Курское ковроткачество: да не прервется нить времен…

Единственное в Центральном федеральном округе учреждение образования, где студентов обучают такому редкому ремеслу, как ковровое ткачество, находится в нашем регионе – это Суджанский техникум искусств. Здесь около двадцати лет действует отделение художественного ковроткачества, которым руководит Александр САВЧЕНКО.

Уроженец Суджи, он в свое время окончил Московское художественно-промышленное училище имени Калинина, сейчас вошедшее в состав Строгановской академии. Много лет работал в своей столичной мастерской, выполняя серьезные государственные заказы.

В его творческом активе – гобелены для резиденции Горбачева в Форосе, двенадцать огромных тканых ковров для Дома правительства (они были уничтожены во время расстрела здания в 1993 году), несколько крупных работ изготовлено в качестве подарков для делегаций иностранных государств. Спустя много лет Александр Павлович вернулся на малую родину, чтобы обу­чать талантливых ребят старинным традициям ковроткачества.

– В Курской губернии это ремесло возникло в XVII веке, – рассказывает Савченко. – Мастерицы-надомницы изготавливали на ручных станках, которые назывались «кросны», не только холсты, но и домотканые ковры. Конечно, такие кустарные изделия поначалу не отличались большим художественным вкусом. По преданиям, в начале XVIII века две здешние жительницы отправились в Санкт-Петербург учиться у европейских мастеров технологии создания шпалер – так называются сотканные из шерстяной нити картины. По возвращении они создали артели, в том числе в Судже. С их легкой руки ковровый промысел обрел в нашем крае популярность, некоторые курские помещики даже открыли собственные небольшие мастерские. Множество ковров продавалось на Курской Коренской ярмарке, их охотно покупали купцы из других губерний. Традиционным считается курский цветочный ковер, технологии его изготовления мы сегодня тоже обучаем наших студентов.


Во время экскурсии по мастерским Александр Павлович показал несколько работ своих воспитанников, выполненных в классической манере. Есть и необычные произведения, тематику для которых выбирали сами ребята. Так, Катя Мирошникова, вернувшись из Санкт-Петербурга, где принимала участие во Всероссийском фестивале выпускников «Алые паруса», решила соткать ковер, посвященный этому важному в ее жизни событию. И вот из тумана белых ночей медленно выплывают ярко-красные полотна парусника, отразившиеся в серовато-голубой глади Невы. Так и чудится, что где-то рядом трепетная Ассоль ждет своего Грея…

А студентку Викторию Гнедину вдохновила китайская философия – о взаимодействии двух противоположностей, светлого и темного начал окружающего мира. Свою работу она так и назвала – «Инь-ян».

Следует сказать, что фойе техникума украшают много замечательных полотен. Студентка Саша Баринова создала гобелен, посвященный малым городам России. Во Всероссийском конкурсе «Сто лучших товаров» была отмечена работа, которую можно назвать рукотворным художественным воплощением бессмертной «Метели» Георгия Свиридова.

Один из первых выпускников техникума Александр Комаровский изготовил гобелен, посвященный родному городу Судже. В 2006 году он стал победителем конкурса декоративно-прикладного искусства в номинации «Рукоделие, ковроткачество». Сейчас живет в Нижнем Новгороде, где основал творческую студию «Аксоль», и занимается преподавательской деятельностью.

Сегодня на отделении художественного ковроткачества учатся 18 человек. Первокурсники пока только постигают основы изобразительного искусства, а их старшие товарищи уже самостоятельно работают на ткацких станках, воплощая в жизнь одобренные наставником эскизы. Кропотливой работой занимаются, слушая в наушниках любимую музыку, – современная молодежь умеет совмещать полезное с приятным.


К слову, ковры ручной работы достаточно высоко ценятся: стоимость одного квадратного метра варьируется от трех до двадцати тысяч рублей. Шпалеры, отличающиеся большей плотностью плетения, стоят еще дороже – до 35 тысяч рублей за «квадрат». Впрочем, не стоит этому особо удивляться, поскольку труд ковроделов требует особого терпения, усидчивости и отменного художественного вкуса.

– За двадцать лет Суджанский техникум искусств подготовил более ста специалистов этой редкой профессии, – говорит директор учебного заведения Александр Фесенко. – Большинство выпускников занимаются преподавательской работой – ведут студии и кружки в Домах культуры, детских школах искусств, обучая юное поколение азам ковроткачества. Можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя – надомника – и принимать персональные заказы от организаций и частных лиц, являющихся ценителями высокохудожественной ручной работы. Многие, кстати, так и делают.

Но, конечно же, Александр Фесенко и его коллега Александр Савченко мечтают о том, чтобы их выпускники нашли применение своим талантам в реальном производстве. Раньше, еще в советское время, в Судже имелась ковровая фабрика, но в годы перестройки на ней случился пожар. Восстановить сгоревшее предприятие у властей руки так и не дошли, а бизнесменов отрасль, где быстрой прибыли не получить, не слишком интересует.

К счастью, от пожара тогда удалось спасти фабричные ткацкие станки, на которых сегодня учатся работать студенты. Но и они не вечны – им уже более полувека. Кстати, в скандинавских странах, где ручное ткачество давно перестало существовать, выпускают автоматические станки для производства ковров. ­Задача художника – только придумать эскиз будущего изделия и подобрать нитки нужной цветовой гаммы, все остальное сделает машина. Однако приобрести хотя бы один такой станок Суджанский техникум не может себе позволить – его стоимость превышает двадцать миллионов рублей.

Вот и получается, что сбережение уникальных народных ремесел, которые определяют аутентичность курского края, сегодня всецело зависит от энтузиазма людей, посвятивших этому свою жизнь. Хочется пожелать им главного – пусть не прервется нить времен, а традиции суджанского ковроткачества сохранятся на долгие годы.

Юлия ЛИПКОВА
г. Суджа


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 02-2018

Комментарии пользователей



Последний комментарий