Взгляд на Курск с высоты архитектурного полета

В преддверии 1000-летия Курска много предложений звучит по воссозданию его исторического облика. Предлагается, в частности, восстановить кремль, построить красивую набережную вдоль реки Тускарь и даже запустить экскурсионные речные трамваи. Среди заявивших о своем участии в архитектурном конкурсе по восстановлению исторической части города и наш сегодняшний собеседник – представитель курской творческой династии Заутренниковых.

– Меня зовут Михаил Заутренников. Мой отец – тоже архитектор, а дед был художником. Я рос в творческой атмосфере, к рисованию пристрастился с раннего детства. Когда пришло время выбирать профессию, долго не мог определиться, кем стать, художником или архитектором? Три года отучился в КГУ на худграфе, но оканчивал уже Воронежский архитектурно-строительный. Возвратился в Курск, проработал здесь несколько лет, после чего переехал в Москву, а год назад опять вернулся в родной город.

– Какие проекты, воплощенные и невоплощенные, наиболее полно отображают ваш творческий почерк?

– Воплощено пока не так много, поскольку мой приход в профессию совпал с началом экономического кризиса – строить стали гораздо меньше. Из того, что реализовано, здание Сбербанка на улице Ленина, угол ул. Садовой. Изначально это должно было быть кафе, но позже заказчик передумал, впрочем, построено довольно близко к проекту.

Если говорить о невоплощенных идеях, то в первую очередь я бы назвал проект музейного комплекса между Знаменским собором и цирком. Старую застройку там снесли еще в 80-х, к Олимпиаде. И получается, что этот пустырь стоит уже почти сорок лет. В 2012 году Курскгражданпроект объявил открытый конкурс на преобразование данного квартала, я принял участие.

При разработке проекта реконструкции передо мной стояло сразу несколько задач. Во-первых, нужно было так «посадить» здания, чтобы они вписались в уже существующую застройку. Шел к этому следующим путем: определял визуальные точки, откуда должен был раскрыться главный вид на всю панораму и памятники – на здание со шпилем и собор. В соответствии с этим расставлял объекты, определял этажность, чтобы они гармонично сочетались в целом. Если смотреть от центрального рынка, здания комплекса не загораживают храм, если подойти ближе – раскрывается вид на колокольню. Дальше следуем по внутренней пешеходной улице – можем по диагонали пересечь участок и выйти к собору. Надо отметить, что все пространство вокруг зданий – это прилегающий парк в виде террас, где могли бы собираться экскурсионные группы для посещения картинной галереи и краеведческого музея, а молодежь – гонять на скейтах. Иными словами, весь комплекс должен был включать в себя различные общественные функции – культурные, развлекательные, чтобы эта зона стала любимым местом отдыха курян.

При этом я хотел сыграть на контрасте. Сделать здания современными по отношению к окружающей застройке, чтобы было видно: это XXI век. Облицовка из натурального камня – сланец и песчаник, что придало бы теплоту и изящество строениям.

Так вот, по решению жюри выиграл мой проект, и мы даже приступили к его реализации – три месяца трудились, после чего работу свернули… А через четыре года Курскгражданпроект опять начал проектирование, и сейчас в этом квартале планируется возвести постройки в псевдоклассическом стиле – наподобие ТЦ «Пушкинский».

– По какой причине ваш проект свернули?

– Мне это никак не объяснили. Как версия: у меня было подчеркнуто современное решение – авангардные формы, совсем другой язык. Сегодня я участвую в другом конкурсе, более масштабном. Его цель: определить лучшие концепции по восстановлению историко-культурного облика центральной части города Курска.

– Подразумевается Красная площадь и далее?

– От Знаменского собора, по главным улицам, вплоть до Боевой дачи – там и набережные нужно продумать. Это очень глобальный проект, пока сложно точно сказать, как он будет реализовываться. Готовится он к 1000-летию города – 2032 году.

Мы разрабатываем эту концепцию вдвоем с Кириллом Будыкиным. Предлагаем свое видение реконструкции данных территорий.


– Как знаток архитектурной истории Курска как бы вы провели экскурсию по городу в качестве гида-архитектора?

– Главное, что отличает Курск, – это рельеф местности, ведь город расположен на холмах. Самые интересные здания – это так называемый Курский кремль, куда входят Знаменский собор и окружающие его строения. Сейчас это изолированная площадка, и её, конечно, нужно возвращать городу, реконструировать, формировать общественные площади, парки, насыщать культурными и коммерческими функциями.

Кроме центра, большой интерес представляет улица Ленина, исторически Московская – там много любопытного. Друзьям из Москвы и Воронежа я показываю церковь за Домом книги. Когда возводили это здание в стиле сталинского ампира на углу улиц Ленина и Бебеля, часть церкви снесли, а не так давно напротив возвели ультрасовременное здание Курскпромбанка. В результате получилось очень интересное сочетание.

– Часто приходится слышать сетования курян на хаотичную застройку, когда для возведения супермаркетов уничтожаются старинные объекты. Каков ваш взгляд на то, как формируется современное архитектурное лицо города?

– Главный минус я вижу в том, что у нас строят очень много типового жилья. Процентов 95 – это жилые застройки на проспектах Клыкова, Дериглазова и так далее. В результате у архитекторов нет работы, а у КПД – конкурентов. А в целом из-за этой одинаковости экономика не развивается. Ведь если бы создавали разнообразные дома, то применялись бы новые витражные системы, различные материалы, у разных застройщиков возникало бы естественное желание сделать лучше. А когда один крупный застройщик – нет движения, возникает застой.

Ещё одна проблема – благоустройство территорий. К примеру, только сейчас отремонтировали парк Дзержинского. Но реконструировали его неважно: эти арки на входе – лучше бы их вообще не было, также из минусов – некачественное мощение, плохая уличная мебель. В плане благоустройства много разговоров, но мало дела. Я считаю, что город у нас красивый и интересный, но требует облагораживания и постоянного ухода. Нужно обновлять плитку на тротуарах, устанавливать современные остановки общественного транспорта, прорабатывать дендрологию, высаживать подходящие растения. Если всё это «причесать», то город заметно преобразится.

– Какие строения в Курске вы считаете шедеврами архитектуры?

– Из памятников – Сергиево-Казанский собор, он самый интересный, старинный. Еще здание Центробанка на ул. Ленина – угол ул. Челюскинцев. Уже упомянутый мной архитектурный ансамбль «Курскпромбанк – Воскресенско-Ильинская церковь – Дом книги». А из новой архитектуры – здание Управления федеральной налоговой службы на улице Максима Горького.

– Архитектурной жемчужиной считается и здание бывшего Дворянского собрания, затем Дома офицеров, а ныне Свиридовского центра.

– Да, согласен.

– А что скажете о ТЦ «Пушкинский»?

– Такой постмодернизм мне не по душе. Я считаю, что это просто безвкусица. Есть классическая архитектура, которую строили 150-200 лет назад, а здесь ее вывернули наизнанку. Если мы сейчас строим что-то под старину, то таким образом обесцениваем архитектуру ушедших столетий – зачем нам ее сохранять, если мы можем построить так сами? Но это не так, старое зодчество – рукодельное, и мастеров тех нет, и материалы совсем не те. Получается фальшивка, подделка. Каждая эпоха должна отражаться в архитектуре – вот главный закон в нашей профессии, которому я стараюсь неукоснительно следовать.

Беседовал
Олег КАЧМАРСКИЙ

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что Михаил Заутренников и Кирилл Будыкин решением жюри признаны победителями первого этапа архитектурного конкурса реновации исторического центра города «Курск 2032». Редакция журнала «VIP» поздравляет победителей!


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 03-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий