Юрий Коробанов: Отдаем приоритет качеству лекарств

В интервью телекомпании НТВ министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова подчеркнула: одна из задач руководимого ею ведомства состоит в том, чтобы лекарства в аптеках были всегда в наличии, а цены на них доступными. Что касается наличия и ассортимента лекарств, то сегодня эта проблема не стоит так остро, как в прошлые годы. А вот цена и качество, увы, вызывают много вопросов.

О том, что происходит на фармацевтическом рынке, беседа нашего корреспондента с генеральным директором  ОАО «Курская фармация» Юрием Коробановым.

-    Юрий Валентинович, с первого сентября вступил в силу принятый Госдумой Закон «Об обращении лекарственных средств». Чем вызвано появление этого закона? И какие изменения привнесет он в нашу жизнь?

-  Чтобы более четко представить себе, что сегодня происходит в такой социально значимой сфере, как фармация, давайте совершим небольшой экскурс в историю. До 1985 года в СССР существовала стройная система здравоохранения. Одним из важных звеньев в этой системе было лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений. Существовала уникальная сеть аптечных учреждений. В каждой области в составе аптекоуправления функционировала сеть аптек, имелись оборудованные склады и даже фармацевтические производства по изготовлению галеновых, то есть на основе растений, препаратов. Лекарства, изделия медицинского назначения поступали напрямую от производителей, подконтрольных государству, а не из сети посредников – оптовых поставщиков, как это делается сейчас. И потребности курян в них полностью покрывались. Но в так называемые перестроечные годы эта стройная и эффективная система была разрушена. Повсеместно стали появляться различные ларьки и киоски, где продавалось все, что угодно.

– А разве плохо, что аптечные лотки в магазинах, на улице приблизились к месту жительства горожан?

– Согласен, на первых порах это сыграло определенную положительную роль, но постепенно плюс превратился в большой минус. Сформировалась разветвленная сеть поставщиков и посредников (дистрибьютеров), и появилось понятие «фальсификат».

 - На днях в аптечном пункте я невольно стала свидетелем разговора одной женщины с продавцом. «Пью, пью лекарство, а мне все хуже становится», – жаловалась она.

-  Это еще полбеды, если лекарство не лечит. Беда, когда оно калечит людей. Наносит непоправимый вред их здоровью. К счастью, в Курской области ситуация не столь драматична по сравнению с регионами, где система управления аптеками была полностью разрушена. Нам, благодаря дальновидности и настойчивости руководства аптекоуправления, удалось максимально сохранить целостность структуры. Правда, начиная с 1990 года она неоднократно подвергалась реформированию. Сначала аптекоуп­равление было преобразовано в производственное объединение, потом в государственное производственное предприятие, которое трансформировалось в открытое акционерное общество, затем в областное государственное унитарное предприятие, а в 2001 году оно обрело статус дочернего.

– Фактически через каждые три года менялась форма собственности. Для коллектива эти процессы наверняка были болезненными.

– Коллектив стоически переносил так называемую реорганизацию. Страшно было другое. Каждое структурное изменение несло за собой невосполнимые потери. К примеру, при очередной реорганизации система лишилась фармацевтической фабрики, которая занималась подработкой (фасовкой, упаковкой) лекарственных трав, изготовлением галеновых препаратов. Процесс распада, а я бы именно так назвал все эти реформы, прекратился лишь в 2003 году, когда по распоряжению губернатора было учреждено ОАО «Курская фармация».

-  Юрий Валентинович, а есть ли гарантия, что в вашей аптечной сети, как и у конкурентов, не появятся недоброкачественные препараты?

– Все ввозимые лекарства мы отправляем на повторное лабораторное исследование, которое осуществляет действующий в нашем регионе филиал Государственного научного центра экспертизы средств медицинского применения федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

– Услуга эта, понятно, не бесплатная, и дополнительные затраты приводят к удорожанию лекарств. А это лишает вас конкурентных преимуществ. Не так ли?

– В этом смысле мы действительно оказываемся в невыгодном положении по сравнению с нашими конкурентами. Но осознанно идем на это, так как должны быть уверены в том, что ввозимые препараты качественные и не принесут вреда здоровью наших пациентов.

– Выходит, работаете себе в убыток?

– В нашей розничной сети есть как прибыльные, так, к сожалению, и убыточные розничные точки. Но, как я уже отмечал, Курская фармация сохранила действовавшую ранее систему управления, что позволяет оптимизировать финансовые потоки. Поэтому отрасль в целом работает безубыточно. Конечно, хотелось, чтобы и рентабельность была выше, и зарплата у сотрудников больше. Все это вполне достижимо, и мы работаем над этим.

– А что принципиально нового появилось в принятом законе «Об обращении лекарственных средств»?

– Этот закон устанавливает систему контроля цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, что ограничивает возможности посредников бесконечно увеличивать цены.

-  Но, согласитесь, посредники – народ весьма предприимчивый. Потеряв прибыль на одном товаре, они могут компенсировать убытки за счет того, что поднимут цены на все остальные группы лекарств.

– Право регулировать цены на все остальные лекарства законодатель делегировал субъектам федерации. У региональных контролирующих органов есть свои механизмы контроля и законного воздействия на любой бизнес, в том числе и в сфере обращения лекарственных средств.

-  Да, но вряд ли кто сможет заставить частника везти лекарства в отдаленные аптеки. Не окажутся ли сельские жители без лекарственного обеспечения?

-  Не окажутся. Акционерное общество «Курская фармация» – социально ориентированная компания, мы участвуем в реализации всех областных программ социальной направленности. Поэтому лекарственного дефицита в сельской местности не допустим. Тем более что благодаря новому закону лекарственная помощь селянам существенно облегчится, так как право реализовывать лекарства получили сотрудники фельд­шерско-акушерских пунктов.

– А что, они были лишены этого права?

– До 80-х годов этой проблемы не возникало, ФАПы снабжали сельских жителей лекарствами. На сей счет был приказ Минздрава СССР об обеспечении доставки товара к месту назначения, даже выделялся необходимый транспорт. Но позже вышло Положение о лицензировании, где эта функция не прописана. И аптечные пункты при ФАПах, как говорится, оказались вне закона. Этим пробелом пользовались особо рьяные «блюстители» закона. Были случаи, когда на фельдшеров подавали иски в суды и их штрафовали за то, что доставляли лекарства из райцентров в села. Новым законом эта несправедливость устранена.

Вместо послесловия

Время все ставит на свои места. Это аксиома. Изменения, которые происходят в фармацевтическом секторе, – тому подтверждение. Государство усиливает контроль в сфере обращения лекарственных средств. В регионах, где была разрушена система аптекоуправления, к ней возвращаются вновь. Утерянное право обретают фельдшерско-акушерские пункты.

Важно и то, что в социально ориентированной отрасли сохранились кадры, для которых бизнес — это не только получение прибыли. Это еще и социальная ответственность перед обществом, перед государством. К их числу, несомненно, относится и Юрий Коробанов.

Беседовала
Валентина ЗАЙЦЕВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 06-2010

Комментарии пользователей



Последний комментарий