Кругосветное путешествие доброты

Спектакль «Бабаня» по одноименной пьесе Кати Рубиной — один из самых популярных спектаклей Курского театра кукол в этом сезоне. Поставленный для взрослого зрителя, он также полюбился подросткам и студентам. Премьера состоялась год назад, а билетов на него по-прежнему не достать. Чего же в нем такого особенного? Это решила узнать и автор пьесы, приехавшая на спектакль в профессио­нальный праздник кукольников.

...Город Спянск. Размеренная спокойная жизнь в провинции. Достопримечательности в нем «не очень достопримечательные». Простая хата. Большой яркий абажур. Бабаня (з.а. РФ Наталия Бугаёва) только что похоронила дочь. С подругой Шурой (Елена Печкуренко), проводив соседей, убирает со стола посуду. Дочь скрывала от близких свою болезнь – рак, умерла неожиданно. Внучка Алка (Ольга Удот) опоздала из далёкой страны «Астралии» на похороны матери. Бабаня её успокаивает, сняв все деньги с книжки, начинает собираться к ней, на край света, на свадьбу. Сослуживцы Бабани беспокоятся: как же они в больнице будут без неё... Простая уборщица – а какое уважение!

…Она, замкнув в своём сердце боль потери, трогается в путь. Свадьба у внучки с заморским женихом-жадиной расстроилась. Ну и нечего скорбеть... Мудрая Бабаня простыми словами отогрела её. Вот подтвердят ей здесь диплом врача, и жизнь у Алки наладится. Набрав полный рюкзак шишек от цветущего тут дерева – символа любви, чтобы посадить их в Спянске, Бабаня отправляется домой.

Оказываясь в разных странах, она встречает людей с их неустроенными судьбами: вдову Христу с её сыном аутистом; Зимовия (Игорь Семяновский), художника, вынужденного в эмиграции мыть полы в ­аэропорту, и его сына врача Кефира (Юрий Лисняк); несчастного трансвестита Пин Понга (Александр Титов). Всем она сочувствует, для каждого находит свои слова надежды, всех приглашает к себе в гости, в Россию. И все на Новый год приезжают к ней!

Вот такой простой сюжет. Смотрится спектакль на одном дыхании. Блестящий актерский ансамбль. Именно ансамбль. Актеры трогают своей игрой до слёз. Елена Печкуренко и Александр Титов играют по две роли, находя для каждого героя свои характеры и краски, порой мгновенно переключаясь по ходу действия.

Автор пьесы Катя Рубина – знаменитый в стране и за рубежом станковый художник, оформитель книг, прозаик и драматург. Свои пьесы пишет для драматических театров – тем любопытнее ей было увидеть «Бабаню», впервые воплощенную на сцене театра кукол. Главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств РФ Валерий Бугаёв – не просто постановщик, есть в нём творческая жилка экспериментатора. За многие спектакли мог бы получить патент на изобретение. Вот за «Бабаню», к примеру.

Думаю, неспроста на эту пьесу о доброте он «случайно наткнулся в Интернете». Десятки лет наблюдаю и восхищаюсь коллективом Курского театра кукол. На премьерах забываешь о том, что здесь не самая просторная и комфортная для актеров сцена. Но! Сколь творчески, умело, готовя те или иные постановки, специалисты цехов сплоченно, с выдумкой работают на конечный результат. В каждой премьере непременно есть оригинальные творческие изюминки. В «Бабане» – они на каждом шагу. Звучат в спектакле песни, живая музыка (за что еще много «пятерок» артистам!).


Сидим мы в зале, взрослые люди, и сразу включаемся в действие, сказочное по сути, а верим, как настоящему, жизненному сюжету. Профессионализм актеров позволяет режиссеру всё активнее использовать их живую работу на сцене. Особенно в спектаклях для взрослой публики. И это здорово – видишь эмоции, движение души исполнителей, оживляющих кукол, актерскую игру и мастерство, не спрятанные за ширму. Использование современных постановочных средств (в частности, экрана) еще больше приближает к реальности жизни и людских забот.

– Мне очень понравился спектакль, – делится после финала и бурных аплодисментов своими впечатлениями Рубина. – В нём есть душевность, особая поэтика. Всё получилось органично. Очень точное попадание актёров в характеры персонажей. Сценография прекрасная (художник – заслуженный деятель искусств Украины Виктор Никитин). Оформление лаконично-условное, но вместе с тем очень поэтичное, передаёт суть пьесы. В спектакле получился свой мир уюта, доброты, любви. Для доброты ведь неважно, какой у тебя в кармане диплом, образование. Простая баба может научить любить, прощать – всё может. Потому что она делает это не «от ума», а «от сердца». Это что-то высокое. Божественный дар любви, он не зависит от интеллекта, уровня развития человека. Через своё горе она понимает горе других людей. Глубокое сопереживание может быть только изнутри. Поставлена Валерием Флегонтовичем пьеса превосходно. Актеры – высшей пробы. Точное попадание и музыкального оформления – пьеса написана, как вы заметили, в лубочно-сказочном духе, и народная музыка здесь – хорошая находка.

У пьесы получилась другая жизнь, – продолжает Екатерина. – В чём-то даже интереснее, чем на драматической сцене. Мастер по созданию кукол хорошо почувствовал текст пьесы. Удался и образ «особого» ребенка. Судьба детей-инвалидов меня волнует. Знаю и видела не раз, что любовь к ним действительно делает чудеса, у них появляется импульс к выздоровлению, у них даже выражение лица меняется.

У многих героев этой пьесы есть свои прототипы. Это судьбы моих знакомых и их знакомых, друзей. Зимовий – в этом образе подлинная документальная история художника, участника «бульдозерной выставки». Только у меня всё заканчивается хорошо, и он возвращается в Россию. А на самом деле он погиб, не смог жить на чужбине. Я не люблю трагедий, все пьесы, все романы у меня добрые. А эта – про доброту и сердечность наших российских женщин. Бабаня везде находит друзей, всегда готова отогреть, приютить, понять.

Этот спектакль – предмет гордости курян. На IV Сахалинском международном фестивале театров кукол «На островах чудес» в ноябре 2017 года он был с восторгом встречен его участниками из девяти стран и двадцати театров.

Людмила Кутыкина


< Вернуться к содержанию

красная площадь # 02-2018

Комментарии пользователей



Последний комментарий