Путешествие по волшебному цеху

Наверняка из числа тех зрителей, что приходят на кукольные спектакли, не многие  задумываются о том, кто и как изготавливает этих необыкновенно живых и интересных сценических персонажей. Я решила изнутри понаблюдать за увлекательным процессом. Но сразу была предупреждена: это займет немало времени.

И вот с момента первого посещения бутафорского цеха Курского государственного театра кукол прошло три месяца. Хочу поделиться с читателями впечатлениями о своем необычном путешествии. Итак...

Удивление

Я сразу поняла: здесь, в мастерских курского театра, трудятся очень увлеченные люди. Прежде чем начать изготавливать куклу, им необходимо изучить содержание произведения, понять характер персонажа, его внутренний мир. Да, да, не удивляйтесь! Об этом тоже думают мастера своего дела. Они первые, кто  сталкивается с волшебным преображением обычных материалов в живых персонажей.

Из чего же, из чего же...

Из чего, по сути, состоит кукла? Бумага, дерево, клей, ткань, поролон. Из этого всего должны получиться и внешность, и характер. Бутафорский цех. Здесь работает целая бригада художников: декоратор, модельер, художник-постановщик, конструктор, который создает механику куклы, и конечно, бутафоры.

Как это происходит

Я поинтересовалась, как же происходит процесс появления куклы на свет? Оказывается, с задумки режиссера, помноженной на фантазию художника-постановщика. Спустя некоторое время появляются первые рисунки в виде эскизов. В них художник определяет размеры, внешний облик, характер, костюм, цвет и материал, из которого будет создана кукла. Старожилы театра поговаривают, что между режиссером и художником случаются творческие споры, но они, как правило, заканчиваются мирно.

Лирика

Перед бутафорами и декораторами задача стоит не из простых. Ведь в процессе изготовления куклы нужно передать форму и пластику лаконично и просто, характерными признаками. Из облика персонажа необходимо отобрать все самое типичное и, подчёркивая это, создать стилизованный образ. При работе учитывается, из чего и в какой технике будет выполнена кукла, чтобы с наибольшей силой использовать возможности и выразительность материала. Ну, это лирическое отступление. Идем дальше.

Они такие разные

Оказывается, разновидностей кукол много. Марионеток приводят в движение при помощи нитей. Кук­лы-перчатки состоят из головы на пальце и перчатки на руке актера. Существуют еще гапитно-тростевые, планшетные и ростовые. Кстати сказать, уже четверть века марионеток здесь не делают. Это очень сложные по производству куклы. Но именно они, марионетки курского кукольного, представлены в музее театра им. С.В. Образцова в Москве. Сейчас большинство спектаклей в нашем городе идёт с использованием планшетных кукол.

Худсовет

Отобрав образцы, с которыми актеры будут работать в спектакле, собирается худсовет. Сюда посторонним вход заказан. Однако всевидящее око журналиста не пропустит полезной информации. И теперь я знаю, что именно на худсовете режиссер рассказывает замысел, а художник показывает макет для спектакля и эскизы. А вот уже на техническом совете позволили присутствовать. Сюда пригласили столяра, который будет изготавливать весь деревянный реквизит к спектаклю.


Жребий брошен

А что у нас здесь? В этой комнате художники тянут жребий, кому какую куклу делать. Вот это да! Я думала, все по велению начальства. Вот уж этот творческий коллектив, здесь к любым вопросам подходят нестандартно. Итак, жребий брошен! Куклы определены в надежные руки мастеров. Начинается работа. Заведующий художественно-постановочной частью внимательно изучает списки требующихся для закупки материалов. Главный художник рисует технический чертеж – гапит, то есть скелет будущей куклы для механика-конструктора.  Затем создают из глины части куклы: голову, руки, ноги. В общем, все, что нужно.

Охотники за головами

Как только художники-бутафоры получают глиняную голову, разрезают ее пополам, отливают из гипса или алебастра заготовку и после высыхания работают с головой в технике папье-маше. Для одной куклы делают несколько дублей. Для каждой сцены – свой образ. Вот, например, Дюймовочка. Она появляется перед зрителем в различных костюмах: в обычном наряде, в свадебном платье. Я раньше думала, что кукол за кулисами переодевают. Ладно, давайте дальше о головах: сохнут они достаточно долго. После сушки их затирают, обрабатывают наждачной бумагой и склеивают, вырезают глаза, в итоге бесформенный шар постепенно начинает обретать очертания.

Отныне я живая

Наш путь лежит к механику-конструктору. Именно он создает механизмы для будущей куклы. Ведь она часто вращает головой, открывает рот, двигает глазами. Попросту говоря, мастер конструирует каркас, а затем возвращает куклу художникам. У них мне понравилось больше всего. Приятно пахнет масляной краской, которой покрывают лица кукол и готовят их для дальнейшей обработки. Затем мастера бутафорского цеха наращивают туловище из поролона: создают объем, фигуру. Позже обшивают тканью, крепят парики, глазки, ручки, ножки, лапки, туфельки. Художник-модельер одевает куклу. И все! Она готова. Надо заметить, что на изготовление 4-5 персонажей подчас уходит от одного до трех месяцев.

Не похожи на людей

Проведя немало часов в курском театре кукол, я поняла, что это не уменьшенные копии людей и животных. В них все утрировано, в стиле гротеска подчеркнуто только главное, самое характерное и яркое. Именно поэтому здесь продумывают не только внешний вид куклы, но и характер движений, который с наибольшей выразительностью передаёт ее образ.

И вот начинается таинство знакомства актера с куклой. Он держит ее в руках, разговаривая с ней, оживляет образ. Помните, как из полена был изготовлен Буратино и как он неожиданно стал двигаться и разговаривать на радость папе Карло? Вот так и куклы здесь, в курском театре.

Куклы – кукольникам

Мастера передают эти сокровища актерам, и те нежно и трепетно относятся к своим персонажам, бережно сохраняя все складочки на платье и каждый волосок на голове. Актер и кукла со временем становятся похожими друг на друга. Артист работает в так называемом открытом приеме: раскрывая особенности куклы, он следует за ней и становится похож на своего персонажа. Профессия кукольника  непубличная, и люди, выбирающие эту стезю, должны быть внутренне готовы к тому, что их не будут осаждать поклонники с цветами и просьбами об автографе. Эти артисты всегда в тени персонажей, чьи образы они воплощают. Человек за ширмой обязан быть универсалом: уметь петь, говорить разными голосами. У актёров  прекрасно развиты моторика, необходимая для управления куклами, физическая сила и выносливость: редкая кукла весит менее 0,5 кг, и ни один спектакль не длится менее получаса. Согласитесь, не каждый выдержит.

Ирина ГУБАРЕВА


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 03-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий