Неиссякаемый источник веры и надежды

У каждого монастыря, как правило, многовековая история. Кстати, первые монастыри на русской земле появились в ХI веке после принятия христианства. Женский монастырь во имя преподобного Алексия, человека Божия, что в поселке Золотухино, – один из самых новых.

Ему всего 13 лет. Он создан на месте, где никогда не было не только православной обители, но даже приходского храма. Вот как история монастыря выглядит в изложении настоятельницы матушки Елисаветы:

«…В 1997 году архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий узнал о том, что руководитель агропромышленного предприятия «Содружество» ищет покупателя на земельный участок с жилыми и хозяйственными постройками, расположенный в центре Золотухино. Здания были обветшалыми, территория замусорена, а дорога, ведущая сюда, не имела твердого покрытия. Но владыка решился приобрести эту землю и создать на ней монашескую обитель в честь небесного покровителя своего отца – преподобного Алексия, человека Божия. Один из курских батюшек как-то сказал по этому поводу: «Владыка добровольно заточил себя в тиски нескончаемого строительства на духовной ниве».

Перед началом строительства монастыря владыка приехал на хозяйственный двор Коренной пустыни, собрал небольшую общину подвизавшихся там монахинь и послушниц и предложил переселиться в новый монастырь. При этом не скрывал трудностей, ожидавших сестер, которые приняли бы его предложение: на хоздворе они проживали в добротно отстроенном теплом келейном корпусе, молились в просторном домовом храме во имя преподобного Серафима Саровского. В Золотухино же не было ничего, кроме ветхих сооружений, требующих срочного ремонта. Тем не менее четыре сестры сразу согласились на переезд. И до официальной регистрации монастырской общины начались богослужения в наиболее подходящем для этого здании клуба-столовой. Священный Синод Русской православной церкви рассмотрел ходатайство Преосвященного Ювеналия об открытии монастыря и постановил «Благословить открытие в поселке Золотухино Курской области женского монастыря во имя преподобного Алексия, человека Божия». Настоятельницей монастыря с возложением наперсного креста утвердили монахиню Ангелину. Много забот легло на ее плечи. Ей приходилось самой доить коров, перерабатывать молоко, печь просфоры, заниматься огородами, пасекой, ризницей, петь и читать на клиросе. Из курского Свято-Троицкого женского монастыря приехали шесть сестер во главе со схимонахиней Антонией, чтобы наладить монастырскую жизнь: исполнять монашеское правило, совершать ежедневно богослужения, поминовения живых и усопших, особенно пострадавших в дни гонений Православной церкви. Вскоре сестричество еще пополнилось. И сейчас в обители 15 сестер и почти столько же послушниц.

А настоятельницей теперь монахиня Елисавета. Ею она стала три с лишним года назад. Тогда шло строительство нового монастырского комплекса: храма в честь святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна, келейного сестринского корпуса, здания трапезной и воскресной школы, крестильни, паломнического корпуса, а также хозяйственных построек – коровника, птичника, гаража, овощехранилища. Столкнувшись с неизбежными при строительстве проблемами, настоятельница по-настоящему оценила, сколько душевных и физических сил вложил владыка Ювеналий:

– В каждый свой приезд он объезжал стройку, сразу же замечал погрешности строителей, которые прошли мимо моего внимания. Например, когда выкладывали кирпичную сторожку, сделали окошко только на внутренний двор, а на улицу – нет. Делали кровлю над алтарной частью храма и положили плоские плиты – владыка поправил строителей, и те вовремя изготовили кровельный свод. Новые коровник и курятник покрасили в нежный бирюзовый цвет, в который собирались покрасить корпуса и храм, как планировалось по проекту, а владыка смотрел-смотрел и предложил храм и корпуса покрасить белой краской. И действительно, это оказалось очень красиво и практично, потому как через несколько месяцев бирюзовая краска стала шелушиться и отваливаться. На собраниях и планерках с генподрядчиками, субподрядчиками, представителями контролирующих организаций я уставала так, что к концу собрания уже не могла сосредоточиться, а владыка внимательно слушал, высказывал пожелания, настаивал на своем, если дело касалось устроения храма. Когда что-то не ладилось, приостанавливалось, после приезда владыки все быстро налаживалось, проблемы решались.

Два года назад строительство монастырского комплекса закончилось. Самый красивый в архитектурном ансамбле – храм в честь святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Когда по небу плывут облака, то кажется, что и он отправляется в плавание по морю Веры и Надежды. Иконы и частицы мощей православных святых привозили из разных мест. Из московского храма Вознесения Господня – частичку мощей преподобного Алексия, человека Божия, из Киево-Печерской лавры – частицы мощей 83 преподобных и святых. Спонсор обители подарил привезенную с Афона икону Божией Матери «Геронтисса». Прихожане сразу обращают на нее внимание, потому что от нее исходит благодать.

– Есть ли в монастыре мироточащие иконы? – спросила я матушку Елисавету.

– Нет. И не это главное.

– А что главное?

– Преображение души. Человек приходит сюда, чтобы себя изменить. Миссия монашества – это спасение собственной души. Преподобный Серафим Саровский говорил: спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи. Эта заповедь для всех христиан, а для монахов особенно. Монах, как говорят все святые отцы, это светильник для мирских людей. Он должен нести в мир свет, который получает от Господа.

А матушка Серафима миссию монашества объяснила образно:

– Солдат, вернувшись с фронта, упрекает связиста: «Я на передовой воевал, а ты что делал?» Связист отвечает: «Когда у тебя снаряды заканчивались, когда у тебя силы иссякали, я на связи со штабом был и просил прислать подмогу». Вот и монах молится за всех и просит помощи у Бога.

Поэтому молитва, труд, милосердие и просвещение составляют основу жизни обители. При монастыре работает воскресная школа. Дети приходят на службу, исповедуются, причащаются.

Некоторым родителям это не очень нравится, они запрещают своим детям ходить в церковь. Просветительской деятельностью занимается иерей Олег. Он еженедельно проводит беседы с сотрудниками районного отдела милиции, служит молебны в больнице. Причащают больных и два других священника, которые служат в храме. Есть библиотека. Увеличивается число прихожан. При особенно большом скоплении людей проходят службы на Пасху, Рождество. В храм приезжают не только из окрестных сел, но и из Курска, Москвы. Многие остаются в монастыре на несколько дней, чтобы помолиться, успокоить душу, отойти от забот и тревог. Здесь очень тихо, что благотворно действует на паломников. Они успокаиваются, умиротворяются, а своим посильным трудом помогают обители. Некоторые проводят в монастыре свой отпуск. Есть постоянные паломники. Они ходят на службу, общаются со схимитрополитом Ювеналием, священниками, матушкой Антонией. К владыке люди приходят со своими скорбями, болезнями, просьбами помолиться. И часто через его беседы люди поворачиваются к Богу, церкви, меняют свою жизнь.

– Владыка как устроитель монастыря, – продолжает матушка Елисавета, – чутко и внимательно относится к сестрам и к людям, которые помогают обители или просто приходят сюда посмотреть. Ведь монастырь – это прежде всего люди, а не стены. Схимитрополит Ювеналий беседует с каждой сестрой, желающей остаться в нашей обители. И не только с сестрами, но и с теми, кто хочет устроиться на работу. Ему важно, чтобы каждый человек добросовестно трудился и чувствовал ответственность перед Богом и людьми. После каждого воскресного богослужения владыка всех прихожан приглашает на трапезу. Как правило, богослужение или трапеза заканчиваются поучительным словом владыки, в котором он рассказывает о празднике или святом, которому совершалась служба, призывает молиться в храме и оказывать помощь обители, трудиться для спасения собственной души и своих ближних. Благотворители обители благоговеют перед владыкой Ювеналием и почитают за радость послужить Церкви, оказать ему услугу и помощь, доверяют и слушаются его, а он относится к ним с любовью, как к своим детям. Приезжающие из разных мест паломники, соприкасаясь с владыкой, целенаправленно или случайно, получают благословение на благие дела или советы и наставления, кто-то даже и помощь. Его тихое слово, исполненное силы, мудрости и благодати, оставляет в сердцах людей яркий след.

А еще матушка Елисавета обратила внимание на особое отношение схимитрополита Ювеналия к детям, желание помогать детям-сиротам:

– Ведь он сам вырос в семье без отца. Не только воспоминание о потере отца и трудной жизни подвигает владыку на оказание милости, но и забота о будущем России. Он говорит о том, что если мы потеряем наше подрастающее поколение, то русский народ исчезнет, как исчезли Римская и Византийская империи в силу нравственной деградации. Он призывает всех нас – и монахов, и мирян – вносить вклад в жизнь своей высокой нравственностью, культурой и воспитанием, и это передавать подрастающему поколению.

…Недалеко от монастыря бьет родник. Сколько веков он питает местную речушку, доподлинно не знает никто. Но знатоки-краеведы утверждают, что последний раз его расчищали в 1861 году. После этого никто к нему не прикасался. С появлением монастыря его облагородили, освятили и назвали источником в честь священномученика Дамиана (Воскресенского), архиепископа Курского, который родился в селе, находящемся в 20 километрах от Золотухино. Часто старые источники, когда их облагораживают по-современному, иссякают. Здесь же родников прибавилось. Не потому ли, что неиссякаемым источником веры и надежды стал монастырь?

Галина ЧЕМОДУРОВА
п . Золотухино


< Вернуться к содержанию

VIP # 04-2010

Комментарии пользователей



Последний комментарий