И живем мы на земле доброй

Промывая вечером ссадины на коленях младшей дочери, Анастасия    Терентьевна сокрушалась: «И  в кого только ты уродилась, никак не пойму. Все твои ровесницы в куклы играют, а ты футбольный мяч с мальчишками гоняешь. И за что девочку соседскую побила»?

Вера и впрямь в куклы играть не любила. Девчачьим играм предпочитала мальчишеские: летом - футбол, лапта, зимой - самодельная клюшка. Такие баталии случались на замерзшей речушке - куда там нынешним спортивным суперменам с фирменными  клюшками в руках.  Случалось, что и дралась. Но не часто и исключительно за правое дело. Причем тех, кто младше и слабее, никогда не трогала.  Мальчишки Веру уважали и безоговорочно признавали ее лидерство. Лет с семи мама очертила круг обязанностей дочери – встретить вечером стадо и пригнать корову во двор, привязать ее. Днем нарвать и нарубить травы для поросят, накормить кур.  Если случалось попасть на дойку, непременно уговаривала одну из доярок разрешить подоить корову. И та, глядя, как проворно мелькают пальчики маленькой помощницы, говорила: «Быть тебе знатной дояркой, Вера». Помощь старшей сестре в уборке по дому, построенному руками отца Сергея Романовича, лучшего плотника на деревне, тоже входила в ее обязанности, но обременительной никогда не была. Чуть позже  к этим обязанностям добавились прополка и полив грядок на огороде. Училась Вера охотно, правда, отличницей не была, но твердая хорошистка – тоже неплохо. Выбор сельскохозяйственного института совпал с желанием родителей, которые были уверены, что после окончания  вуза дочь обязательно вернется в родной колхоз.

Она и вернулась, но на  10 лет позже. После института молодой  зооинженер Вера Кузнецова уехала с мужем на его родину  в Тульскую область. Родила двух сыновей. От земли Кузнецовы и там не оторвались, но родная, курская, тянула домой. И Вера Сергеевна вернулась,  да не одна, а с мужем, таким же тружеником, как она, и подросшими сыновьями  Эдуардом и Алексеем, бабушкиной отрадой на старости лет. Два года семья Кузнецовых жила в Паниках, работала в колхозе «Великий Октябрь». А потом председатель соседнего, передового в те годы орденоносного колхоза «Россия» Анатолий Иванович Фокин, память о котором Вера Сергеевна хранит по сей день, переманил Кузнецовых, предложив заняться тем, к чему душа была расположена, - племенной работой. В 1992 году она сама возглавила хозяйство, получившее статус сельхозпредприятия  и новое название «Амосовский».

У каждого из нас свои воспоминания 90-х. Для одних они стали временем  большого «хапка», для других – жизненной катастрофой. Кузнецова понимала, что сколько ни печалься, возврата к прежней жизни не будет. Но она сделала все возможное, чтобы хозяйство не пошло ко дну.

- Это было время зарождения фермерского движения. Колхозников, получивших земельный надел, манил новый мир. И наших человек двадцать решили тогда  пуститься в собственное плавание. Некоторых было жаль отпускать – крепкие хозяйственные мужики в селе всегда нужны, но я не отговаривала: у каждого должен быть выбор. Твердо на ноги встали не все. Некоторые вернулись в хозяйство. Иногда слышу: повезло Кузнецовой – хозяйство ей досталось крепкое, потому и выстояла. Колхоз «Россия» и впрямь крепко стоял на ногах. Но сколько таких колхозов, а то и побогаче, пошли через пару лет по миру! Всего лишь год надо, чтобы развалить любое хозяйство. Мы тогда решили, что, как бы трудно ни было, сохраним пашню, технику, не пустим скот под нож. Правда, год спустя свиней все же пришлось перевести, но лишь потому, что эпидемия массовая случилась. С тех пор все внимание сосредоточили на работе с крупным рогатым скотом. Старую технику не разбазарили, ни один трактор не разукомплектовали. Вся она по сей день жива: стоит, отремонтированная, как говорится, на запасном пути, хоть завтра выводи в поле или на ферму. Затрат не требует, за ней лишь пригляд нужен. Когда многие хозяйства стали брать новую технику, залезая в долги, мы решили жить по средствам. Землю обрабатывали на старой технике, новую прикупили лишь через несколько лет и на собственные средства. В самые трудные годы сохранили поголовье КРС и не прекратили заниматься племенной работой.

Сегодня совхоз «Амосовский» - одно из самых устойчивых хозяйств не только Медвенского района:  4360 гектаров пашни, две тысячи голов крупного рогатого скота. По племенной работе ему  не то что в районе, в области не многие составят конкуренцию. Не случайно здесь не раз проводили областные совещания животноводов. В истекшем году амосовцы надоили по 6300 литров молока от каждой коровы. Молодняк  как результат многолетней работы здешних селекционеров под неусыпным контролем председателя – мечта многих руководителей. Но используют его пока исключительно для обновления собственного поголовья, часть бычков продают населению – через год солидная прибавка к семейному бюджету. И все это, заметьте, не на новых комплексах, поражающих воображение современными технологиями,  а на  обычных фермах, на каких традиционно работало не одно поколение животноводов. Конечно, от нового комплекса и здесь бы не отказались, более того, «Амосовский»  включен в федеральную программу возрождения АПК. Председателю радоваться бы, только почему к надеждам примешана грусть?

- Собрала я как-то животноводов. Рассказала, насколько легче будет работать на новом комплексе, где всю тяжелую работу выполняют машины. Слушали меня люди внимательно, вот только головы все ниже опускали. Потом спросили: а куда мы пойдем, если на комплексе хватит пяти-шести человек? И я поняла, что у всякой медали есть оборотная сторона. Люди всю жизнь работали на ферме, им «Амосовский» обязан своим благополучием, до пенсии еще жить да жить, а тут работы лишатся. Но и только вчерашним днем жить нельзя. Село должно возрождаться на новой основе.  Выход один – найти для  людей другую работу. Так появилась и окрепла мечта построить  в хозяйстве овощную теплицу. Часть людей занять каким-то промыслом, например, открыть небольшую мастерскую по пошиву рукавиц. Есть и другие варианты, надо думать. Знаю только одно: людей в трудный час я не брошу.

Доброта – вот, пожалуй, то качество, которое больше всего притягивает к Кузнецовой односельчан. Она  и раньше не была склонна к  авторитарному методу руководства, теперь тем более, хотя и попустительства не допускает. За дело спрашивает по всей строгости. Но дисциплина в хозяйстве держится не на окрике и наказании, а на сознательности и вере. Видя, как председатель сама крутится, не могут подчиненные позволить себе работать спустя рукава. Кажется, нет в селе такой работы, которая была бы ей не по плечу. Она и за штурвал комбайна может сесть, и за рычаги трактора. Только нет  в том необходимости. Каждый должен заниматься своим делом, а у нее, председателя, своих забот хватает.

- Раньше, пока сыновья не разъехались,  у нас подворье было большое. До 15 свинок,  куры, индюки. Сегодня из живности остались лишь кошки и собаки. Но огород сохранили. А иначе люди не поймут: что это за председатель, у которого огорода нет. На 25 сотках картофель с мужем сажаем. Часть урожая продаем. Свои овощи круглый год. Траву сею, потом ее отдаю женщине, у которой молоко беру. Тепличка небольшая есть. В январе баклажаны посеяла, в марте посею огурцы. К женскому празднику расцветут тюльпаны.

Личное подворье на селе - хорошая статья пополнения семейного бюджета. Подворья крепкие, хозяева трудолюбивые. В чужие закрома не заглядывают, потому что свои полны. Вырастят бычка – мясо продадут на рынке. Молоко, сметана, творог   на городском рынке нарасхват. Автомобиль, мотоцикл, сложная бытовая техника, красивая мебель – уже не роскошь для селян, а повседневная жизнь многих.  Тем же,  кто сегодня самостоятельно выжить не может  - чаще всего это одинокие старики  - председатель всегда окажет помощь. В день нашей встречи за помощью обратилась пожилая женщина. И Вера Сергеевна тут же выделила ей полтонны зерна, чтобы прокормить домашнюю птицу, дотянуть до весны.

Три года назад ее избрали депутатом Курской областной Думы. Четверо крепких мужчин, составивших тогда  конкуренцию, всерьез как соперника в борьбе за голоса избирателей ее не воспринимали. Да она и не боролась в том смысле, как это принято. На встречах ей  жаловались на плохие дороги, отсутствие воды и медицинской помощи. Она честно отвечала, что не в силах депутата, каким бы он ни был,  решить эти вопросы, но она будет защищать в Думе интересы села и принимать законы, которые как раз и позволят решить наболевшие вопросы.

А еще ей верили, потому что знали: Кузнецова умеет организовать труд на селе, глядишь, и их председателя этому научит. У хулы длинные ноги, а у славы крепкие крылья. О том, как работает «Амосовский»,  избиратели знали и поверили ей. Сегодня Вера Сергеевна представляет в Думе интересы жителей трех районов – Медвенского, Октябрьского и Большесолдатского. И хотя проблемы во всех районах схожие, в Октябрьском они гораздо острее.

- В этом районе лишь три села – Прямицыно, Черницыно  да Дьяконово живут более-менее нормально. Все остальные  влачат жалкое существование. Молодежи  почти не осталось, близость большого города, можно сказать, обескровила деревню. И ее не вернешь, сколько ни старайся. Значит, надо старикам помочь дожить свой трудный век. Глядя на них, Вера Сергеевна всегда думает о родителях: тоже были вечные труженики. Мама пять лет назад ушла в мир иной, а отец, слава Богу, жив, и хотя живет отдельно от сына и дочерей, заботой окружен. Этим же старикам повезло меньше. И она  ни одной просьбы не оставляет без внимания. Случается, что лекарства покупает на собственные деньги: не обеднею, а, глядишь, кому-то век продлю.

Раз в месяц в каждом районе ведет официальный прием избирателей. Огорчается: многие вопросы можно было решить силами муниципальной власти, но  у той любой отказ обоснован отсутствием денег в бюджете. Хотя часть проблем можно решить, не заглядывая в бюджет. Кто мешает всем миром провести субботник, расчистить местную речушку, родник, из которого веками люди пили хрустально чистую воду.

В областной Думе Кузнецова -  один из самых активных депутатов. Над законами работает вдумчиво, ее предложения, как правило, актуальны. Комитет по сельскому хозяйству, земельным отношениям, природопользованию и экологии один из самых работоспособных. За три года Дума приняла 22 нормативных акта, в том числе 12 законов, направленных на возрождение АПК.

…Солнышко поднимается все выше. И хотя снег еще лежит на полях, председатель знает: скоро в поле. Семенами, удобрениями, ГСМ  хозяйство обеспечило себя еще с осени. Техника отремонтирована. Площади под пшеницей решили не увеличивать. Даже при том, что часть урожая прошлого года переработали на комбикорма, продать оставшееся по выгодной цене не удалось. А кому же хочется работать в убыток? На пивоваренный ячмень спрос также упал. Зато традиционно подрос на подсолнечник, гречка была в цене.

- Весна, Вера Сергеевна, самое время помечтать.

- Да я круглый год мечтаю. О том, чтобы сын вернулся в родное село. Думаю, в этом году мечта сбудется. Старший прикипел к Москве, а младший, вижу, в родные места тянется. Мечтаю, чтобы не только мы с мужем дождались возвращения сына, но и все остальные отцы и матери. Вместе и новую жизнь построим.

 - Вижу, настрой хороший по весне?

- Крестьянин без настроя, иначе говоря, без надежды жить не может. У меня свое обращение к Богу: Господи, пошли нам дождичек ко времени, солнышка да тепла. А мы уж постараемся: весной посеем, летом сохраним, по осени уберем до зернышка. К государству с молитвой не обратишься, но должно же знать, что селяне ничего особенно и не просят: ГСМ по разумной цене, зерновые интервенции в срок, а не под занавес года, кредиты под разумный процент. А  мы – накормим страну.

Валентина НОСКИНА

 «Моя малая Родина» - совместный информационный проект журнала «VIP» и Курской областной Думы


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 01-2010

Комментарии пользователей



Последний комментарий