Да не оскудеет рука дающего

В доперестроечные годы в Рыльске на берегу Сейма ржавел катер – немой свидетель того, что когда-то река была судоходной. После того, как необходимость в водной транспортной артерии отпала, река начала зарастать.

Старожилы вспоминали рассказы своих дедов о том, как купцы кооперировали свои средства, нанимали работников, чтобы освободить водную гладь от зарослей кувшинок и тростника. Конечно, в данном случае купцы преследовали свои интересы. Но еще они жертвовали нуждающимся, вкладывали деньги в строительство училищ, больниц, в улучшение городского быта, другие богоугодные дела. И в первую очередь – в возведение храмов.

«В 1797 году почетный гражданин Рыльска купец первой гильдии Иван Федотович фон-Филимонов приобрел у города усадебное место, на котором построил Успенскую церковь, освященную в 1811 году, а через тридцать лет переименованную в собор. Теперь это – архитектурный памятник федерального значения, историческое, духовное и культурное достояние России. Современный Рыльск – изумительно сохранившийся русский купеческий город. Старинные Покровский, Успенский, Вознесенский храмы, Свято – Николаевский мужской монастырь украшают его. Фактически все величественные строения воздвигнуты на средства купцов», – сообщалось в газете «Курские епархиальные ведомости» в августе 2006 года.

XVIII и XIX века вошли в историю государства Российского как золотая эпоха меценатства и благотворительности. Большой вклад в нее внесли курские священнослужители и прихожане. Добрую память о себе оставил святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский и Обоянский, который много внимания уделял жизни простого народа. Доходило до того, что он тайно приносил дрова немощному старику или старушке. Владыка Иоасаф дал благословение на постройку Сергиево-Казанского собора г. Курска. Средства собрали среди прихожан. Особенно большой вклад сделал купец Карп Первышев. Активно участвовал в строительстве отец будущего преподобного Серафима Саровского известный купец Исидор Машнин. После его смерти строительство завершила Агафья, супруга купца. Он и члены его семьи являлись прихожанами Воскресенско-Ильинского храма. Образцовое содержание храма стремились поддерживать церковные старосты, которыми долгое время были пред ставители известного купеческого рода Гладковых. За усердные труды во благо Святой Церкви братья Гладковы были удостоены высокой награды – ордена святой Анны III степени. Представитель династии Гладковых Василий Андреевич был городским головой. За помощь армии во время Отечественной войны 1812 года по ходатайству Михаила Васильевича Кутузова награжден золотой медалью на голубой Андреевской ленте с надписью «За полезное». Кстати, в начале Отечественной войны 1812 года архиепископ Феоктист начал сбор средств для русской армии. И через месяц в курском крае было собрано 400 тысяч рублей, в том числе от духовенства около 20 тысяч. Во время русско-японской войны епархия собирала пожертвования на содержание лазаретов и госпиталей, на подарки воинам. Такую же деятельность церковь развернула и во время войны с Германией в 1914-1917 годах. Архиепископ Тихон пожертвовал для увечных и больных воинов 400 рублей своих личных сбережений и затем передавал ежемесячно по 100 рублей. В архиерейском доме в Знаменской роще был устроен госпиталь на 35 коек. Пожертвования шли от всех церковных служителей и монастырей епархии.

Юрий Озеров, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социальных дисциплин Курского института менеджмента, экономики и бизнеса, провел большое исследование по истории курского купеческого сословия в дореволюционный период. Фактов участия православного купечества в благотворительности и меценатстве у Юрия Владимировича собрано и проанализировано множество. Я попросила его поделиться своими знаниями и продолжить тему церковной благотворительности. Была ли она частной или организованной?

 – Преобладала все-таки частная церковная благотворительность. Чаще всего она заключалась в деятельности церковных старост (ктиторов), которые должны были обеспечивать храм всем необходимым, поддерживать его благоустройство. В лице ктиторов храм мог иметь “постоянных спонсоров”. Много внимания Покровской церкви Курска уделяли купцы Слядневы, организуя реставрацию иконостасов, позолоту киотов, строительство ограды. Многие купцы помещали свой капитал в приказ общественного призрения на вечный помин души, дабы проценты с этой суммы шли причту. Встречалась форма организованной церковной благотворительности. Так, в середине XIX века по почину губернатора Лужина была устроена в губернаторском доме церковь Казанской иконы Божией Матери. Средства на ее сооружение пожертвовало общество курских купцов. Таким образом, оказывая поддержку нуждающимся в социальной помощи, купцы включались в общественную жизнь. Формы оказания благотворительности были различны. Одна из них – участие в попечительном комитете о тюрьмах, губернском попечительстве детского приюта. В 70-е годы XIX века должность почетного блюстителя при Курских приходских училищах занимал потомственный почетный гражданин купец второй гильдии Антимонов. Как правило, во главе опекунских орган  изаций и учреждений стояли состоятельные купцы.

– Меценатство носило разовый характер или постоянный, систематический?

– Чаще всего постоянный. Купцы Антимоновы, например, заботу о бедных считали своим долгом. В определенный день недели в их доме раздавали милостыни. Щедро жертвовали они на храмовое строительство и украшение церквей. Не жалел средств на благотворительность и времени на общественную деятельность потомственный почетный гражданин города Курска Георгий Новосильцев. Он построил и содержал городской приют на улице Ямская гора, торговое училище на улице Московской, приют и швейную мастерскую на Золотой. В середине ХIХ века визиты приличия по случаю праздников Пасхи и Рождества Христова заменили денежными пожертвованиями в пользу бедных, и они стали постоянными.

Курские купцы оказывали помощь учебным заведениям, зачастую за свой счет занимались устройством различных хозяйственных объектов. Сохранились документы, свидетельствующие о том, что в 1844 году купец Гостев получил благодарность губернатора за устройство моста. Вскоре он же был награжден за развитие судоходства по реке Сейм. Чуть позже департамент Министерства госимуществ уведомил курского губернатора о том, что царь Николай I за жертвования на устройство сельских запасных магазинов повелел наградить Гостева золотой медалью на Владимирской ленте для ношения на шее с надписью “За усердие”.

Кроме частной благотворительности были случаи и организованной. Устраивались купечеством народные гулянья. Вот как это было на Пасху в 1850 году: «…В роскошном Лазаретском саду все аллеи заполнила гуляющая публика. Хоры музыкантов и песенников исполняли любимые танцевальные пьесы и народные песни. Прекрасный фейерверк, продолжавшийся около часа, и роскошное угощение в ротонде содействовали общей веселости». При встрече высоких гостей купечество приготавливало завтраки, принимало на себя иллюминацию городских улиц.

– Выходила благотворительность за рамки Курской губернии?

– Конечно. Курское купечество пожертвовало 10 тысяч рублей на “воинские потребности” в связи с Крымской войной в 1855 году. В честь 25-летнего царствования Николая I в 1852 году купечество решило собрать через добровольные пожертвования и собрало сумму в 15 тысяч рублей серебром. Деньги внесли в Московский опекунский совет Императорского воспитательного дома. Правда, проценты с этой суммы по распоряжению городского общества выдавались ежегодно 22 августа во “вспомоществование” беднейшим курским девицам из мещанства, преимущественно круглым сиротам и выбывшим из купечества, при выходе их замуж.

– Недавно прочитала, что сразу же после образования Курской духовной семинарии в ней создали библиотеку с фондом до десяти тысяч книг. Многие из них подарили частные лица и все преосвященные архипастыри епархии. Среди изданий были уникальные экземпляры: Евангелие, напечатанное по личному указу царя Алексея Михайловича, Еванге­лие времен императрицы Елизаветы Петровны. Это был единственный случай поддержки культурных ценностей в Курске?

– Ценные и редкие книги хранились в библиотеке купца Баушева. У него занимался изучением французского, немецкого, латинского и русского языков будущий издатель “Московского телеграфа” Полевой. На содержание архиерейского хора делали взносы купцы Чикин и Баушев. С помощью купца Воронкова молодой астроном Семенов выписывал препараты для своей лаборатории. Александр Филипцов выделил 90 тысяч рублей для основания городского общественного банка. Кроме пожертвований на выдачу пособий бедным невестам и помощь неимущим, он выделил семь тысяч рублей на покупку здания для Семеновского городского училища на Московской улице.

– Была ли благотворительность причудой богачей или потребностью души?

– Возможно, кто-то «чудил». Кем-то двигало желание обратить на себя внимание высших должностных лиц, от которых можно получить различные награды. Нельзя забывать, что опасность разориться всегда ставила купечество в подвешенное состояние. Поэтому многие не жалели денег на храмы. И для них благотворительность являла собой сферу, где можно было таким образом замолить грехи. Но в основном благотворительность очень быстро стала традицией, что было выгодно нуждающимся.

…С тех пор в истории России произошли перемены, в результате которых едва не утратились традиции широкой благотворительной деятельности и меценатства, существовавшие в дореволюционной России. В последнее десятилетие началось их бурное возрождение. В рождественские и пасхальные дни православные куряне привозят подарки в больницы, дома престарелых, школы-интернаты, колонии для несовершеннолетних. Вот уже несколько лет участвуют в марафоне «Мир детства». Бизнесмены, предприниматели спонсируют спортивные, культурно-массовые мероприятия, оказывают финансовую помощь детским домам, больным детям, престарелым и инвалидам. Состоятельные люди финансируют строительство храмов, часовен, восстановление и реставрацию церквей. И, как правило, не афишируют своих имен. Всем миром велось восстановление собора Рождества Пресвятой Богородицы в Коренной пустыни. На счет Курской епархии поступали деньги от людей разного достатка. Минувшим аномально жарким летом из-за лесных пожаров тысячи людей остались без крова, одежды, без самого необходимого. К оказанию гуманитарной помощи погорельцам призвала Русская православная церковь. В Курске главным пунктом сбора стал Вознесенский храм. Люди несли теплые вещи, посуду, постельное белье, непортящиеся продукты.

В этом году губернатор Александр Михайлов и архиепископ Курский и Рыльский Герман подписали соглашение о совместной социальной, благотворительной, культурно-просветительской и педагогической деятельности администрации Курской области и Курской епархии. Стороны обязались объединить усилия в возрождении духовной жизни Курской области, в восстановлении храмов, в создании культурно – просветительских центров. Кроме того, оказывать содействие в вопросах патриотического воспитания, в комплектации библиотек православной литературой. И что немаловажно, Курской епархии должно отойти ранее принадлежавшее ей имущество. Соглашение рассчитано на 10 лет совместной работы. Означает ли это, что наступает новая эра милосердия? Поживем – увидим.

Галина МАНУКОВСКАЯ


< Вернуться к содержанию

VIP # 05-2010

Комментарии пользователей



Последний комментарий