И песни детства в памяти моей...

«Художник должен быть и историк, и поэт, и философ, и наблюдатель». (Н.А. Бестужев-Марлинский). Эти слова известного русского писателя, вынесенные в эпиграф, очень точно характеризуют творчество курского художника, живописца, дизайнера-проектировщика Алексея Тимкова, работавшего в конце 70-х годов ХХ и в первом десятилетии ХХI века. Год с небольшим не дожил он до своего 60-летнего юбилея и персональной выставки, к которой долго и серьёзно готовился.

Алексей Тимков родился 26 июля 1952 года в селе Щучье Лискинского района Воронежской области в крестьянской семье. И песни, услышанные в детстве, остались с ним на всю жизнь. Не от них ли его любовь к живописи и поступление на художественно-графический факультет Курского пединститута?

Его преподавателями были профессор живописи В.М. Пронина, народный художник России В.И. Ерофеев. В это же время на разных курсах студентами вуза являлись живописец Николай Меньшиков, график Владимир Кизилов, скульптор Владимир Бартенев. Все они впоследствии стали известными художниками. Это поколение активно училось на выставках, которые проходили не только в Курске, но и в Москве, Ленинграде. Большое влияние на формирование мировоззрения оказывало общение с поэтами, актёрами и музыкантами. Все виды искусства воспитывали и учили их свободе и смелости самовыражения, раскованности. Это во многом определило направление развития изобразительного искусства в целом. Пришедшее молодое поколение вместе со старшим соединило в своём творчестве прошлое государства и народа с настоящим. Присущие Алексею Тимкову трудолюбие, наблюдение за событиями повседневной жизни позволили ему создавать произведения на современные и исторические темы. Так складывалась отличительная черта его творчества, погружающего зрителя в ассоциативные исторические образы Александра Невского, Петра Первого, Степана Разина, народных гуляний.

 

Картины на современные, бытовые темы Алексея Тимкова представляют большой интерес, так как в них он стремился передать дух 90-х годов. Таковы «Тишина», «Вечер», «Полдень», «Толока», посвященные молодёжи. Это было трудное время не только для страны, но и для творческих союзов. Распался Художественный фонд – финансовая опора организации Союза художников, прекратились закупки из средств государства. Но наши художники продолжали работать. К этому периоду относятся картины Тимкова «На сборном пункте», «Дорога», «Половодье» и другие. Ещё в конце восьмидесятых он обратился к теме деревенской жизни русской женщины, прообразом которой стала его мама. Эта тема ярко обозначилась в картине «Одиночество» из триптиха «Раздумье о Родине» и в композиции «Вечер». Поводом для создания картин в те годы послужили поездки на родину и по старинным городам Тверской, Ярославской, Владимирской областей. С болью в сердце смотрел Алексей на заброшенные дома, обнищавших пожилых жителей. В триптихе «Раздумье о Родине» в его левую часть он ввёл композицию «Одиночество», в которой ярко обозначил судьбу человека постсоветского периода.

 После распада Союза художников в Москве в 1997 году прошла выставка, которая стала мощным стимулом для российских живописцев, в том числе и для курских, показавших широту своего мировоззрения в новых произведениях. Участвовал в ней и Тимков. Он упорно работал над созданием тематических картин. Так появился его «Петр Первый», картина, посвящённая 300-летию строительства российского флота в Воронеже. В триптихе «Александр Невский» художник изобразил кульминационные моменты, требующие высшего напряжения духовных сил участников сражения: «У Вороньего камня», «Невская битва», «Возвращение».

 Источником творческого вдохновения для Алексея Тимкова были поездки на пленэры по Центральной России и на творческие дачи Союза художников, где он общался с известными художниками А.П. Левитиным, Ю.П. и М.Ю. Кугач, братьями Ткачевыми. Участвовал в международном пленэре живописи в Польше, выезжал в Германию. Принимал участие в работе всероссийского пленэра в Малоярославце Калужской области, посвящённого Отечественной войне 1812 года. К сожалению, места сражений с французами его не вдохновили, множество написанных этюдов осталось в его архиве.


 Алексей Тимков – художник разноплановый. Он не только писал картины на исторические, жанровые, бытовые темы, но и натюрморты, пейзажи, создал цикл о псовой охоте. Постоянно обращался к портретному жанру, в котором стремился к объективному созданию образа. Известны его «Мужик в полушубке», «Портрет актёра Н. Шадрина». В разные годы были написаны портреты его матери, отца, жены, сына, дочери, в которых художник передал характеры родных ему людей. Заслуживает внимания «Автопортрет», правда, явно романтизированный.

Имя Тимкова тесно связано с созданием музейных экспозиций, в которых проявилися его талант как исследователя и дизайнера. Работая художником в Курском областном краеведческом музее, он проектировал и воплощал в жизнь интерьеры музеев в районнных и областном центрах. От него зависело создание образа экспозиций, глубина впечатления и органичности связи истории и современности. Работая над экспозицией Надежды Плевицкой в Винниково, Литературного музея в Курске, музея Курской битвы в Понырях, художник использовал современные материалы и новые подходы к созданию индивидуальности того или иного музея. Так, во Льговском музее Николая Асеева использовал огромный архив поэта, рассказы научных сотрудников и воссоздал историческую среду, в которой жил Н.Н. Асеев.

 Работы Алексея Тимкова находятся в Дирекции художественных выставок Москвы, в краеведческих музеях, частных коллекциях в России и за рубежом. Это свидетельство того, что художник – сложившийся, зрелый мастер, который никогда не зависел от смены вкусов и моды. Тимков сам определял методы работы, характер и тематику  картин, экспозиций музеев. И собственным принципам следовал до конца жизни.

Луиза Каркавцева,
искусствовед, член Союза художников России


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 06-2018

Комментарии пользователей



Последний комментарий