Наш друг, ушедший раньше нас

Странно идти по улице имени человека, которого ты знал. Странно видеть памятник ему… Эти ощущения знакомы, наверное, всем курянам. Уроженец села Мармыжи Советского района Курской области Вячеслав Михайлович Клыков – наш современник. Человек, знакомством с которым можно гордиться. 19 октября ему исполнилось бы 80 лет. Но он прожил только 66, успев сделать за них столько, что хватило бы на несколько длинных жизней.

В десятках российских городов стоят памятники, автор которых – народный художник РФ Вячеслав Клыков.

В Курском землячестве в Москве прошел вечер его памяти.

Каждый москвич, бесспорно, знает памятник маршалу Жукову на Манежной площади, а каждый курянин много раз проходил-проезжал мимо бронзового знака «Курская Коренная Божия Матерь «Знамение» и памятника Александру Невскому при въезде на главную городскую площадь, видел чудо-яблоко и застывшего в благословляющем жесте Серафима Саровского в Коренной пустыни.

Памятников работы Вячеслава Клыкова нам осталось очень много: Илья Муромец в Муроме, Николай II в Мытищах, широко шагающий Петр I в Липецке и княгиня Ольга во Пскове, памятник святому Георгию в Севастополе и Дмитрию Донскому в Дзержинском Московской области, Бунину в Орле, Кириллу и Мефодию в Москве, в Китай-городе. И это даже не десятая часть всего, что создал скульптор.

И все-таки собравшиеся в Москве куряне-земляки больше говорили не о знаменитых работах, а о том, каким человеком был Вячеслав Михайлович. Ведь очень многие члены землячества были накоротке знакомы с ним.

Камертоном встречи стал созданный Николаем Ивановичем Бутовым видеофильм. Мелькали столь дорогие сердцу Клыкова, да и каждого русского человека пейзажи, звучали стихи.

Личными воспоминаниями делились и нынешний глава организации Владимир Васильевич Пронин, и Светлана Ивановна Кононова, и Иван Кузьмич Полозков. Последний, кстати, опубликовал в октябрьском номере журнала «Наш современник» пространные заметки, посвященные Клыкову, и стопка журналов была доставлена к месту встречи земляков.


Пела Надежда Крыгина. Конечно, песни из репертуара Надежды Плевицкой, певицы, которую она вместе с Вячеславом Клыковым вернула из забвения. Теперь ее голос снова знаком россиянам, а в Курске регулярно проходит фестиваль русской песни ее имени. Незадолго до встречи, о которой идет речь, состоялся уже десятый. Надежда Крыгина была в составе жюри.

И все-таки самым эмоционально точным и потому запомнившимся всем без исключения стало появление у микрофона Марии Захаровны Саморуковой. Она, тогда еще Маша Трубникова, жила по соседству с семьей Клыковых, дружила со Славой, училась с ним в одном классе.

О ярком эпизоде послевоенного голодного детства дочь Марии Захаровны Елена (в замужестве Лещенко) с документальной точностью написала стихи. Столь пронзительные, что трудно удержаться от их едва ли не полного цитирования.

…На полбуханки талоны, хвост очереди ужом,
Все с номером на ладони химическим карандашом.
Стопятые Клыков Славка и Трубникова Машутка.
А вдруг закроется лавка? Подумать об этом жутко.
Нежданный просвет в середке: женщине стало плохо.
Машутку толкает тетка: давай, продвигайся, дуреха.
В тенек отнесли бедняжку, лежи, пока не очнулась.
– Бывает, – вздохнули тяжко. И очередь вновь сомкнулась.
Стрекочет жаркое лето, располагая к зевоте.
Но окрик в окошке заветном: «Кончается хлеб, не стойте!» –
Хлестнул над толпою плеткой. В том нет продавца вины.
Но голод – он вам не тетка. Порой пострашней войны.
– Еще двадцать три буханки, – в толпе провели расчет.
Проверили, как в госбанке. Вздохнули: кому-то везет.
Везунчики Слава и Машка стояли притихшие оба.
Смотрели, как портят страшно людей нищета и злоба.
Мужчину баба молила, очнувшись среди суматохи:
– Я очередь пропустила. Пустите! Мне было плохо.
Ему б пропустить, по правде. Но ближе свое одеяло.
Он буркнул, в сторону глядя: «Не знаю. Вас здесь не стояло».
И чуть не плача от грусти за этот базар-вокзал,
– Давайте ее пропустим, – мальчишка мужчине сказал.
– Видали, какой сердобольный! – взъярились стоящие рядом.
– Ты жизни не видел, школьник, сам уступай, коль надо.
И мальчик без речи лишней: «Вставайте», – сказал. И вышел.
Шел мимо толпы притихшей, и будто стал взрослых выше.
Спросили: что, мол, за малый? И кто-то ответил: Клыков.
Мальчишка по имени Слава уже тогда был великим.



А Мария Захаровна рассказывала:

– Наверное, видел Бог, что нужен Славка России, дважды в раннем детстве от смерти его спас. Однажды во время налета бомба попала в дом Клыковых, но не взорвалась: развернулась носом к иконам и застыла. А в другой раз самолет так низко пролетел над бежавшими спасаться от бомбежки женщинами с маленькими детьми, что им было видно смеющееся лицо летчика. Но, выпустив пару очередей рядом с людьми, он улетел.

Потом война кончилась, ребятишки подросли, пошли в школу. Слава, не помышлявший тогда еще о карьере скульптора, а может, и не особо знавший о существовании такой профессии, постоянно мял в руках комок белой глины, за которой специально ездил за десяток километров. И лепил. Людей, зверей. Все, что видел вокруг. Вспомнила Мария Захаровна, как Клыков спас тонувшую девочку. Пока другие суетились на берегу, он не раздумывая бросился в воду.

Закончилось школьное детство, многие покинули родное село, следы однокашников затерялись. А через сорок лет случилась поистине удивительная встреча.

Доктора Марию Саморукову, работавшую на тот момент начмедом пансионата «Покровское», начальство попросило организовать для отдыхающих, так сказать, культурный досуг: найти достойные полотна, организовать выставку.

Да где ж их искать? Отправилась на Арбат. Увидела там картины, которые ей понравились, подошла. Попросила продававшего сделать в пансионате выставку. Но тот ответил, что работы не его, и позвонил автору. Разговор был недолгим, итог – решительный отказ, другие, мол, планы.

Мария Захаровна попросила трубку и принялась объяснять, что очень нужна выставка. Для удобства разговора спросила имя собеседника.

– Клыков. Вячеслав Михайлович.

– У меня в детстве друг был с таким же именем.

– А где детство-то прошло?

– В Мармыжах.

Надо ли уточнять, что после радости взаимного узнавания выставка состоялась, а дружба с той поры не прекращалась до последних дней Вячеслава Михайловича.

Людмила ТРЕТЬЯКОВА
г. Москва



< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 06-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий