В мастерской скульптора Правоторова

Это было удивительно, когда вместе с курскими земляками я попала в мастерскую художника-медальера, скульптора, где каждое изображение видится одухотворенным! Спонтанная встреча с прекрасными людьми и вечер, когда возвышается душа, вспоминаются стихи и думается, словно о близких – о Пушкине, Есенине, о героине моих краеведческих изысканий Надежде Плевицкой…

Эти великие личности зримо присутствовали среди нас, смотрели со своих гипсовых портретов. А рядом – вавилонские цари и древнерусские князья, космонавты и античные герои. А вот я вижу на гипсовой модели медали реальный сюжет из истории русского изобретательства: «Никита-летун» – человек, который во времена Древней Руси спрыгнул с колокольни, испытывая крылья, созданные для полета… Стремление к мечте!

В мастерской нет художественного хаоса, как принято думать про творческий мир: строгий порядок знающего мастера царит даже на подиуме, где обычно идёт рабочий процесс, создаётся произведение пластического искусства – воплощение замысла скульптора. На стенах в гармонии белеют модели медалей с изображением исторических личностей и значимых событий – можно проводить экскурсии по истории Отечества! В другой стороне мастерской на постаментах расположены модели к памятникам, ещё выполненные в пластилине. К ним хочется прикоснуться – так они тщательно проработаны. Здесь уютная столовая с пейзажами среднерусской природы, а в глубокой нише пианино… Пространство этой, словно из XIX века, творческой мастерской в стремительно развивающемся мегаполисе нового тысячелетия содержит в себе векторы разной направленности: и в прошлое, и в будущее, и в науку, и в культуру. Становится понятно, что наш гостеприимный хозяин с традиционной бородой художника, хлопотавший в тот момент за чаем для гостей, – настоящий философ, в мастерской которого живут правда искусства и величие человеческого духа.

Символично, что Геннадию Ивановичу назначена судьбой фамилия Правоторов. В этимологии фамилии заложено, что человек правильно или праведно «торит», то есть по-старорусски: пробивает, прокладывает свой жизненный путь. И действительно, Геннадий Иванович родом из простой русской многодетной семьи, но смог стать академиком Российской академиии художеств и создал свой стиль в искусстве. Многие его работы хранятся в главных музеях страны: Третьяковской галерее, Русском музее Санкт-Петербурга, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Историческом музее. Это медали, рассказывающие об истории духовности России. Например, триптих, посвященный Пушкину, медали с изображением царей Ивана Грозного, Петра Первого, других великих личностей русской истории и культуры. Рельефы Геннадия Правоторова находятся на одном из колоколов звонницы восстановленного храма Христа Спасителя. Также им создана и тиражирована медаль к воссозданию этого величественного собора. Мемориальные доски художника установлены в Москве, Тобольске и других городах России.

Не забыта в творчестве Правоторова и курская земля. Его авторству принадлежит медаль, посвящённая Курской Коренной Иконе Божией Матери «Знамение», медали с образами великих курян: Георгия Свиридова, Александра Дейнеки, Надежды Плевицкой. Но сам Геннадий Правоторов держится в стороне от нынешней тотальной коммерциализации искусства, от гламурности напоказ.

Художник является ещё и писателем – автором одиннадцати книг! В тот холодный мартовский вечер мы слушали его стихи, поражавшие горячим чувством. От природы поставленный низкий голос выдавал в авторе прекрасного вокалиста, и в его прочтении поэтические строки звучали особенно интересно. Его гости играючи называли страницы книги «Истоки» наугад и получали то лирическое, то гражданское стихотворение, а вот и про него самого... Или это про каждого?

Мысль-образ у художника Правоторова вполне осязаемая, исторически величавая и в то же время чуткая, эмоциональная, как суть народной русской души. Его размышления и стихи тесно переплетаются с темами пластических работ. Рифма ли рождается во время работы над скульптурой, или, наоборот, в результате поэтических раздумий приходят художественные решения? На этот вопрос художник ответил мне, что каждый раз всё случается по-разному, в зависимости от эмоций: «Я ещё и петь могу во время работы. Громко!»


 В своём творчестве Геннадий Иванович тоже высказался громко, значительно. Например, в столице Сербии Белграде установлена его монументальная работа: бронзовый памятник последнему императору России Николаю II в память о непростом царском решении поддержать сербскую армию в ходе начала Первой мировой войны и тем самым сохранить независимость Сербии.

Тогда армия братского народа оказалась в окружении, и Сербия погибала как государство. Раздумья художника о трагической фигуре Николая II отразились и в его поэзии:

«А в памяти царь –
в простой гимнастерке,
Сух и подтянут,
штаны в сапоги…

Всего лишь полковник,
монарх беспредельной,
Вручённой в наследство
великой страны…»

По заказу сербской стороны Геннадий Иванович как автор разработал эскиз памятника царю-императору и воплотил в реальность в соавторстве с единомышленником во взглядах на образы в монументальном искусстве, скульптором Андреем Ковальчуком и его командой.

Геннадий Иванович родился в 1941 году в Курске. Детство пришлось на лихолетье военных лет и непростые послевоенные годы, но в душе мальчика жила мечта – рисовать, и он посвятил себя мечте: всегда рисовал! Поступил после школы в среднее художественное училище, отслужил в Советской армии, а затем отправился в Москву. Блестяще окончил Строгановское высшее художественно-промышленное училище в 1968 году. По окончании молодого художника пригласили преподавать на кафедре рисунка, где он работал до 1980 года. За время преподавания границы творчества значительно расширились – появились рельефы. Первые рельефы художник посвятил древнерусской истории: «Вещий Боян», «Первопечатник Иван Фёдоров», «Андрей Руб­лёв», создал большой рельеф по мотивам великой древнерусской поэмы XII века «Слово о полку Игореве», вдохновляясь легендарными строками: «А мои куряне – опытные воины! С конца копья вскормлены, из шелома вспоены. Рыщут в поле, аки серы волки, ища себе чести, а князю славы!..»

Герои русского эпоса через работы скульптора перекликаются с нами. Монументальное панно с образами князей Юрия Долгорукого и Даниила Московского, созданное к 850-летию Москвы, сегодня находится в мэрии столицы, два других панно украшают Дом Правительства. Разработана модель конной статуи курского князя Буй-тура Всеволода, который стал одним из героев легендарной древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве».

Со времён первой медальерной выставки в Москве, с 1970 года, началось увлечение Геннадия Ивановича медальерным искус­ством. На второй выставке он уже был участником, и его работы отметили дипломами. Занявшись медальерным искусством, художник смог создать свой стиль, в котором выражаются пластическая цельность, чёткость и ясность композиции, особая мерцающая техника, которую искусствоведы отмечают как свое­образную фактурность пластического языка и философское видение мира.

Медали и рельефы автора обращены к духовному началу человека: «Минорное звучание», «Плач», «Жница», «Пушкин и Натали» и другие.

Своё отношение к медальерному искусству Геннадий Иванович выражает так: «Медаль – это своеобразный вид изобразительной культуры: памятник на ладони. Медальер преследует цели – обращается к важнейшим событиям истории страны и выдающимся личностям. Медаль имеет информационную сторону, основанную на языке символов, и обладает эстетической ценностью, как красивый предмет из металла. Мир современной медали бесконечен…»

Действительно, тематика работ автора разнообразна: от классических портретных до ассоциативных, иносказательных. Среди них триптих «800-летие «Слова о полку Игореве», «Куликовская битва», диптих «1812 год», серии медалей «Патриархи Московские и Всея Руси», «Первый отряд космонавтов» и многие другие. Как интересно и художнику, и нам – его зрителям – это своеобразное общение с персонажами авторских работ!

«Интеллекту и в келье нетесно
Ему не помеха и стены,
Он волен в просторах Вселенной,
Он в диалоге с Гомером…»

Ирина Кумова,
член Союза журналистов России, Москва – Курск



Справка

Геннадий Иванович Правоторов – народный художник России, скульптор, медальер, академик Российской академии художеств, лауреат Международного конкурса «Возрождение медали» (ФИДЭМ), секретарь Союза художников России, писатель.


< Вернуться к содержанию

VIP # 03-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий