Званное – значит сердцу дорогое

Живя в определенном месте, настолько привыкаешь к нему, что уже и не замечаешь его особенностей. Но не все готовы с этим мириться, уверенно доказывая, что история даже небольшого села может поразить большое число людей. Благодаря таким энтузиастам мир узнал о селе Званном Глушковского района. Испокон веков оно живет на стыке двух культур – русской и украинской, впрочем, здесь все так перемешалось, что русские называются хохлами, а украинцы чувствуют себя как дома.

В последнее десятилетие Званное стало особенно знаменито благодаря тому, что здесь в ночь с 6 на 7 июля традиционно устраивается праздник Ивана Купалы. С недавних пор он приобрел статус международного фестиваля, куда съезжаются фольклорные коллективы не только из соседних регионов России, но из Украины и Белоруссии. В этом году народный праздник пройдет при поддержке губернатора, интересуются славянской культурой и в странах дальнего зарубежья.

Столь масштабное мероприятие «выросло» по сути из деревенских посиделок. Дело в том, что и в советские времена в Званном помнили о традициях предков – ребятня накануне Иванова дня костры разжигала, чтобы посоревноваться, кто через огонь выше прыгнет, девушки плели венки и гадали на суженых, а старушки затягивали народные украинские песни. Именно они близки по духу званновцам, и Иван Купала (вспомним Гоголя) прижился здесь благодаря крепким украинским корням местных жителей.

Сегодня купальский день в Званном – реконструкция давних событий, действо, отображающее дохристианские представления славян о мире и его обитателях.

Конечно, это игра, ведь в наши дни трудно по-иному воспринять древние обряды. Однако генетическая память званновцев диктует им правильный сценарий поведения, что подтверждает и пластика девушек, выполняющих ритуал опускания веночков на речную гладь, и лихие прыжки участников праздника через костер, и богатый ассортимент травниц, уверенных, как и их бабушки, в том, что лечебные травы, собранные на Ивана Купалу, обладают особой силой. 

В далекие времена было принято отправляться в лес за травами и кореньями купальской ночью, и должны они были быть сорваны на заре, прежде чем на них обсохнет роса. В течение года травы хранили как некую святыню: окуривали ими больных, бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии.

Наступает в Званном вечер накануне Ивана Купалы, и как прежде девушки, украсив свои головки веночками, идут к месту купальского огня. Не обходится праздник без песен и хороводов, а уж прыгнуть через костер желающих хоть отбавляй. Возможно, здесь до сих пор верят в силу огня и это некий обряд очищения для тех, кто решился «перемахнуть» через костер. 

Одна из самых красивых историй купальской ночи – легенда о цветке папоротника, который расцветает только в это время. Если верить преданиям, происходит это следующим образом: из широких листьев растения внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и перед взором предстает ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку не удается сделать это. Но смельчаки находились во все времена, только отправляться за трофеем нужно было непременно в глубину леса, и срывать цветок моментально, чтобы не дать возможности сделать это представителям лесной нечисти. Считается, что нашедший расцветший папоротник приобретает власть над всем миром. Сказка ли, быль – доподлинно неизвестно. Однако званновцы решили в этом году включить в программу праздника мероприятие по поиску папоротника. Правда, по условиям конкурса нужно будет принести не цветок, а хотя бы лист этого мистического растения. Местом для своеобразного соревнования по спортивному ориентированию выбран Карыжский лес. Старожилы уверены, что такое состязание не из легких – идти нужно будет ночью, а до трофея сразу не доберешься. Папоротник, как и положено, растет в глубине леса. Но кто знает, может, и цветок какому-нибудь счастливцу удастся сорвать.

Всю купальскую ночь в Званном звучат песни, устраиваются хороводы, игры. Красивое, колоритное мероприятие на берегу Сейма призвано не только веселить, но и учит не забывать о своих корнях. Нужно помнить и о тех, кто когда-то стоял у истоков организации и проведения праздника, оказывая всевозможную поддержку.

Сценарий разрабатывается и воплощается силами специалистов областного Дома народного творчества, Званновского дома культуры, преподавателями и учениками местной школы искусств. Трудно было бы представить себе развитие фестиваля без участия районной администрации. Понятна и заинтересованность главы района, и тех энтузиастов, которые отдают время и силы подготовке праздника: театрализованное мероприятие накануне Ивана Купалы проводится только на глушковской земле, а это особая причина для гордости.

Гордится нынешними масштабами купальского фестиваля и Анатолий Васильевич Поливиченко, который еще 15 лет назад был уверен в успехе столь необычного, но важного с краеведческой точки зрения мероприятия. Он был в числе первых организаторов праздника и остается верен традициям глушковской земли и поныне. Хотя сам родом с Брянщины, но уже более 35 лет живет в Званном и менять место жительства не собирается.

С особой теплотой о своей малой родине говорит и Иван Михайлович Сущенко – человек, пишущий историю Званного (часть материалов опубликовал в Интернете). Он собрал факты и даже сельские предания, согласно которым первое упоминание о Званном датируется 1685 годом. 

– Большинство стариков рассказывали о том, что давным-давно казаки приплыли на челноках искать землю для поселения, увидели красивое и удобное место, обосновались здесь, а потом стали звать сюда своих родственников. Так и возникло село с названием Званное, – пишет Иван Михайлович. – На мой взгляд, заселение началось в 50-70-е годы ХVII века в результате присоединения Левобережной Украины к России. Украинцы двинулись вверх по реке Сейму. И, наверное, в одно и то же время появились такие села, как Карыж и Званное и ряд других поселений на левом берегу Сейма. При этом достоверно установлено, что Карыж  возник как казацкий пост Русского государства. И в Карыже, и в Званном живут по крови и по языку украинцы и скорее всего переселенцы одной волны.  На правобережье Сейма в Глушковском районе живут русские «москали-кацапы». На левом берегу – украинцы. В 30-е годы прошлого века в званновской школе учили украинский язык.

Местные жители село свое называют Звана. Званное – это официальное название, русское. Моя классная руководительница Валентина Григорьевна  в начале 60-х годов объясняла нам, что учителя-русоведы в Званном и в районном центре Глушково долго спорили, как правильно писать: Званое или Званное. Эта проблема возникла, когда районное начальство решило на въездах в селения поставить знаки с их названиями. Таким образом, есть два названия села: одно народное – Звана и другое – Званное.

…Этническое самосознание званновцев размытое. Мы привыкли говорить друг другу: «Я тиби по русськи кажу». И вместе с тем без проблем соглашаемся, когда будяне и лещиновцы – русские – называют нас хохлами. Да мы и сами так зовем себя, но не украинцами.  Если же говорить о первопоселенцах Званного, то хотя украинцами они себя не называли, но ими были. В официальных документах русской администрации того времени украинцев (не имевших тогда этого этнонима – национального имени)  как только не именовали: севрюками, черкасами, литовскими людьми (выходцами из польско-литовского государства), казаками, посполитыми, а позже – малороссами.  Но то были именования официальные, в народе широко они не приживались.  В своей местности – в русско-украинской среде большее значение имело именование не по принадлежности к народности, а по поселению: глушковец, званновец, карыжанин, лещиновец, белополец, будянин – поскольку эти люди не чувствовали сильного отличия друг от друга, были православными и язык понимали без труда. Так было  в период, когда существовало Московское государство, потом Российская империя. Но чтобы как-то определить явные отличия, например, будян от званновцов, применялись и народные именования: званновцы – это «хохлы», а будяне – «москали», «кацапы». Конечно, эти названия носили (и носят) оттенок прозвища, клички. Но вы видели кого-то из званновцев, чтобы он лещиновца называл русским вне государственного учреждения, или будянина, который называл бы званновца на улице украинцем? Хотя в дружеском кругу, где есть званновец и будянин, всегда можно услышать иронически-ласковое: «Ах ты хохол!», «Эй, ты, кацап!»

Вот так – уже украинцы, но еще без этого имени, с территории Украины, но еще не носившей этого названия, и переселились предки званновцев туда, где основали Званное. В советский период этот факт позволит званновцам легко стать русскими. В 1928 году был введен «пятый пункт», и в свидетельствах о рождении и паспортах стали писать национальность. Поскольку «хохлы» Званного, Карыжа, Ходякивки, Кульбак и других сел, когда-то переселившиеся в Слободскую Украину, вошли со своими поселениямим в состав РСФСР, то их записали русскими. Никто из жителей этих сел и не возражал, поскольку «русськими» себя чувствовали, хотя говорили на украинском языке, отличном, конечно, от литературного. Жителей соседних поселений, вошедших в Украинскую ССР: белопольцев, стецковцев, миропольцев – записали украинцами. Так потомки одной волны переселенцев с Украины на территорию Слободской Украины стали представителями разных наций.

Мария КОНОРЕВА
Глушковский район


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 03-2011

Комментарии пользователей



Последний комментарий