Ёлка… Ёлка детства моего

В этом году (теперь уже прошедшем) елку мы наряжали в самые последние часы. Дочери, приехавшие из Москвы, где-то задержались, и мы с женой сначала долго искали гирлянды, потом обматывали ими елку, развешивали шары.

«Мы» это достаточно громко сказано, ибо после подключения к удлинителю гирлянд я посчитал свою миссию завершенной и уже, возлежа на диване, наблюдал, как елка преображалась, надевая на себя разноцветные шары, словно девчонка дешевую бижутерию. Лежать и не давать никаких указаний – не дело настоящего мужчины, и поэтому мною было предложено выбрать несколько веток и повесить на них старые игрушки. Любимые с детства. Кукурузу (60-е годы, Хрущев), восточный кофейник (из сказки «Волшебная лампа Алладина»), золотой орех и аппетитную клубнику – из тех, что видом напоминают нынешние ягоды – могут лежать неделями на прилавках магазинов: красивые, но безвкусные.

Когда елка была готова, зажег гирлянды, выключил в комнате свет и… не поверите – перенесся в детство.

Квартира, в которой мы жили, была мала. И места елке, конечно же, не находилось. Однажды мои родные дядя Леша и тетя Оля, жившие без детей, но зато в их доме кроме спальни еще был зал, пообещали в праздник установить лесную красавицу. Нарядить ее должен был я. Не помню: мне, наверное, в ту пору было лет десять-одиннадцать, и я решил к этому мероприятию отнестись достаточно серьезно. У двоюродного брата Славы елка была на зависть: вращалась, зажигая и выключая при этом гирлянду. В те годы это вообще был шик. Понятное дело, что подобной электромеханики мне не видать как своих ушей, я решил идти по более простому пути – самому спаять гирлянду. Во-первых, мне казалось, это будет дешевле: лампочки продавались в магазине, как сейчас помню, по семь копеек за штуку, провод мне обещал принести с работы сосед дядя Леня, паяльник, канифоль, припой – все это было, поскольку мне постоянно приходилось ремонтировать любимую игрушку – электрическую железную дорогу, работавшую на батарейках. Да, чуть было не забыл: нужен был еще разноцветный лак, ибо простые прозрачные лампочки совсем не смотрелись бы на елке. Его мне тоже обещал принести в маленьких пузырьках сосед. На заводе им, по-моему, помечали контакты.

Только с проводом вышла промашка. Хорошего, тонкого, гибкого медного, на который я рассчитывал, вынести с завода, наверное, не удалось, и потому сосед дядя Леня вручил мне какой-то многожильный стальной. Паять лампы было сплошное мучение. Припой, а я еще использовал соляную кислоту – ее мне дала школьная химичка, не держался, и лампы постоянно приходилось перепаивать. И все-таки, при этом достаточно быстро, работа была завершена. Можно было украшать елку.

Кстати, за прошедшие сорок лет порядок установки и украшения елки практически не изменился: сначала крестовина, затем гирлянда, потом игрушки, в завершении дождик. Вот только теперь я нигде не встречаю разноцветных флажков с героями любимых сказок. Во-первых, не модно, во-вторых, сделанные из бумаги, они пожароопасны.

С трепетом я вставил вилку в розетку и – о чудо! Елка засияла! Я не мог налюбоваться. При этом скажу честно: гирлянда, собранная, считай, из подручных средств («я ее слепила из того, что было») выглядела ужасно! Но для меня не было более красивой вещи. Я мог часами смотреть на разноцветные огоньки и не уставать. Потом набрасывал пальто и выбегал на улицу. Стоя у палисадника, через окно рассматривал это чудо. Отсюда елка мне казалась еще более фантастической. И очень хотелось, чтобы прохожие, идущие мимо, тоже заглядывали в оконце и восторгались. Смешно, но я даже находил смелость останавливать их и просил бросить взгляд на окно, шторка на котором заранее была сдвинута в сторону. Мне так хотелось, чтобы мою радость разделили другие.

…Мы с Женей Колубаткиным– редакционной палочкой-выручалочкой – выбираем гирлянды в китайском магазине, чтобы украсить высаженные перед офисом елки. За сотню лампочек просят всего-то шестьядесят рублей.

– Сколько брать будем?– спрашиваю я. – Штук пять?

– Да не меньше. Китайские. Перегорают быстро. И сразу в мусорку.

Мы идем к машине, а я пытаюсь вспомнить, где она, та старая гирлянда? Ее уже давно сменила современная изящ-

ная елочная иллюминация. Каждый год «старушка» попадалась мне под руки. Но у меня даже мысли не возникало украсить (вернее, испортить) ею елку. И жаль было ее выбрасывать, ибо всякий раз она напоминала о детстве, где за счастье принималось все – и любимая игрушка, и поход с друзьями в лес, и встреча после долгой разлуки с другом.

…Но, по-моему, однажды я все-таки набрался сил и отнес ее на помойку...

 Михаил Изотов,
главный редактор журнала


< Вернуться к содержанию

VIP # 06-2011

Комментарии пользователей



Последний комментарий