Народная песня, как родник…

Железнодорожные дома, то есть те, в которых обитали семьи железнодорожников, жили в Мальцево своей особой жизнью. Шесть семей в доме, а  детей в них человек 30! По праздникам садились за общий во дворе поставленный длинный стол, кто-то выносил гармонику, и песни, как цветы в сплетенном на Троицу венке, сменяли одна другую, давая лишь малую паузу тосту да нехитрой трапезе. Наверное, тогда, в детстве, и закрепилась в сердце Татьяны любовь к народной песне, которая много лет спустя проросла праздниками на всю область, а то и на пол-России.

Татьяне Быкановой было 28, когда ее назначили директором научно-методического центра народного творчества. Руководитель такого возраста и в наши ориентированные на продвинутую молодежь дни – явление нечастое, а уж 30 лет назад и вовсе удивительное. Однако время показало: те, кто  сделал на нее ставку, были абсолютно правы. Чуть не три десятилетия прошло с тех пор, у учреждения менялись названия (сейчас, в частности, это областной Дом народного творчества), а руководитель оставался прежний. Впрочем, главное в другом – все эти годы сохранялась особая атмосфера любви и заинтересованности  в результате дела.

- Зарплата здесь  небольшая, а работают люди так, словно им огромные деньжищи платят. Идет какой-то фестиваль, конкурс – чуть не сутками домой не уходят и не считают это чем-то особенным. Вообще, главным своим богатством и, если хотите, главной заслугой считаю коллектив.

И то правда, не зря говорят: один в поле не воин. Дела, что прославили Курский Дом народного творчества, без слаженной команды не  осилишь. Вот, скажем, подворья. Нынче не то что праздники, ни одна осенняя ярмарка не обходится без этих островков народного быта. Причем тот, кто повнимательней, уже и не глядя на вывеску, угадает, где представители юга области расположились, где востока или запада: знают, у каждого костюма и утвари свои особенности. А ведь появилась традиция с четверть века назад, когда стараниями работников этого коллектива стали проводиться праздники народной культуры.  Дислоцировались тогда подворья на главной курской площади.

«Поет село родное». Финал этого грандиозного российского песенного праздника-конкурса дважды проводился в Курске – это ли не свидетельство зрелости и дееспособности коллектива Дома народного творчества?!

Особый разговор о фестивалях памяти Надежды Плевицкой и вокальных конкурсах ее имени. Сейчас даже не верится, что каких-нибудь 15-20 лет назад имя это не только в России, но даже у нас, на родине певицы, которая вывела народную песню на сцену, находилось в забвении. Сегодня ее самобытная манера исполнения хорошо знакома и вокалистам, и слушателям, а богатейший репертуар часто звучит в концертах. И вряд ли кто-то станет оспаривать тот факт, что во многом это заслуга Курского областного Дома народного творчества.

А коллектив, бесспорно, начинается с руководителя. От его умения найти людей, помочь каждому раскрыться, создать оптимальные условия для работы  зависит очень многое.

- Я очень рано усвоила несколько не таких уж сложных, но обязательных для руководителя правил: не обижать человека напрасно, ни с кем не сводить счеты и не проводить «расследования». Я дорожу доверием людей, и они, знаю, это ценят и никогда не подводят меня.

К тому моменту, когда Татьяну Быканову назначили директором, у нее уже был достаточно интересный опыт: девять лет она работала в областном управлении культуры. Пришла туда на инструкторскую должность 19-летней девчонкой, едва успевшей окончить отделение культпросветработы Обоянского библиотечного техникума. Несмотря на юные лета, с задачами справлялась вполне успешно.

- С годами поняла: я по натуре – методист. Мне надо все по полочкам разложить, во всем отследить систему. Даже к домашней уборке так подхожу, - смеется Татьяна Ивановна.

Эта особенность характера как нельзя более кстати в деле ее жизни. Пожалуй, главная задача областного Дома  народного творчества – собрать, осмыслить и сберечь богатства самобытной русской культуры, доставшиеся нам от предков. И коллектив отыскивает «заповедные уголки», где помнят песни, ремесла, обычаи. А обнаружив, старается создать условия, чтобы жемчужины народной культуры не только получили «охранную грамоту», не исчезли под натиском современности, но приобрели новую популярность.

- Есть мастер – он научит еще пять. Пусть только один из них захочет умение другим передать, уже не умрет дело. А если двое мастеров? Потому-то и радуемся мы каждому новому дому ремесел – их сегодня в области четыре, каждому центру народной культуры. Помогаем, как можем. Вот не так давно в Плехово выкупили старенький домик, будет у центра фольклора собственная крыша.

Плехово с его самобытной манерой исполнения, пришедшей из глубины веков, открыла Москва. Не одна диссертация была защищена на этом благодатном материале. Местные поклонники фольклора подключились позже, но их стараниями «Тимоня» получил лучшие здешние концертные площадки и поддержку многочисленных гастрольных поездок. Но главным Татьяна Ивановна считает другое:

- Детки поют! Значит,  традиция не умрет.

- Да, - пытаюсь я развить мысль, - правильно сказала Елена Краснопевцева, один из самых авторитетных фольклористов: без поддержки города народному искусству не выжить…

Но директорТатьяна Ивановна вместо того, чтобы порадоваться похвале-комплименту, вдруг вступает в полемику.

- Да нет, село пело всегда и петь будет: есть клуб или его нет, записали специалисты напев или нет. Народная песня, как родник,  засыпай - не засыпай –   пробьется. А родник – это святое, его убить нельзя. Никогда не забуду бабу Настю из Плехово. «Ивановна, - говорила она мне, -то ж тошно, то ж тошно… Возьму гармошку или балалайку, сяду на заднем дворе, играю и пою.  Пока не отпустит. А там и дальше жить-работать можно…»

 Да не только песня, любое исконное ремесло. Вот бондари, к примеру. Совсем исчез промысел. Но нашелся Коля Щетинин в Саморядово Глушковского района. Ему в наследство дедовы инструменты достались, а умение предок передать не успел. Так пришлось внуку по крупицам собирать что из книг, что со слов. Методом проб и ошибок учился бочки да ушаты мастерить. А теперь уж его ученики заказы принимают. Жив промысел! А знаменитые мастерицы из Кожли!? Вы когда-нибудь видели, как работает Валентина Венедиктовна Ковкина? Девятый десяток за половину перевалил, а живая, бодрая, мозг цепкий. Разговаривает с вами, а пальцы глину мнут. Глядишь, к концу рассказа птичка на столе – только осталось в печь, на обжиг. И у детей, учениц, та же манера. Настоящее,  оно выживет. Но помощь, конечно, не повредит.

Может, и права Татьяна Ивановна. Не так слаба и беззащитна народная культура перед натиском разнообразной попсы, как нам порой кажется. Только вряд ли без помощи Дома народного творчества так  много было бы в области детских и молодежных фольклорных коллективов, так великолепна была бы коллекция разных поделок, что демонстрируют на всевозможных выставках. Может, в Саморядово и без стараний этого замечательного коллектива гуляла-веселилась левада. Только записанный специалистами сценарий  позволил и в других местах празднику прижиться… А Татьяна Ивановна, бывая на Троицу на таких праздниках (не только по долгу службы, но и по движению души) смотрит на девичьи венки и ветки березы, что украшают дома, вдыхает сладкий запах чебреца и думает о своей маме. Городская девушка Глафира на запутанных военных дорогах встретила свою судьбу – Ивана,  уроженца Курской области. Переехала жить в деревню, многому неведомому прежде выучилась, сберегла доставшиеся от свекрови вышитые рушники, полюбила здешние обычаи. И воспитала замечательную дочку, которая эту любовь бережно по жизни понесла.

Людмила ПАВЛОВА


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 03-2010

Комментарии пользователей



Последний комментарий