Александр ЗАКУРДАЕВ: Какой инвестор городу на пользу

Нынешний состав Курского городского собрания вышел на финишную прямую: до осени, когда прекратится срок его полномочий, рукой подать. Так что вполне логично подвести предварительные итоги деятельности. Этим обстоятельством и были обусловлены вопросы, которые я задала главе города, председателю городского собрания Александру Ивановичу Закурдаеву.

– Итак, пройден путь длиной в четыре с половиной года…

 – Говорят, пессимист подводит итоги, а оптимист строит планы на будущее. Я буду говорить с позиции хорошо информированного оптимиста: и итоги подведу, и планами поделюсь.

С первых дней работы в этом качестве мне было ясно, что на те средства, которые зарабатывает город, стоящих перед ним проблем не решить ни по техническим, ни по материальным позициям. Волей–неволей надо было думать о привлечении в Курск инвесторов. Причем инвесторов неспекулятивного характера. Проще всего дать землю и предоставить возможность построить очередной магазин – это высокооборачиваемый бизнес, который дает быструю и гарантированную прибыль. Недостатка в таких предложениях нет и не было. Я сразу обозначил свою позицию: предложения, связанные с увеличением торговых площадей, мне не интересны. Но мало определиться с тем, чего не надо. Важно точно и правильно сформулировать, в чем город нуждается. Мы поняли, что с кондачка к этой проблеме не подойти: нужен не просто мой или чей-то еще личный взгляд на ситуацию, а мнение ученых, бизнесменов, банкиров, чиновников, словом, людей, которые в этом знают толк. Вот тогда и был создан тот самый, надеюсь, небезызвестный совет содействия инвестиционным и инновационным инициативам.

Активных, заинтересованных людей на самом деле много. Но они часто натыкаются на некий барьер, заслон. Нашему российскому чиновнику легче ничего не сделать и объяснить, почему это было невозможно, чем сделать неправильно и отвечать за это. Эту психологию тоже нужно было как-то ломать.

– Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

– Года полтора-два мы работали в этом направлении. Схема была такова: приглашали на заседания заинтересованных людей, которые могли что-то предложить. Они излагали свои взгляды на проблемы торговли, городского хозяйства, предлагали идеи новых предприятий. Мы поняли, что у нас есть потенциал, люди, готовые включиться в работу в этом направлении. Тогда и созрела идея инвестиционного паспорта. Очень важно, что сделан он по кластерному принципу, что позволяет рассматривать его не как застывший документ, он может и должен развиваться. С ним двинется вперед следующая команда.

– А зачем он в принципе нужен, что дает наличие инвестиционного паспорта городу?

– Возможность заявить о себе на всероссийском (и не только) экономическом пространстве. К сожалению, у Курска сложилась не самая симпатичная репутация: дай деньги этому городу, и они там бесследно растворятся. Надо было доказательно заявить: мы не черная дыра, у нас есть и потенциал, и заинтересованность в сотрудничестве. В результате к нам поехали инвесторы. Честно скажу, переломить ситуацию сразу не получилось: предложения были преимущественно от того самого быстро оборачиваемого бизнеса под названием «торговля». Но и она бывает разная. У нас появилось «Метро». Это сетевое транснациональное предприятие (кстати, поблизости оно есть только в городе-миллионнике Воронеже) стало своего рода локомотивом. Во-первых, оно показало другим, что с нами можно иметь дело. Во-вторых, вместо пустыря, пересеченного линиями электропередачи, там теперь привлекательная площадка для малоэтажного строительства. Компания «Метро» вложила в инфраструктуру этого района более ста миллионов рублей, и теперь там есть свой водозабор, канализация, электроподстанция, газоснабжение. Появилась компания, которая заинтересовалась этой возможностью, – «Росинка». К сожалению, грянул кризис, и два заложенных там дома так и остались недостроенными. Но сейчас, когда есть решение правительства о выделении земельных участков многодетным семьям, эта площадка в городской черте оказалась очень кстати. Более 100 семей уже изъявили желание участки получить. И это не закрытый список, люди узнают о такой возможности, пишут заявления, и мы уже начинаем давать там землю.

– То есть «Метро» стало первой ласточкой, за которой потянулись другие?

– Примерно так. Правда, приходилось сталкиваться и с предложениями не то чтобы абсурдными, скорее, плутовскими. Скажем, просит человек площадку под строительство нефтеперерабатывающего завода. И тот факт, что нефть мы не добываем, и трубы у нас нет, его не смущает. Понятно, что тут не все прозрачно. Кстати, упомянутый мною совет содействия инвестиционным и инновационным инициативам также сыграл свою роль, он помог отделить зерна от плевел, реальные предложения от плутовства и маниловщины. И таким образом мы вышли на активное сотрудничество с «Деловой Россией», это, как вы знаете, союз малого и среднего бизнеса. Я и сам в него вхожу. Начиная с середины 2009-го мы активно сотрудничаем с ним во многих сферах. Это связано с проектированием, с вопросами предоставления разного рода технологических первичных образцов, массовое производство которых идет на других территориях, с программированием, компьютерной техникой. Люди пришли к нам, оставили свои представительства. Много курян работают в крупных компаниях, не покидая свой город. Это по преимуществу информационный бизнес. Я не буду перечислять все, остановлюсь на наиболее значимом. Крупный проект сотрудничества с «Деловой Россией» связан с вхождением сюда компании «Юнайтэд ТелеКом». Она один из учредителей Яндекса, и Курск, пожалуй единственный город в ближайшем окружении, в котором есть сервис «Яндекс пробки». «Юнайтэд ТелеКом» начала с видеорегистраторов, установила в городе в ряде точек камеры наблюдения, которые впоследствии стали основой программы «Безопасный город». А сама в свою очередь стала ядром инфраструктуры той программы, которую мы сейчас называем «Интеллектуальный город», делающей комфортной жизнь курян.

– К сожалению, куряне более всего осведомлены о той части программы, которая связана с автоматизированным учетом пассажиропотока, и не считают, что турникеты добавляют комфорта…

– Это, может быть, одна из самых обсуждаемых и резонансных проблем, но отнюдь не самое крупное направление работы. Что касается вызвавших негативную реакцию турникетов, решено от них отказаться, применить другие, более современные системы учета. Например, световые датчики. Главное, мы уйдем от расчетов наличными деньгами, порождающих бытовую коррупцию.

Идея «Интеллектуального города» приживалась долго и нелегко. Проблемы так или иначе возникали, не было готовности воплотить ее, законодательно в том числе. Дело новое, и мы в роли первопроходцев. Недаром, между прочим, Сбербанк России обратил в нашу сторону свой взор. Как вы знаете, внедряется универсальная электронная карта (УЭК) гражданина РФ. И основой для нее у нас станет транспортная карта – прообраз УЭК. Мы уже готовы к этому.

– Кстати, встречаясь три с лишним года назад, мы говорили и о доступном Интернете, тогда это казалось мало досягаемым благом.

– Лет десять тому назад мы мечтали о домашнем телефоне. Сегодня у всех мобильные, каждый желающий сейчас может получить скоростной Интернет за цену, сопоставимую со стоимостью домашнего телефона, можно рассчитывать на полный сервис: телевидение, телефон, скайп, видеосвязь, радио. Мы в Курске можем предоставить 100-мегабитную сеть менее чем за тысячу рублей, это, согласитесь, показатель. Кстати, это тоже возникло не без участия «Деловой России».

– Александр Иванович, скажите, а было ли что-то, чего нынешний состав горсобрания не сумел осуществить? Может быть, не хватило полномочий? Законодательной базы?

– Пожалуй, нет. Нынешняя модель управления городом, подразумевающая четкую вертикаль власти, вполне себя оправдала. Есть такое понятие: точка невозврата. Так вот, мы были в опасной близости от нее. К хорошему быстро привыкаешь, уже не вспоминается, что вода подавалась по графику, свет гас чуть не ежевечерне, а состояние теплосетей внушало ужас. В такой ситуации жесткая вертикаль власти оказывалась оптимальным вариантом. Но сегодня наступил другой момент. Есть такая наука – теория систем, теория управления. Не может долго существовать система, основанная на прямом – директивном сигнале. Если управление осуществляется только сверху, система обречена на развал. Сигнал не получает отклика снизу, не корректируется Нужна обратная связь. Наша сегодняшняя модель – эта система прямого сигнала. В положении прописано, что есть четыре института, которые могут предлагать кандидатуру сити-менеджера. Но главный, обладающий решающим голосом – губернатор региона. То есть выстраи­вается жесткая вертикаль власти. На определенном этапе, как я уже говорил, она была необходима, она срабатывала: важно было восстановить уже почти полностью разрушенную инфраструктуру города. Мне и самому приходилось не раз говорить коллегам-депутатам: «Хватит заниматься лавочкостроением и лампочкоразвешиванием. Давайте сперва дом сохраним, а потом уж и двери в подъезде покрасим». А сейчас этот этап, по моему твердому убеждению, пройден. Нужна обратная связь. Нужно начинать управлять не директивным методом, а путем обратной связи с теми, для кого эти управленческие решения принимаются, – с населением, людьми. Поэтому я стою на позициях прямых выборов мэра. Народ созрел, гражданское общество уже не спит.

Есть и еще одно очень важное обстоятельство. Мы с действующим главой администрации города понимаем друг друга, горсобрание и администрация двигались в одном направлении. Но ведь возможен и другой вариант! Вот в Орле: единорос и коммунист в течение года не могут не то что работать начать, подойти к теме! Когда модель управления зависит от персоналий, это плохо.

– Александр Иванович, а что со своими нынешними коллегами вы хотели бы еще успеть сделать?

– Нормально подойти к выборам, обеспечить их достойное проведение. Чтобы пришел новый работоспособный состав, чтобы он смог удержать уровень, продолжить движение. Но для того, чтобы нормально прошли выборы, мы должны подготовить тот вариант, который удовлетворяет людей, действительно дает им право выбирать. Конечно, это не освобождает от обычных текущих дел.

Нынешнее городское собрание работало достойно и миссию свою выполнило. Да, у нас было много споров. И были попытки рассорить нас, разругать в пух и прах. Но честь и хвала людям, которые работают в горсобрании (многие из них, наверное, останутся): нам удалось сделать то, что было нужно городу. Прошу не расценивать это как бахвальство, но мы действительно работали и будем активно работать до истечения срока полномочий этого состава. Я всем говорил, что бюджет текущего года – это бюджет стабилизирующего характера. Помните, в советское время были определяющие годы, решающие, завершающие. Так вот, если пользоваться той терминологией, у нас стабилизирующий год, который должен нам позволить включиться во все федеральные и региональные программы. Собственных денег на решение проблем не хватает, но их может хватить на софинансирование. Конечно, нас несколько подкашивают изменения условий игры: вначале это было пять процентов, потом 10. А сейчас – 50! Нам, чтобы Шумаковский водозабор достроить, надо 2, 5 миллиарда рублей. Пять процентов от этой суммы мы бы нашли, а 50, понятно, трудновато. Но мы все равно достроим этот объект, ведь речь идет о едином комплексе: станция обезжелезивания недавно пущена, горожане должны иметь хорошую воду и в достаточном количестве. Это глабальная задача, надо сохранить эту тенденцию в развитии города и передать преемникам. Как это говорится: отдам котенка в хорошие руки?

– То есть вы готовы «котенка» отдать?

– Ну это аллегория. Да и в какие руки отдавать, пока непонятно. Поживем –увидим. И действовать будем по ситуации.

 Беседовала  Людмила ТРЕТЬЯКОВА



< Вернуться к содержанию

красная площадь # 02-2012

Комментарии пользователей



Последний комментарий