Любовная лодка разбилась о быт

Артисты курской филармонии представили на суд взыскательного зрителя литературный спектакль с интригующим названием «Л.Ю.Б.» Пылкий юноша влюбился в замужнюю даму. Да так горячо и неистово, что стал посвящать ей свои стихи и поэмы, бросал к ее ногам «миллион алых роз», купил дорогой автомобиль, приобрел квартиру… Но ей, как и старухе из сказки Пушкина про Золотую Рыбку, все было мало. Она и юноше на чувства ответила, и от мужа не ушла, да еще поощряла ухаживания других мужчин. Вот такой сюжет.

Напрасно проницательный читатель гадает, что это за мыльная опера такая – мексиканские в ней бушуют страсти или бразильские. Отнюдь, история эта – чистая правда, жизнь, как оказывается, гораздо богаче наших представлений о ней, и главного героя все мы прекрасно знаем со школьной скамьи. Это он призывал в «Окнах сатиры РОСТА: «Ешь ананасы. Рябчиков жуй. День твой последний приходит, буржуй!» Устроил чаепитие на даче со светилом, после чего решил «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить –  и никаких гвоздей! Вот лозунг мой  – и солнца!» И честно признавался, что он «волком бы выгрыз бюрократизм»: «К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту... Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я – гражданин Советского Союза!»

Теперь и вы без труда назовете имя главного героя. Это – Владимир Маяковский. А его муза или, по другой версии, злой гений – Лиля Брик. Загадочное название спектакля объясняется очень просто: Владимир Владимирович когда-то подарил своей возлюбленной кольцо с такой надписью. Лиля Юрьевна носила его всю жизнь.

Спектакль, поставленный мастерами художественного слова, – настоящий подарок почитателям таланта Маяковского. Смотрится он на одном дыхании. В нем все продумано и функционально: полыхающие ярким пламенем полотнища (символ революционного пожара и неистовой страсти), студенты политехнического института, в котором вступал поэт-трибун, интересное световое и музыкальное решение. Стихи Маяковского герои читают то проникновенно и трепетно (когда речь идет о любви), то гневно и обличающе (о революционном порыве), то с юмором (беседа с солнцем).

Нельзя не сказать и о занятой в спектакле прекрасной плеяде исполнителей: Галина Азиатцева, Юрий Кутафин, Александр Швачунов, Алина Воронюк, Ольга Домашева. Кто-то может посетовать, мол, Лиля Юрьевна на самом деле красотой не отличалась, а обе актрисы – Брик в молодости и в последние годы жизни – дамы очень интересные. Но современники сходятся во мнении, что она относилась к тем женщинам, которых называют роковыми –притягивала мужчин, как магнит. Ее так видел и Маяковский – любовь слепа. Так что и этот ход вполне оправдан.

А финал у этой истории грустный. Маяковский жил на «краю чужого гнезда», а когда попытался свить свое, Лиля разбила все его попытки. Как он сам не раз признавался, «любовная лодка разбилась о быт». Поэт свел счеты с жизнью в апреле 1930 года. Его возлюбленная – почти полвека спустя. В августе 1978-го Лиля приняла большую дозу снотворного. Спасти ее не удалось. В завещании Брик просила развеять ее прах в Подмосковье. Последний обряд был проведен на одном из полей под Звенигородом.

Позже там появился памятник-валун с теми самыми буквами –  Л.Ю.Б.

Спектакль смотрела
Александра ЧЕРНЫХ


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 01-2019

Комментарии пользователей



Последний комментарий