«Мой родной жаворонок»

– так великий Шаляпин называл исполнительницу народных песен Надежду Плевицкую. Она стала первой мегазвездой русской эстрады, которая высоко пронесла знамя русской культуры по всему миру в двадцатые-тридцатые годы прошлого века.

С  первых же сольных выступлений Надежда Плевицкая заставила развлекающуюся публику кафешантанов слушать с замиранием сердца русские народные напевы. Создала новый вокальный жанр – русскую народную песню. До неё она не считались искусством.

Надежда не просто задушевно исполняла, она «играла песню», как это было принято в ее родном селе Винниково. Будучи уже самой известной артисткой императорской России, собирала народные песни во время гастролей, заучивала с голоса исполнителей, переводила в ноты и включала в свой уникальный репертуар. Благодаря этому до нас дошли «Хас-Булат удалой...», «По диким степям Забайкалья...» и многие другие песни. А курская винниковская песня «Белелицы, румяницы, вы мои...» в обработке Рахманинова вошла в мировую сокровищницу вокального искусства.

 После Гражданской войны имя Плевицкой стало знаменем белой эмиграции. Но когда французские власти арестовали ее в 1937 году, обвинив в причастности к похищению генерала Миллера, от Надежды Васильевны все отвернулись. И в советской России творческое наследие певицы было предано забвению.

Значение же Плевицкой как исторической личности велико и вместе с тем недостаточно изучено. На родине певицы, в селе Винниково, ее первым биографом стала Лидия Сергеевна Евдокимова, школьная учительница. С конца 1960-х годов по крупицам она устанавливала подлинные факты биографии «курской соловушки». Нашла ее родственников, собрала их воспоминания, создала музейный уголок. Копии писем племянников певицы сохранились в коллекции известного краеведа Юрия Бугрова. В 2011 году он передал их мне.

Из этих писем известно, что Надежда Васильевна переписывалась с сестрой Евдокией и братом Николаем до 1937 года. Она мечтала вернуться в Россию и умереть на родной земле.

Юрий Бугров, работая в Государственном архиве Курской области, сделал любопытное открытие. Дело в том, что певица несколько преуменьшила свой возраст, указывая год рождения как 1884-й. Бугров по исповедальным книгам Винниковского храма Святой Троицы установил, что годом рождения певицы является 1879-й.

Это следует из записи, сделанной старательным почерком сельского дьячка в исповедальной книге в январе 1880 года. Тогда на исповедь пришла вся семья Василия Абрамовича и Акулины Фроловны Винниковых, и возраст маленькой Надежды был указан – три месяца. Так что, предположительно, певица появилась на свет в конце октября – начале ноября 1879 года. А 1884-й – год рождения любимого человека Плевицкой, Владимира Шангина, поручика лейб-гвардии Кирасирского её Величества полка. В мемуарах она называла его своим женихом. Возможно, это и определило желание Надежды Василь­евны уменьшить свой возраст, что для дамы не является большим грехом.

«На эстраде я пьянела от песен, от рукоплесканий, и могла ли я думать тогда, что за спиной каждого из нас стоит призрак ужасный, что надвигается дикая гроза, которая согнёт наши спины и выжжет глаза как огнём...» – эти строки из мемуаров певицы относятся к воспоминаниям о Первой мировой войне. Они же стали прологом к её трагичной кончине во французской тюрьме накануне Второй мировой войны.

Ирина Кумова


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 01-2024

Комментарии пользователей



Последний комментарий