Передавая дух времени

Прошедшая в выставочном зале «Звёздный» персональная выставка акварели и графики Владимира Окаева – итог его большого творческого пути. Из огромного количества созданных работ он постарался отобрать лучшие, чтобы представить их курскому зрителю. Экспозиция была приурочена к 70-летнему юбилею автора и четко обозначила его художественную индивидуальность в изобразительном искусстве.

Изобразительный ряд выставки охватывает почти полувековой период творчества Владимира Петровича, где чётко прослеживается трансформация его авторских предпочтений, технических приемов в акварельных и графических работах. Его художественный вкус формировался в среде талантливых коллег старшего поколения – живописцев М. Шорохова, Н. Голоцукова, Г. Киселёва, В. Конева, монументалиста В. Капустина. Повлияли на творчество художника его друзья – В. Шкалин, А. Конев, В. Сошников и многие другие, с кем он учился и продолжает общаться.

Родился Владимир Окаев в 1947 году в селе Рахья Всеволожского района Ленинградской области. Затем родители переехали в село Кобылки Глушковского района, где он окончил среднюю школу и поступил на художественно-графический факультет Курского пединститута. Его преподавателями были Г.Ф. Лоленко, А.Ф. Балабин, И.Н. Ронкин, обратившие внимание на неординарное видение окружающего мира молодого автора, оригинальное решение композиционных и живописных задач. Дипломной работой стала акварельная серия из пяти листов «Памятные места Курска».

После окончания курского худграфа Владимир Петрович по направлению Министерства образования СССР работал в Иркутской области, где получил должность преподавателя художественно-графического отделения Тулунского пед­училища. Здесь начали проявляться его профессионализм и творческая активность. В живописи он избрал свой путь, который ярко прослеживается в акварельных листах «Сорока», «Дерева», «Дымы. Саяны». В этих работах ведущее значение приобретают основной тон, композиционный ритм, колорит. Все это в дальнейшем становится основой творчества Окаева.

Возвратившись в Курск, Владимир Петрович активно включился в творческую жизнь областного Союза художников. Работы, показанные им на выставках в 1974-1975 годах, вызвали неоднозначную реакцию – порой из уст коллег-художников можно было услышать и критику. Не вызывали споров только серьезность и убедительность позиции молодого автора: в его акварельной живописи присутствовало лишь ему присущее видение природы.


С годами сформировался индивидуальный творческий почерк Владимира Окаева – он стал писать то, что хорошо знает и любит. Сюжетами его работ являются родная природа и исторические уголки тех мест, где он сам побывал.

 Большую роль в профессиональном становлении Владимира Петровича сыграла работа в педагогическом училище в сибирском городе Тулуне и Курском культпросвет­училище. В течение последующих семнадцати лет он трудился в должности старшего научного сотрудника отдела традиционной народной культуры областного Дома народного творчества. Окаевым проделана огромная исследовательская и пропагандистская работа по сохранению народного творчества, самодеятельного искусства курского края. Он был организатором многих конкурсов и фестивалей в районах области, поэтому неудивительно, что среди мастеров народного творчества этот человек до сих пор пользуется авторитетом. Его всегда отличали неравнодушное отношение и настойчивость в решении творческих проблем.

Как любой художник, Владимир Окаев много ездил по стране: побывал в Архангельской области, участвовал в пленэрах в Ленинграде, Новороссийске, исколесил всю Курскую область. Итогом этих поездок стали акварельные серии «Каргополье», «Цемесская бухта», «Питерские мосты», «Курская руда», «По Ярославлю», «Земля железногорская». В них он стремился передать не только дух времени, но и красоту будничных пейзажей.

Обычно техника акварельной живописи вызывает представление о воздушном, прозрачном письме, но Владимиру Окаеву она не свойственна. Манера его письма пастозностью мазка ассоциируется с гуашью. Плоскости листа окрашены локальными цветами со сдержанной колористической гаммой.

Но даже при этой необычной манере письма и немногословности от акварельных листов Владимира Окаева остается радостное впечатление. Примером являются городские и сельские пейзажи: «Снежок», «Дождь 11», «Георгиевская аптека», «Посвящение Малевичу», «Пейзаж с крыльцом», «Дубы-братья» и другие, отличающиеся убедительностью и ощущением вечности. Видно, что художник близко к сердцу принимает историю каждой улицы и старого дома, одинокого дерева.

 Натюрморты Владимир Петрович пишет кропотливо и вдохновенно – как и пейзажи, портреты. Их у него немного, но они создают созерцательный настрой. Это «Осенний букет», «Иван-чай», «Стекло», «Курские ремёсла», «Лилии», «Хризантемы».


На выставке были представлены несколько портретов разных периодов. Это ранний «Автопортрет», «Ира», «Сиреневый вечер. Оля», портреты галериста Олега Радина, внука Димы, Эли Холчевой и ее дочери Вали. Сосредотачиваясь на лицах, Окаев передает психологическое состояние моделей. Обращает на себя внимание «Автопортрет», выполненный в технике цифровой графики. Он почти трагичен, напряжен, но в то же время в нем есть ощущение собранности, уверенности в себе. Столь же психологичен и монументален портрет отца «Память» в монохромной манере, в этом образе передан характер мужественного человека, прошедшего тяжелые испытания.

Подводя итоги персональной выставки, необходимо отметить, что искусство акварельной живописи Владимира Окаева органично вписывается в концепцию курской живописной школы. Своим творчеством он, как и многие курские художники, вносит заметный вклад в историю российского изобразительного искусства.

Луиза КАРКАВЦЕВА
искусствовед, член Союза
художников России


< Вернуться к содержанию

VIP # 01-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий