Двухнедельное гуляние, которое уравнивает богатых и бедных, знаменитых и тех, кто остается в их тени. Если Рождество и Крещение связаны прежде всего с христианским учением, то в промежутке между ними верх берут языческие традиции. Причем испокон веков это было время именно крестьянского загула. Изначально в деревнях придерживались древних ритуалов гадания, почитали Коляду, это уж потом горожане взяли этот опыт на вооружение.
Святки напрямую связаны с аграрным календарем. Ведь в зимних обычаях и обрядах основное место занимало заклинание плодородия. Не случайно во время святок совершали торжественные обходы домов, колядовали, желая обильного урожая и здоровья. Не обходилось и без аграрной магии. Да-да, не удивляйтесь: есть и такое понятие. Ну скажите, кого из горожан испугаешь нехитрой колядкой:
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
А для крестьянина это страшный сон, вот и раскошеливались на святки даже самые скупые, одаривая колядовщиков и сластями, и звонкой монетой. И гости в долгу не оставались, крича на все лады:
Сею, вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе –пирогами!
С Новым годом,
С новым счастьем, хозяин, хозяюшка!
Пришла коляда
Накануне Рождества,
Дайте коровку,
Масляну головку.
А дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Ему рожь густа,
Рожь ужимиста.
Ему с колосу осьмина,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна – пирог.
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытием,
И богатством.
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
И не придумать лучше пожеланий для тех, кто занимается крестьянским трудом.