Самое главное видят сердцем

– Что директор должен уметь обязательно?
– Слушать. Но и говорить так, чтоб его услышали.

Всегда ли это понимал Станислав Георгиевич ПОПКОВ, или это понимание пришло к нему теперь, когда без малого четверть века занимает он пост директора музыкального колледжа-интерната для незрячих?

А начинал-то он работать тут в очень непростое время. Конец 80-х – начало 90-х.

Есть люди, которые в трудной ситуации шашку наголо и – до победного конца. Правда, случается, что в пылу сражения уж и забудут, зачем шашку-то выхватили. А Станислав Георгиевич воевать не любит. Он приверженец мирных решений.

Колледж (в 88-м он еще училищем назывался) впечатление производил угнетающее. Не то чтобы о нем не заботились (все же единственное учебное заведение такого рода в стране!), но… Учатся тут незрячие. Ну какая им, собственно, разница, какого цвета стены? И было все выкрашено грязно-зеленой и грязно-голубой краской.

Попков не стал с патетикой доказывать по инстанциям, что нужен ремонт. Просто однажды, когда пришли в гости некие авторитетные люди, он одного из них попросил закрыть глаза, пощупать стену и…

– Что чувствуете?

– Да мерзкое что-то, липкое…

В общем, мало-помалу колледж начали ремонтировать. Вначале общежитие, потом учебный корпус. Поскольку ремонт, как известно, закончить нельзя, а можно только прекратить, теперь уже кабинет директора выглядит менее нарядным, чем некоторые аудитории.

Бывали, конечно, у него в жизни случаи, когда помахать шашкой хотелось. Например, в начале 90-х, когда студентов в буквальном смысле было нечем кормить. Проблемы с финансированием испытывали все. Но тут учатся ребята из самых разных уголков страны, их дом подчас так далеко, что и на каникулы съездить проблема. Выкручивались, как могли, уговаривали всех отпускать продукты в долг, сами покупали еду. Но наступил момент, когда все резервы были исчерпаны. Тогда, отчаявшись найти выход на месте, он отправился в Москву. Решил, что земляки помогут. Ему и впрямь помог депутат Госдумы Александр Михайлов (ныне губернатор Курской области): устроил личную встречу с министром труда и социального развития (именно ему был тогда подведомственен колледж) Сергеем Калашниковым. Тот выслушал и пообещал, что в течение трех месяцев все долги перед учебным заведением будут погашены. Погасили за месяц. Видимо, уж очень убедительны были доводы директора…

О чем бы ни зашел разговор со Станиславом Георгиевичем сегодня, непременно свернет в итоге на дела колледжа. Потому что (да простится мне некоторый пафос) так уж случилось, что стал он и смыслом, и содержанием жизни директора.

Между тем в ней были и другие, может быть, в некотором роде более значимые эпизоды. Но вот что любопытно: предыдущий опыт исправно служит нынешнему делу.

Ну, например, в армии, где, понятно, не могли быть невостребованными его музыкальные способности, вместо привычного баяна ему пришлось в скоростном режиме освоить валторну (этого голоса не хватало в военном оркестре). Не об этом ли вспомнил директор, когда предложил стать кларнетистом способному, но не имеющему никакой подготовки Сереже Шахову? А теперь Станислав Георгиевич, не скрывая гордости, рассказывает, как на международном конкурсе «Золотое содружество» в Железногорске, где приняли участие почти полторы сотни музыкантов, кстати, зрячих, его воспитанник был удостоен диплома III степени, а председатель жюри, профессор Петров не мог поверить, что кларнет юноша взял в руки всего-то два с половиной года назад. А нынешней осенью Сережа выступал в зале Московского дома музыки! На фестивале, организованном Дианой Гурской, курские музыканты не потерялись рядом с признанными мастерами.

А что до биографии самого Попкова, так стоит уточнить: первая запись в его трудовой книжке была сделана, когда ему едва исполнилось семнадцать. Она гласила, что юноша принят на должность баяниста в санаторий в Липецке. Задержался он там, конечно, недолго: надо было учиться дальше. Поступил в музыкальное училище. Вышло так, что начинал в Липецке, а окончил в Курске. В наш город его привела судьба по имени Тамара. Вот так и идут с ней по жизни уже сорок с лишним лет.

– Я в Харьковскую консерваторию уже женатым поступил. Больше того, отцом! Сын в 70-м родился. Недосыпали, недоедали… Короче, жили как все.

Ну «как все» это вряд ли… Хотя бы потому, что далеко не каждый ставит для себя планку непременно высоко. А Станислав уж если руководит хором, так коллектив должен получить статус народного. Такая напористость и умение достигать результата не могли остаться незамеченными. Довольно скоро школьного учителя приглашают работать в музыкальное училище. Можно было бы просто ограничиться преподаванием. Но ему непременно надо было что-то организовывать. Например, стройотряд со звонким названием «Ритм». Потом он около пяти лет был заместителем директора, а оттуда пригласили в областное управление культуры на должность заместителя начальника. Правда, в кресле чиновника Попков долго не задержался, всего-то год. Как теперь сосчитать, много ли потеряла культура края по той причине, что явно способный менеджер предпочел другую стезю? Но вот то, что возглавляемый им нынче колледж выиграл, бесспорно.

Проще всего доказывать преимущества, побеждая в соревновании. Курскому музыкальному колледжу для незрячих и слабовидящих музыкантов состязаться не с кем: он один такой на всем постсоветском пространстве. Да и в Европе их всего два. Второй находится в Праге. Красивый старинный особняк в центре города знаком коллегам из Курска: сюда на конкурс имени Л. Брайля (того самого, который изобрел азбуку для слепых) воспитанники курского родственного учебного заведения приезжали в нынешнем году. Так что некий момент состязательности все же присутствовал. И дал он ощущение победы: 10 человек представляли Россию, две премии из трех достались нашим. Вообще-то они представляли столицу, но музыкантами стали в Курске, в нашем колледже. Пианистка Лена Кухаренко, ставшая в Праге лучшей, родом из Белоруссии, а училась здесь. В награду за победу в Праге ей достался трехмесячный гастрольный тур по Италии. И в нашем городе ее хорошо знают, потому что она не раз побеждала здесь в конкурсах авторской песни. Зоя Штылина, завоевавшая третью премию, дипломант вокального конкурса имени Свиридова.

В Курске тоже проводится конкурс. Он, правда, значительно моложе: первый состоялся в 2000 году, и поскольку проводится он раз в три года (как и в Чехии), сейчас идет подготовка к пятому. Несмотря на более молодой возраст, курский смотр талантов собирает больше участников. Этот конкурс тоже детище Станислава Попкова. И затеял он его прежде всего из желания популяризировать свой колледж, привлечь к нему ребят. А еще – из потребности сделать интереснее и насыщеннее жизнь воспитанников. Видели бы вы, как светились на последнем конкурсе лица незрячих музыкантов, какими радостными аплодисментами встречали они каждое имя победителя! А их было много, поскольку много номинаций. И получали они не только диплом и премию, но главное – свою порцию надежды. Надежды на востребованность, на нормальную счастливую жизнь.

Пожалуй, лучше других понимал это Станислав Георгиевич. Удивительная вещь: он, зрячий, нутром чувствует проблемы и сложности, с которыми сталкиваются его воспитанники.

Когда Попков пришел работать в колледж, в расписании стоял предмет «чтение хоровых партитур». Между тем партии по Брайлю никто не расписывал, и читать их незрячие исполнители, понятно, не могли. И никто не задумывался об этом психологическом нюансе. Станислав Георгиевич задумался. Теперь предмет называется «изучение хоровых партитур». Пример, вроде, мелкий, но весьма красноречивый.

В колледже проходит много концертов, часто студенты выезжают с выступлениями. Они пели и играли в престижных столичных залах. А ведь понятно, что организовывать все это для незрячих ребят куда сложнее, чем для обычных музыкантов. Понятно и то, что концерт – своего рода зачет всей деятельности учебного заведения, его не подготовишь за несколько дней, коли не было долгой, кропотливой, каждодневной работы. Попков твердо знает: это необходимо. А еще необходимо сохранить трехступенчатое музыкальное образование в стране. В этом музыкант и педагог, организатор и руководитель Станислав Попков абсолютно уверен. И потому при всяком удобном случае, на научных конференциях и в кабинетах власти, в дружеской беседе и официальном докладе говорит об этом. Сегодня в уникальный курский колледж ребята часто приходят без начального музыкального образования. Потому что практически нет в стране их – специализированных, ориентированных на работу со слабовидящими или слепыми детьми. Между тем профессия музыканта одна из немногих, где люди с подобными проблемами со здоровьем могут работать полноценно, без оглядки на недуг. Ведь поступают же воспитанники колледжа не только в специализированный институт искусств, но и в консерватории! Без всяких послаблений, на общих основаниях! В Воронеже и Саратове, Москве и Петербурге, Новосибирске и Владивостоке учатся выпускники колледжа. То есть дальше они сами пойдут. А вот на первом этапе помочь нужно, создавая специальные музыкальные школы.

А пока, как образно выражается Попков, перед коллективом, которым он руководит, стоит задача-головоломка: уместить ведро в стакане. Ведь за четыре года надо научить и тому, чему учат в обычных средних музыкальных учебных заведениях, и тому, что осваивают семь лет в музыкальной школе. И ведь получается! Больше половины воспитанников поступают в высшие учебные заведения – разве это не доказательство! А потом разлетаются незрячие музыканты по всей стране, неся добрую славу о курском колледже. Станислав Георгиевич ревностно следит за их судьбами, почти про каждого может рассказать, где он сейчас, чего достиг. Все они – его дети. И его собственные сыновья относятся к этому без ревности, с пониманием. Впрочем, сыновья-то уже взрослые. А еще есть внуки, трое. Есть теплый дом, где ждет жена Тамара, готовая слушать про то, какие новости в колледже. Ведь здесь не служба, жизнь его. И она не длится с 9 до 18. А относись он к делу иначе – не проработал бы в этом весьма специфичном учебном заведении так долго. И колледж не изменился бы за эти годы столь рази­тельно.

Кстати, Станислав Георгиевич Попков – член Общественной палаты Курской области, возглавляет в ней комиссию. Догадались, какую? Правильно: по социальной политике. Именно ту, где нельзя с равнодушным сердцем.

 Говорят, 65 (именно столько исполняется Станиславу Георгиевичу Попкову) – не юбилей, но достойный повод подвести предварительные итоги. Они впечатляют: без малого 50 лет трудового стажа, почти четверть века на посту директора колледжа, заслуженный работник культуры России, почетный работник Минтруда РФ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования. А главное, что при всем этом он сохранил желание каждый день проживать со вкусом, радуясь победам. Чаще – чужим.

 Людмила ПАВЛОВА


< Вернуться к содержанию

VIP # 05-2011

Комментарии пользователей



Последний комментарий