Николай СОРОКИН: Курской АЭС-2 – быть!

На торжественном собрании, посвященном 35-летию Курской АЭС, по поручению руководства ОАО «Концерн «Росэнергоатом» коллектив станции сердечно поздравил генеральный инспектор концерна Николай Сорокин. По тому, как он энергично и молодцевато поднялся на трибуну, трудно предположить, что за плечами этого человека 43 года работы в атомной энергетике. Работы напряженной, требующей максимального интеллектуального напряжения и высочайшей ответственности.

Начиная с 1968 года Николай Михайлович работал инженером-конструктором ОБК машиностроения Минсредмаша СССР, прошел путь от инженера до заместителя начальника смены Ленинградской АЭС. В 1982 г. был назначен начальником ПТО Игналинской АЭС, а через три года – главным инженером строящейся Костромской АЭС.

На его долю выпало без малого восемь тяжелейших лет работы (с 1986-го по 1994 год) на Чернобыльской АЭС в должности главного инженера и директора станции. Затем шесть лет работы на руководящих должностях, вплоть до первого заместителя генерального директора – технического директора концерна «Росэнергоатом». А с сентября 2008 г. по июль 2011 г. возглавлял Курскую АЭС.

– Николай Михайлович, почти три года вы были директором КуАЭС. Срок это небольшой, но, тем не менее, какие особенные вехи в жизни станции в этот период вы бы отметили?

– Как одно из наиболее значимых событий я бы назвал признание станции по итогам работы в 2009 году лучшей в области культуры безопасности и присвоение нам третьего места в соревновании среди атомных станций. А в 2010 году Курская АЭС стала лауреатом конкурса «100 лучших организаций России. Экология и промышленная безопасность». Почему я выделил именно эти события? Потому что безопасность – это абсолютный приоритет в нашей работе, а культура безопасности – это образ жизни. На обеспечение этой жизненно важной задачи выделяется ежегодно до 500 миллионов рублей. Понятие безопасности атомной станции включает несколько аспектов, таких, как ядерная, радиационная, пожарная и техническая. Все это в комплексе гарантирует надежность эксплуатации АЭС, безопасность персонала и населения.

– В вашу бытность директором был продлен срок эксплуатации второго энергоблока. Что это дало?

– Работа по продлению сроков эксплуатации энергоблоков играет огромную роль в обеспечении безопасности объектов атомной энергетики. Коллективом Курской АЭС выполнен значительный объем мероприятий по коренной модернизации энергоблоков, что позволило привести уровень безопасности в соответствие критериям действующих сегодня норм и правил, а также увеличить выработку электроэнергии. В апреле 2011 года станция выработала 700 млрд. киловатт часов с момента ее пуска. При современном уровне потребления электроэнергии этого объема хватило бы, чтобы обеспечивать потребность страны на протяжении восьми месяцев, а Курской области – в течение почти ста лет.

Ну и не могу не вспомнить еще об одном важном событии, которое произошло в марте 2011 года: это расширенное выездное заседание комитета по энергетике Государственной Думы, на котором обсуждалась актуальнейшая для Курской области проблема: строительство Курской АЭС-2. Правительству РФ было рекомендовано предусмотреть строительство станции замещения с поочередным вводом энергоблоков №1 и № 2 в 2020 и 2023 годах. А госкорпорации «Рос­атом» рекомендовано в соответствии с решением правительства приступить к проектно-изыскательским работам и обеспечить своевременную переподготовку персонала. На сегодня Росатом по согласованию с администрацией Курской области утвердил декларацию о намерениях инвестировать в строительство Курской АЭС-2. Так что дело движется, и я надеюсь, что в недалеком будущем мы станем свидетелями рождения на курской земле новой современной атомной станции.

– А если говорить о первоочередных задачах, что предстоит сделать?

– Прежде всего предстоит завершить запланированную работу по продлению срока эксплуатации третьего и четвертого энергоблоков. Они, как я уже сказал, прошли углуб­ленную модернизацию, и есть все предпосылки продлить им жизнь. Эту задачу уже будет выполнять новый директор станции Вячеслав Александрович Федюкин, который прошел путь от оператора реакторного цеха до заместителя главного инженера по инженерной поддержке и модернизации. В мою бытность он входил в золотой кадровый резерв Росатома, и я рад, что мой преемник вырос на Курской АЭС, а не человек со стороны. Для коллектива это очень важно.

 – Николай Михайлович, на Чернобыльской АЭС вам довелось работать вместе с Эриком Николаевичем Поздышевым – человеком, который у курских атомщиков оставил добрую память о себе. Расскажите о нем.

– Эрика Николаевича я знаю с 1973 года, когда в возрасте 36 лет он уже работал заместителем начальника реакторного цеха по эксплуатации на Ленинградской АЭС. Несколько позже с этой должности его перевели сразу заместителем главного инженера по эксплуатации на Курскую АЭС. Это о многом говорит, как и то, что вскоре он получил назначение на работу в министерство в Москву.

После аварии на Чернобыльской АЭС его направили туда директором, где и пересеклись наши пути. И хотя поработали вместе всего два месяца, но за этот короткий срок я понял, почему именно на него пал выбор. С присущей ему высочайшей организованностью, самоотдачей, пунктуальностью и требовательностью он буквально горел на работе. Благодаря его умелому руководству выполнен фантастический объем работ. Аварийный четвертый блок был надежно локализован «саркофагом», возобновилась работа двух остановленных после аварии блоков. На окнах вместо свинцовых листов появились шторы. И станция ожила. Из аварийного объекта со следами разрухи она превратилась в образцовое предприятие.

– А после Чернобыля ваши пути не пересекались?

– После Чернобыля в 1995 году меня перевели в концерн «Росэнергоатом», где Эрик Николаевич был уже президентом, и мне снова довелось работать под его руководством. Это были тяжелые времена в стране и в атомной отрасли. Но будучи человеком целеустремленным, принципиальным и авторитетным, он уберег атомную энергетику от деградации, сумел сохранить целостность и конкурентоспособность отрасли. И снова я убедился: так же, как и на восстановлении Чернобыльской АЭС, такой сильный руководитель, способный решать самые сложные задачи, нужен был концерну и в сложные 90-е годы.

– С июля 2011 года вы работаете в центральном аппарате в должности генерального инспектора концерна «Рос­энергоатом». Какими качествами должен обладать главный атомный инспектор?

– Теми же, что и директор атомной станции. Это прежде всего дисциплина, компетентность, профессионализм и высочайшее чувство ответственности.

– В 2010 году вам было присвоено звание «Заслуженный энергетик РФ». А какие события в вашей личной жизни произошли в 2011 году?

– Родились два внука – Федор и Ирочка. А вообще мы с супругой Александрой Владимировной богатые дедушка и бабушка, у нас семь внуков, которых нам подарили четверо детей.

– Николай Михайлович, позвольте пожелать вам и вашей большой семье счастья, сибирского здоровья, добра и благополучия!

Валентина АЛЕКСЕЕВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 06-2011

Комментарии пользователей



Последний комментарий