Первой выпускницей регентской школы при Курской духовной семинарии стала его нынешний руководитель Марина Сидорова. Творческий путь этого музыканта и педагога предопределен был в детстве, когда восьмилетняя Марина впервые пришла с мамой на пасхальную службу в храм. Необыкновенная красота богослужения произвела на девочку сильное впечатление. С тех пор вопрос «кем быть» даже не стоял. Только служить в храме, руководить церковным хором! Все высокое музыкальное образование, которое получит она позже (музыкальная школа, музыкальное училище, духовная семинария, Орловский институт искусств) будет направлено только на это.
Годы обучения в регентской школе Марина Павловна считает самыми счастливыми в жизни, по духу они были очень легкими. Легко давалась и учеба: старославянский язык, чтение Псалтыри, даже один из самых сложных предметов – церковный устав.
Так случилось, что и первое её богослужение в 1992 году, когда выпускница Марина Сидорова руководила смешанным хором, было пасхальным.
- На пасхальное богослужение во Введенском храме, где летом мы проходили практику, не было регента, мне дали шанс попробовать свои силы, - вспоминает Марина Павловна. – Помню ощущение полнейшей растерянности. В составе хора до 90 процентов – профессиональные певцы. Они отнеслись ко мне чуть иронично, ведь я была гораздо моложе их. Но в то же время все были доброжелательны. Я осталась работать в этом хоре и до сих пор вспоминаю его с благодарностью.
Матушка Светлана Щербачёва (Костина) - также студентка первого выпуска регентской школы. Теперь она - регент хора Вознесенского храма и руководитель одной из ведущих воскресных школ города, расположенной при храме.
…Еще студенткой музыкального училища начала ходить в храм. А побывав однажды в регентской школе в Сергиевом Посаде, где училась ее подруга, решила непременно поступить туда. Отправилась за благословением к владыке Ювеналию и услышала: «Не стоит далеко ехать. Регентская школа открывается в Курске». Вскоре стала воспитанницей регентского класса. По окончании служила в Никитском храме. И вот уже 10 лет матушка Светлана руководит хором Вознесенского храма. Ее супруг, настоятель Вознесенского храма протоиерей Павел, особенно любит, когда «Верую» и «Отче наш» прихожане поют вместе. Батюшку печалит, что в Курске мало поющих людей. «Как же так, - удивляется он. – Это в соловьином-то крае!» А матушка Светлана делает все, чтобы голоса прихожан зазвучали по-настоящему. Здесь есть младший и старший детский хор – это ученики воскресной школы. Почти каждый вечер матушка ведет индивидуальные занятия. Конечно, учиться пению нелегко, зато как звучит хор в праздник! Не перевелись-таки соловьи на земле курской! Вслед за детьми запели и родители. Недавно создали хор взрослых прихожан.
…Сегодня в регентской школе готовят себя к служению юные воспитанницы. Живут они на территории Сергиево-Казанского собора. Как и 20 лет назад, их учебный день загружен до отказа: молитва, послушания, занятия в группах, спевки, службы. Кстати, к большой учебной нагрузке вовсе не прилагаются суровые бытовые условия. Они у студентов достаточно комфортные: живут девушки в общежитии в уютных 2-3-местных комнатах. Кстати, воспитанницам нравится, что учебный корпус и Сергиево-Казанский собор, где они практикуются, расположены рядом.
- Благодаря заботам настоятеля девочки получают бесплатное трехразовое питание, - поясняет руководитель школы. - Выделяет собор и особые денежные средства как доплату к стипендии – девочкам нужны фрукты, какие-то свои мелочи. Немаловажно и то, что после выпуска воспитанниц регентской школы ждет распределение и утвержденная владыкой Германом зарплата.
За три года ученицы получают знания, которые даются в музыкальной школе и на начальных курсах музыкальных училищ. Уже на первом курсе у будущих регентов начинается практика на клиросе. На втором самостоятельно регентуют с малым женским хоровым составом, на третьем - со смешанным хором. По желанию могут проходить практику и с мужским хором, что дает возможность впоследствии работать с любыми хоровыми составами. При выпуске воспитанницы, имевшие до поступления в регентскую школу музыкальное образование, получают квалификацию «регент», которая позволит работать с однородным женским составом, а также со смешанным, детским или мужским. Тем, кто не имел такового, присваивается квалификация «псаломщик» и будет работать с однородным женским составом.
Нагрузка у воспитанниц большая. Однако за всю историю школы не было случая, чтобы кто-то не рассчитал свои силы, передумал учиться и забрал документы. Более того, многие параллельно получают образование и в светских вузах на вечерних и заочных отделениях. Выпускницы православной гимназии имени преподобного Феодосия Печерского, а ныне воспитанницы регентской школы Анастасия Изергина учится на юридическом факультете КГУ, а Ксения Осипова - на факультете социальной работы, педагогики и психологии РГСУ. Ольга Залогина, окончившая общеобразовательную школу с золотой медалью, теперь не только воспитанница регентской школы, но и студентка факультета финансов и кредита СХА.
Преподаватель регентской школы протоиерей Александр (Лобанов) считает, что Бог дает человеку этот дар и тем самым открывает для него дорогу к познанию. А человек уже сам решает, как распорядиться своими способностями. Сам отец Александр когда-то и не думал о том, что будет учить будущих регентов. В храм его привел межреспубликанский конкурс дирижеров. Знание духовной музыки было обязательным условием для его участников. Студент попросил разрешения присутствовать на спевке церковного хора. Духовная музыка увлекла его как профессионала.
- Вера пришла не сразу, постепенно, - говорит отец Александр. - В 19 лет я принял крещение, начал петь в церковном хоре. На пути к Истине человеку выпадают испытания для того, чтобы он мог разобраться в себе. Так вышло и со мной: хор, в котором я пел, распался, и мне пришлось выбирать свой дальнейший путь.
Сейчас отец Александр занимается духовным и музыкальным воспитанием будущих регентов, параллельно руководит мужским хором при Знаменском кафедральном соборе города Курска. Написал учебник «Хороведение», в котором отразил свой многолетний опыт. Данное издание было отрецензировано заведующим регентским отделением при Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии Михаилом Ивановичем Ващенко.
Недавно в рамках пасхального фестиваля «Золотые купола» состоялся семинар для практикующих псаломщиков, где было представлено звуковое приложение к уже ставшему известным учебному пособию «Осьмогласие», автор издания Марина Сидорова.
- «Осьмогласие» - методически систематизированное учебное пособие, гласовые мелодии написаны для женского трехголосного хора, - говорит Марина Павловна. – В данный момент существует множество изданий неизменяемых богослужебных песнопений для различного состава хоров. Есть издания, которые предлагают составленные службы различных двунадесятых праздников с гласовыми песнопениями, которые не всегда отвечают возможностям малых и неполных хоров. Существуют пособия по изучению осмогласия, которые предлагают «готовый» гласовый материал без методических указаний для распевания других текстов на представленные гласовые напевы. При всем обилии церковно-певческих изданий есть острая нужда в систематизированных учебных пособиях по осмогласию.
В 2006 году по благословению владыки Германа вышло первое методически систематизированное учебное пособие для изучения осмогласия не только в регентской школе, но и в приходских храмах, отображающее сохранившуюся на сегодняшний день певческую традицию православных храмов Курска и области. В основу данного пособия легли схемы строения гласов и порядок чередования их мелодических строк. Поскольку в приходах не все певчие, к сожалению, знакомы с музыкальной грамотой, мы понимали необходимость создания звучащего музыкального приложения к учебному пособию. И вот в 2009 году по благословению владыки Германа и при поддержке проректора семинарии протоиерея Олега Чебанова был издан диск, который является музыкальной иллюстрацией данного учебного пособия.
Возрождение церковно-приходской жизни требует и должного уровня клиросного пения. Надеемся, что настоящие издания в какой-то мере восполнят недостаток нотной литературы и будут способствовать сохранению традиций православного церковного пения.
Елена ПЛАТОНОВА