский дух вдали от Отечества. И Сергей Павлович ощутил ее благодатное воздействие, когда владыка Виталий позволил ему приложиться к святыне. Тогда же он понял: право на ее возвращение еще нужно заслужить. Вернувшись в Курск, Локтионов обо всем увиденном и понятом рассказал владыке Ювеналию. Так начался сложный, тонкий и многоступенчатый процесс, который после воссоединения двух ветвей РПЦ привел к прибытию чудотворной иконы Божией Матери «Знамение» Курской Коренной на родную землю.

Для этого потребовались усилия многих людей. Особую роль в этом сыграл Президент РФ Владимир Путин. Но главными действующими силами все же были православная вера и любовь к России, проявленные с обеих сторон. Что ж, ведь и в основе православной веры тоже любовь. И неспроста о том, что она краеугольный камень всему, напоминают афоризмы на рабочем столе Сергея Павловича. Он на собственном опыте убедился в их правоте.


Содружество православных

Практическим применением подписанного акта о каноническом общении двух ветвей церкви стал международный проект «Содружество православной молодежи», объединяющий православных русских по обе стороны российской границы.

– Я уж думал отойти от молодежных дел, – признается Локтионов. – Но владыка Ювеналий благословил заниматься проектом. К тому же владыка Лавр говорил, что вторым главным условием сохранения русской культуры в эмиграции было внимание к молодежи. Неспроста нынешний глава РПЦЗ митрополит Илларион является руководителем молодежного отдела церкви. Вообще, именно почивший владыка Лавр предложил основать такое молодежное движение, в рамках которого потомки русских эмигрантов будут посещать Россию и знакомиться с ее жизнью. Так и возникло Содружество. Первый его съезд прошел в 2008 году в Коренной пустыни и стал для его иностранных делегатов потрясением. Одна девушка из Венесуэлы со слезами на глазах говорила: «Я думала, мы одни остались, в России сплошь безбожие; а тут православная жизнь, большие дела делаются!»

За пять лет Содружество представляло 18 государств – от Австралии до Болгарии. Его съезды начинаются всегда в Курске. Отсюда после традиционного молебна перед иконой «Знамение» стартует молодежное православное движение по всему миру, неся правду о России и свет любви к стране своих предков, который русские люди сумели сохранить вдали от нее.

– Знаете, ведь американца сложно убедить в том, что не Россия напала на Грузию в 2008 году, а наоборот, – не без горечи констатирует Сергей Павлович. – Я пробовал – бесполезно. И только русские – потомки эмигрантов – питают открытую любовь к России, верят в нее и радуются ее возрождению. При этом для них существуют лишь православные семейные ценности, а не либеральные европейские мерзости.


Истинные ценности

Вообще для Локтионова православные семейные ценности – величина абсолютная, не требующая измерений, подсчетов и доказательств. Может быть, потому, что, рано потеряв отца и мать, он обрел отца духовного – владыку Ювеналия. И неспроста с этой темой связана не только его внутренняя, духовная жизнь, но и внешняя, общественная. Например, на заседании Общественной палаты ЦФО в Смоленске, в котором Локтионов принимал участие, обсуждалось положение детей-сирот.

– Все, что касается детей, должно основываться на традиционных семейных ценностях, а не на технологии ювенальной юстиции. Ювенальная юстиция – это удар по традиционным семейным ценностям, она их просто уничтожает! – считает Сергей Павлович. – К счастью, президент России разделяет мнение о том, что эта система нам не подходит. Но, с другой стороны, процесс ее внедрения запущен: людей уже принимают на работу… Я не понимаю, как можно допустить, чтобы посторонний человек решал за меня, что и как должно происходить в моей семье, какими методами нужно воспитывать моих детей. Такие решения мог принимать только мой духовник.

В семье Локтионовых отношения именно так и строятся – по послушанию. Причем супруга Елена, педагог по образованию, участвует в деятельности благотворительного фонда «Семья». Старший сын Антон – студент экономического факультета КГУ и пономарь в Знаменском соборе, средний Серафим и младший Иван – ученики православной гимназии. У каждого из них свои увлечения: у одного – футбол, у другого – баскетбол, у третьего – народные танцы. И на каждое их благословил владыка Ювеналий.


Воздается по вере

Вообще надо сказать, что если о человеке очень многое может рассказать его круг общения, то этой стороне жизни Сергея Локтионова можно посвятить целую книгу. Ему довелось общаться со многими известными и влиятельными людьми из числа высших церковных иерархов, руководителей страны, политиков, деятелей культуры и искусства.

– Политически я скорее монархист, поэтому считаю, что власть нужно уважать, – говорит Сергей Павлович. – И гораздо полезнее корректировать ее, чем с ней бороться. Я хочу, чтобы Россия процветала, но основа для этого – не экономика и политика, а именно духовность. И Курск в этом играет особенную роль. Это такое мистическое сердце России. Неспроста ведь и чудотворная икона была обретена на нашей земле; и Коренская ярмарка, торговые ворота юга России, здесь появилась; и Курская битва, переломившая ход Великой Отечественной, тут прошла. Ну а для меня лично это не только земля, где я родился, но еще и место моего духовного рождения.

Духовность, основанная на традициях русского православия, – это основа жизни Сергея Локтионова во всех ее проявлениях – личном, общественном, внутреннем. Поэтому и брошенный несколько лет назад кинотеатр имени Щепкина под его руководством преобразился. Обновился интерьер, появилось новое название – Киноцентр духовной культуры имени Щепкина. А главное, само здание театра наполнилось новым содержанием. Здесь проходят не только показы качественного отечественного кино, но и вечера, встречи с артистами, концерты, даже балы!

– Я хочу, чтобы в наш центр ходили семьи, чтобы здесь собирались люди разного возраста, но общих взглядов, – поясняет Локтионов. – А объединять их должны наши культурные традиции. Их нужно помнить и возрождать. Кто-то говорит: «Ничего не выйдет, потому что время изменилось». Но время – это люди, и оно зависит от них, а не наоборот. Поэтому я все равно верю, что с Божьей помощью и при участии сподвижников у нас все получится!

Ольга ВИЛИНСКАЯ



< Вернуться к содержанию

VIP # 02-2013

Комментарии пользователей



Последний комментарий