Тончайший флёр, божественная тень…

В Курской государственной картинной галерее им. А.А. Дейнеки состоялась  юбилейная выставка произведений известного курского живописца  Алевтины Борисовны Носовой, члена Союза художников России с 1986 года. Подобные встречи дают возможность всем любителям изобразительного искусства ближе познакомиться с  творчеством земляков. В прошлом году в этих стенах прошли юбилейные выставки заслуженных художников России: Веры Прониной, Вячеслава Конева и получившего звание «Народный художник России» пейзажиста Леонида Руднева.

На выставке Алевтины Носовой были представлены работы последнего десятилетия и несколько картин конца 90-х. Это «Натюрморт с грейпфрутами» (1984 г.), «Тихая жизнь моря» (1986 г.), «Памяти Надежды Плевицкой» (1999 г.), а также тематические произведения «Страницы истории», «Глиняная утварь» (1986 г.), «Солдатские письма» (1995 г.), получившие хорошие отзывы на выставках тех лет.

Автор в большей степени предпочитает работать в жанре натюрморта. На формирование творческого кредо Алевтины Носовой оказали влияние многие факторы зарубежной и русской художественной культуры различных эпох.

История развития этого распространённого в наше время вида живописи восходит к середине ХIХ века, когда в русском искусстве формировался бытовой жанр вместе с композиционным натюрмортом. Примером могут служить работы известных русских художников – П. Федотова, А. Тропинина, В. Серова, В. Поленова и многих других. В советское время, особенно начиная с 60-х годов прошлого столетия, натюрморт стал обретать статус серьезного жанра, равноправного с портретом, пейзажем, жанровой картиной.

В этот период на областных, зональных, республиканских выставках появляются натюрморты и курских художников со сложными композициями, ассоциативно-символическими значениями предметов. Это отобразилось в картинах Г. Барабанщикова, М. Шорохова, И. Андреевой, А. Андреева, А. Влазнева, В. Мазурова, Л. Руднева и других художников, работавших в то время, в творчестве которых основой живописного метода всегда являлась натура. Они оказали большое влияние на формирование художественного почерка Алевтины Носовой. В её натюрмортах позднего периода нет яркой общественной направленности, но всегда есть место диалогу со зрителем, представляющим мир почти ушедших в прошлое предметов быта и старинных вещей. Её произведения запоминаются в экспозициях различных выставок общим настроением – жизнерадостностью, яркостью и пышностью композиций, обилием цветов, предметов, драпировок.

Таковы натюрморты из гладиолусов «Ах, лето красное» и «Волшебный букет», с гиацинтом «Натюрморт с голландской кружкой», с летними садовыми цветами «Пёстрый букет», с хризантемами «Осенняя сказка», «Покров» и многие другие. Во всех этих работах подчеркивается индивидуальная характерность, материальность каждого предмета. Это прослеживается и в натюрмортах с медным чайником, самоварами, диковинными морскими ракушками, кружками и бутылями. Включаются в композицию и предметы старины – письма, молитвенники, фотографии, создающие образ времени и страны. В них четко прослеживается принадлежность художника к реалистическим традициям.


Ее искусство относится к синтетической живописной культуре, в которой органично усвоены и по-своему переплавлены многие художественные школы. Она на протяжении многих лет изучала и продолжает изучать живописные системы зарубежных школ – голландцев, испанцев, но ближе всего ей традиции русской и советской школы живописи. Это характерно для натюрморта «Глиняная утварь», созданного в 1985 году и приобретенного областным краеведческим музеем. В нем каждый предмет имеет свою функцию, форму и цвет. А равномерное заполнение всей плоскости холста краской создаёт ощущение единства среды в изображении различных предметов. Рассматривая творчество Алевтины Носовой с позиции времени, убеждаешься в неподдельной искренности и любви к природе и окружающему миру.

Родилась Алевтина Борисовна Носова (Тимонова) в 1943 году в городе Воронеже, в семье инженера, специалиста по энергетике, получившего профессию в советское довоенное время и проработавшего всю жизнь в Курске. Её род по отцу происходит из государственных крестьян села Дерюгино Дмитриевского уезда Курской области. Выбиваясь в люди из крестьян, дети учились грамоте у церковных дьяков, пели в хорах. Её дед Мсти­слав также начинал с обучения при церкви и стал священником после окончания духовной семинарии в Курске. Со стороны матери Гатиловы тоже были выходцами из патриархальной крестьянской семьи однодворцев села Вязовое (Одоевка) Тимского уезда, приравненных к государственным крестьянам, не знавшим крепостного права. По семейной легенде, призванный на военную службу при Петре I богатырского сложения солдат Петр Гатилов во время военных маневров спас царя, за что получил дворянское звание. Ему была пожалована земля, которую их род трудно осваивал несколько поколений. Уже в начале 90-х годов ХIХ века дружные братья Гатиловы с успехом вели свои крестьянские дела и старались дать детям начальное образование.

В 1947 году семья Бориса Тимонова переехала из Воронежа в разрушенный Курск, который ему пришлось помогать восстанавливать. Окончив школу, Алевтина поступила на художественно-графический факультет и окончила его в 1966 году. Почти всю свою творческую жизнь она посвятила обучению молодого поколения в детской художественной школе №1. Многие ее ученики стали известными мастерами живописи, выпускниками художественно-графического факультета и лучших вузов Москвы и Ленинграда. Работы А. Носовой находятся в ККГ им. А.А. Дейнеки, в Курском областном краеведческом музее, в дирекции выставок Союза художников России, а также в российских и зарубежных частных коллекциях, что говорит о признании её как интересного состоявшегося автора.


Натюрморт – её любимый жанр, в котором она ищет собственное понимание мира вещей через их взаимодействие с человеком, внося в современную живопись свой вклад. Мы прекрасно знаем, что творчество художника формируется десятилетиями и никогда нельзя угадать заранее период его наивысшего расцвета. Можно только сравнивать вчерашние и сегодняшние поиски своего пути в искусстве. Удачу в натюрмортном жанре Алевтине Борисовне принесли большое трудолюбие и желание постичь тайны живописного мастерства. Кроме того, ее отличает завидная целеустремленность. Она не распыляет свою творческую энергию на решение несвойственных ей задач. Её призвание связано с натюрмортом.

Персональная выставка работ Алевтины Носовой в курской галерее имени А.А. Дейнеки – это подведение определенных итогов периода зрелости мастера живописи, его творческой активности и неуклонного движения вперёд.

Луиза Каркавцева,
 искусствовед, член Союза художников  России


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 02-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий