О Родине, о доблести, о славе

"У нас у каждого в душе свой Сталинград. Своя минута памяти и славы. Не раз ещё в последний свой парад труба поднимет спящие заставы". Эти стихи Виктора Балдина, положенные на музыку Любовью Пузиковой, заставляют прислушаться к собственному сердцу, вспомнить о подвиге отцов, задуматься о предназначении внуков.

Десятки тысяч просмотров набрал клип, запечатлевший эту песню в исполнении прославленного академического ансамбля Российской армии имени А. В. Александрова. Кстати, на сайте он размещен под двумя названиями: «Мой Сталинград» и «Афганистан». У последнего просмотров больше. Только идеологическую подоплеку искать не стоит: просто прошедших Сталинград осталось мало и с каждым днем становится меньше… Надо ли воспитывать в молодых уважение к их подвигу? Что такое патриотизм и любовь к Родине? Об этих непростых вопросах размышляет в своих стихах Виктор Балдин. Об этом – интервью с писателем.

– Виктор Викторович, если посетитель сайта не оставил комментария, трудно сказать, какого он возраста. Как вы полагаете, совсем молодым понятно то, о чем вы пишете?

– Например, песня «Мой Сталинград»? Я, признаться, не думал, что мой внук будет слушать ее. А он записал ее себе на телефон. Ему 15 лет, он предпочитает другую музыку, своего поколения. Но, значит, это ему тоже нужно!

– Две войны в этих ваших стихах: та, Великая, и афганская, отношение к которой в обществе неоднозначно. Обе стоят того, чтобы говорить о них с молодыми?

 – Вот говорят: война портит людей, будит низменные инстинкты. Я не знаю, делает ли война людей лучше, но она высвечивает как рентгеном человеческую душу. Хорошего делает лучше, а плохой становится еще хуже. Если в обычных условиях дурное чем-то замаскировано, то тут сразу становится ясно, кто есть кто. Не случайно дружба, родившаяся в Афганистане, сохраняется потом долгие годы, возможно, всю жизнь. Я был на войне. Это невеселая штука, гадость, честно говоря. Но зато я знаю: хороших людей гораздо больше. На войне не думаешь о патриотизме, высоких словах. Там действуют два фактора: долг и твоя совесть, ответственность перед семьей, товарищами по оружию. Тебе положено это делать – делай. Справишься, ты выживаешь, выживает твой друг, выживает страна. Выполнить свой долг – это и есть патриотизм.

– Даже если воюешь далеко за пределами своей страны? Это было нужно тогда, в восьмидесятых?

– А Екатерине II завоевывать Крым надо было? А Ермаку в Сибирь надо было ходить? А Стеньке Разину, которого мы больше знаем как бунтаря против царя, до этого надо было турок громить? Если у американцев есть национальные интересы в Афганистане, почему у нас их быть не может? Кстати, я ведь был там не только в 86-89-м годах. В 91-м, приехав в Афганистан через три года после вывода наших войск, я, будучи советником, ощущал доброжелательное отношение к нам со стороны местного населения. Не думаю, что американцы испытывают нечто подобное. И у Афганистана были в России национальные интересы.

– Виктор Викторович, вы неоднократно произнесли это словосочетание – «национальный интерес». Это, наверное, не случайно. И в годы вашей воинской службы, и сейчас, когда в гражданской жизни вы стали помощником министра здравоохранения, по большому счету, отстаиваете национальный интерес России. Как вы полагаете, патриотизм в человеке надо воспитывать или он существует изначально, так сказать, от природы?

– Я думаю, воспитывать надо. Государство для того и создано, чтобы сохранять население, которое живет на этой территории. У любого государства есть альтернатива: или жить, или исчезнуть. И, если не будет чувства, которое мы называем патриотизмом, не выжить. Земля, по которой мы ходим, песни, которые пели наши предки, вызывают особые чувства. Это и есть патриотизм. А не будет его, мы просто исчезнем, растворимся в чужих интересах, вкусах, пристрастиях. В любом обществе есть какой-то процент мерзавцев, которые паразитируют на нем, хотят жить за счет других. Это они говорят: мы не хотим служить в армии, не надо кричать о русском патриотизме.


– Русские патриоты… А что, на ваш взгляд, характеризует русского человека? Какое качество самое главное?

– Умение любить. Желание иметь семью, дом. Это главный побудительный мотив для русского человека. Почему у нас так любят романсы? Наверное, потому, что это близко нашей душе – тонкое, чуть сентиментальное чувство. И еще меня радует, что наши дети, несмотря на все новомодные веяния, близки нам по духу. Многим, кстати, нравятся романсы. Хотя, понятно, этот жанр адресован взрослым. Но со шкалой ценностей у юных все в порядке. Есть, конечно, определенный процент тех, о ком я говорил, кто погряз в пошлости, наркомании и пьянстве. Но, уверяю, не они определяют развитие общества.

 – Ваши слова основаны на каких-то личных наблюдениях?

– Приведу маленький пример. Может, это прозвучит нескромно. Но речь не обо мне – о том, как видят и чувствуют наши дети. Как-то моя книжка попала к одной знакомой, и ее дочка, которой лет 13-14, прочитала стихи, выбрала одно, выступила с ним на конкурсе, завоевала какое-то место. Ее подружка переписала стихотворение себе в дневник, выложила в социальную сеть, перевела на английский. Этот текст попал на глаза пятнадцатилетнему мальчику из Красноярска, тот положил на музыку, исполнил на конкурсе молодых композиторов, занял первое место. О чем это говорит? Значит, они чувствуют, как мы, думают подобным образом. Кстати, меня эта история удивила, я сказал маме девочки: стихи-то эти для взрослых, для тех, кто уже что-то пережил, прочувствовал. А она мне ответила: «А вы что же думаете, они поколение «Пепси»? Они все понимают и оценивают правильно!»

- То есть вам за будущее России не страшно.

- Нисколько! У нас растет новое великолепное поколение: незашоренное, патриотичное, которое любит Родину. Хорошее поколение растет. Оно более раскрепощенное, более творческое, более успешное. И настолько продвинутое, что обязательно многого добьется. Наши дети лучше нас!

– Возвращаясь к теме войны. Курский край, который вы не без основания называете своей второй родиной, готовится отметить славную дату – 70-летие Победы на Огненной дуге. Не будет ли во время торжеств исполняться что-то подобное вашему «Сталинграду»?

– Стихи не рождаются «по поводу», на заказ… А будут ли звучать во время празднования мои песни, поживем-увидим. Я сам во всяком случае непременно побываю в Курске и в Белице, без которой себя не мыслю, где знаю каждую тропку, каждое деревце по пути к нашему дому. Ну а песни… Грех жаловаться: многие из них нередко исполняются на концертах. Сейчас ансамбль Александрова намерен записать несколько моих новых работ: «Который день в заботах о войне», романс «Волшебная ночь» и другие. Буквально на днях написал новый романс. Там тоже ощущается присутствие войны, любовь, возникающая на ее фоне. Есть с десяток незаписанных еще песен. Какая их ждет судьба, решать не мне. Но, конечно, хочется, чтобы люди их полюбили: песня жива пока, ее поют.

Беседовала Елена БЕЛОВА
г. Москва

 


Справка
Генерал-майор Виктор Викторович Балдин за участие в боевых действиях награжден орденами Красной Звезды, Почета и Славы (ДРА). После увольнения в запас работает помощником федерального министра Правительства РФ, русский писатель, поэт, член Союза писателей России, лауреат национальных литературных премий имени А.С. Грибоедова и «Золотое перо Руси», автор десяти поэтических сборников.




Вальс. Орден Красной Звезды

Как прекрасны весной луговые цветы
и туманы по-над рекою...
В небо подняты вновь разводные мосты,
к облакам, опалённым войною.

Орден Красной Звезды на ладони
блестит серебром зачервлённых граней,

А на сердце тайком холодок
уж бежит заблудившихся воспоминаний.

Пять лучей на крови у дороги
легли в покалеченный пулями камень,

Кто судьбе доверял, здесь покой обрели,
окунувшись в багряный пламень.

Честь была дорога, а в душе у бойца
выбор мал, ни при чём обида.
По дороге своей все прошли до конца,

не теряя друзей из вида.

Мы по капле одной разделяли с тобой
воду в нашем НЗ, товарищ...
Шли афганской тропой, и наш путь боевой

не окончился в пепле пожарищ.

Орден Красной Звезды для меня всё блестит,
как осколки разорванной стали.

В серебре лишь виски,
да в шкатулку легли ненадёванные медали...

 ***

Наш полк отступает. Потрёпаны роты,
Изранены в битве металл и тела.
За нами - лампады и медные трубы,
Горящие избы и в поле хлеба.

Испиты с лихвою живыми страданья,
Над прахом погибших кружит вороньё.
На знамени дыры и боль униженья:
Архангел, о Гидру сломивший копьё.
 

Наш полк отступает забытым манёвром...
И в храме звонарь известил на окрест:
Кто мог - уж поднялся последним резервом,
И вдов стало больше, и меньше невест.

 На подвиг торопят всех лики святые.
Отечество наше зовёт, всё в беде.
Наш полк отступает, и люди простые
Историю пишут великой стране.

***

И вот опять - война, война, война.
И мужики, одетые в шинели.
Печаль и боль, испитые до дна,
И вся страна, закопанная в щели.
 

Осенний день в плену у непогоды...
Гремят за лесом тяжкие бои.
И едкий дым от тлеющей соломы -
И тут и там горящие снопы.


Дороги - в грязь растоптанные лужи,
На переправах - ротами полки,
У белых хат заваленные крыши,
И вместо вёрст - могильные кресты.


Не сон, а явь - страдания и беды.
Покрыты стоном бранные поля...
Мы строим Храм для алтаря Победы.
Спаси! Помилуй, Господи, меня!

***

Я пронёс ту войну
на продрогших плечах -
холод гор истощал мне душу.
По тропе шли наверх,
чтоб вернуться назад,
в облаках зацепившись за сушу...
Каждый шаг по скале
в серой мокнущей мгле -
как заклятье на верность себе.
Тяжесть стуком в виски
заставляла пройти
километры чужой мне земли...
Я до нитки был мокр,
и не знаю, как смог
дотянуться рукой до тепла.
Пробегают года,
но в душе иногда
холодком вдруг напомнит война.

***

У нас у каждого в душе свой Сталинград...
Своя минута памяти и славы.
Не раз еще в последний свой парад
Труба поднимет спящие заставы.
Я сам ходил в свой страшный лютый бой,
Мотал бинты, затягивая раны.
И, чью судьбу Бог оградил собой,
Со мной поднимут с водкою стаканы.

Припев:
Я выпью с ними в память об отце.
За две его медали «За Отвагу»,
За крест «Георгий» деда на войне
И за свою афганскую награду...

Мне не дано вернуться в те года
И быть с отцом в окопах Сталинграда,
Но я молюсь, что б сыну никогда
Не снился гром военного набата.
Мне ничего для Родины не жаль...
Мой Сталинград живет всегда со мною,
И я, как раньше жизнь готов отдать,
Не дорожа счастливою судьбою.

Припев:
Сегодня вспомню о своем отце.
Про две его медали «За Отвагу»,
И крест «Георгий» деда на войне,
И про свою афганскую награду.

ПРОИГРЫШ

Припев:
И снова выпал снег на...Волгоград.
На обелиски с надписью «... ни шагу!»
А на моей израненной груди,
Как у отца, медали «За Отвагу»!

 ***

Я берегу из прошлого медали,
Когда рука могла рубить сплеча.
И в киверах в манеже гарцевали
В боях давно погибшие друзья.
 

Тогда и ран на теле было мало,
А если были - все от баловства.
И, на ученьях падая устало,
Врагам грозили мы не с озорства...
 

Года ушли под грохот и литавры...
В бумагах писарь вывел: «инвалид!»
Не все вернулись в старые казармы,
И мне за счастье: ранен, не убит.


< Вернуться к содержанию

VIP # 02-2013

Комментарии пользователей



Последний комментарий