Итальянские судьбы Барятинских

К 100-летию со дня  смерти Леониллы Барятинской  и Антуанетты Витгенштейн. Барятинские… Эта фамилия всегда притягивала знаковым звучанием. Представители клана гордились происхождением: от Михаила Черниговского-Рюриковича (в 11-м колене) и от князя Владимира (в восьмом колене), ведь из более 250 семейств рода Рюрика большинство просуществовали в двух-трех поколениях. Этим и объяснялись амбициозные стремления Барятинских-Рюриковичей родниться со знатными семействами Европы.

Отец и сын: столь разные дороги

 Дипломат Иван Сергеевич во второй половине XVIII века удовлетворил наследные амбиции, женившись на принцессе Екатерине фон Голштейн-Бек – дочери генерал-губернатора Санкт-Петербурга и Эстляндии. Именно она – принцесса Голштинская – принесла в качестве приданого села Ивановское, Снагость и другие в Рыльском уезде, которые Петр Великий некогда подарил гетману Мазепе.

Традицию поиска высокородных невест продолжил сын Ивана Сергеевича. Молодой князь два раза сочетался браком с представительницами великосветских династий Европы. Проведя значительную часть жизни на дипломатической службе в Англии и Баварии, неожиданно, после смерти отца в 1811 году, он оставил службу и вступил во владение отцовскими землями. Став хозяйственником-англоманом, Иван Иванович решил посвятить себя благоустройству Родины, избрав курские земли для претворения в жизнь своих планов. «Какое призвание может быть лучше для человека богатого, который употребляет свое состояние на просвещение своего государства, улучшая земледелие, вводя искусства и ремесла, доставляя довольство и счастье обществу», – писал князь в 1815 году.

Грустно то, что, создав образцово-показательный майорат, его хозяин безвременно скончался. Трое сыновей так и не смогли продолжить великие замыслы отца… Все сделали карьеру военных. Но Марьино процветало вплоть до 1916 года.

Трое же из его детей – старшая дочь Ольга Ивановна, средняя – Леонилла Ивановна и самый младший – Виктор Иванович (оставивший военную карьеру после сдачи Севастополя) – где бы ни проживали, благоустраивали и привносили новшества в развитие земледелия, ремесел и искусств в своих многочисленных имениях.

«Cтройная, смуглая, бойкая, она имела вид великолепной итальянки»

Самая красивая из дочерей князя И.И. Барятинского до пятнадцати лет безвыездно жила в усадьбе Марьино. Как и остальные дети князя, девочка владела французским, немецким и английским языками, росла в обстановке общения с крестьянскими детьми. После получения домашнего образования княжна была представлена в Петербурге во фрейлины императрицы Александры Федоровны. Среди миниатюрных женщин столицы она казалась «настоящим ливанским кедром – высокая, стройная, несколько сдержанная, очень серьезная, но красивая с головы до пят, причем восхитительно красивая». Императрица сосватала восемнадцатилетнюю красавицу за одного из адъютантов Николая I, сына прославленного фельдмаршала Петра Витгенштейна, заслужившего славу «спасителя Петербурга» в 1812 году и к тому же приходившегося матери Леониллы  – Марии Келлер –  родным дядей. Молодой  Лев Витгенштейн был покорен красотой своей двоюродной племянницы.

Знаменательный брак, состоявшийся 28 октября 1834 года, воссоединил род Витгенштейнов во имя «чистоты линии». Выйдя в отставку, Витгенштейн решил перебраться с молодой женой из Петербурга в Германию. Лето они проводили в имении Вярки под Вильно. «Первые годы они были очень счастливы», завершили строительство Вяркяйского дворца, создали там атмосферу, напоминавшую Леонилле детство. По примеру родителей она организовала в имении школу для крестьянских детей.


Переехав затем в Париж, открыли великосветский салон, в состав которого вошли русские католики и члены «избранного общества» разных национальностей. В 1888 году здесь выступал мыслитель В.С. Соловьев.

В «парижский период» княгиня очаровала внешними данными не только представителей бомонда, но и многих художников. Среди них был самый модный портретист середины XIX века – немецкий живописец Франц Винтерхальтер. Художник редко изображал одну персону несколько раз. Но для княгини Витгенштейн было сделано исключение. Впоследствии живописец признавался, что русская княгиня была самой красивой из всех позировавших ему дам. Самый известный портрет княгини был приобретен американским миллиардером Полем Гетти. Об увлеченности художника своей моделью свидетельствует и тот факт, что живописец запечатлел ее как «даму свиты» на многофигурном полотне «Флоринда». Сохранились воспоминания английской королевы Виктории за 1860 год: «Она по-прежнему очень хороша собой, а некогда была ослепительной красавицей; её головка, написанная Винтерхальтером, запечатлена на картине «Флоринда».

Французская революция 1848 года вынудила семейство переехать в Германию, где было решено перестроить родовое поместье Сайн-Витгенштейнов – полуразрушенный замок на берегу Рейна. Друг Н.В. Гоголя Александра Россет в своем дневнике отразила саркастичное отношение светского Петербурга к этому решению: «Тогда пошли в моду исторические воспоминания и реставрации разрушенных фамильных склепов и замков. Витгенштейны отправились в развалину и начали там строиться…»

И все же дочь первого российского дворянина, использовавшего иностранные научные достижения, была несчастлива в браке. Ее уход в католичество был попыткой восстановить утраченную гармонию детства. Всех шестерых детей (включая двух приемных) Леонилла Ивановна воспитала в католической вере. Последние годы супружеской жизни принесли новые испытания: у князя случилось умопомешательство. «Так кончилась эта супружеская жизнь, начатая притворною любовью, перешедшая на короткое время в равнодушие, а потом в дружбу». Для лечения он был перевезен в Канны, где скончался в 1866 году. Овдовев в 50-летнем возрасте, Леонилла полюбила тихую уютную жизнь на своей вилле на Женевском озере. Именно сюда переехал ее старший брат, легендарный фельд­маршал Александр Барятинский, когда принял решение оставить службу и завершить свою блестящую карьеру. Точнее, он сначала уехал в Польшу, а затем уже окончательно эмигрировал – поближе к любимой сестре, которую считал самой красивой на свете.


Мать и дочь – единение даже в смерти

Жизнь Леониллы Ивановны во второй половине была насыщена кипучей деятельностью: она поддерживала отношения с 4-м гусарским Мариупольским полком, носящим имя генерал-фельдмаршала Витгенштейна, состояла в дружеских отношениях с писателем А.К. Толстым, была в курсе всех дел, происходивших в России, много размышляла о судьбах России и Германии. Для исследователей интересны воспоминания княгини.  В «Сувенире», изданном в Париже в 1907 году,  Леонилла Ивановна описывала как доброту императрицы Александры Федоровны, так и «мучительные перипетии царствования Николая II». В 1910 году в чрезвычайно зрелом возрасте принимала участие в создании Музея 1812 года в Москве. По воспоминаниям Сергея Волконского: «Это был удивительный экземпляр человеческой расы. Кажется, ей было под девяносто лет, когда она в первый раз обратилась к зубному врачу. Бодрая, красивая, умная, она была духом моложе всех молодых, окружавших ее старость. Когда ей минуло сто лет (это было в первый год войны), она получила телеграммы от Папы, от императора Николая II, от Вильгельма – вся Европа, враждующая, союзная, нейтральная, сошлась на ее столе».

В течение своей долгой жизни Л.И. Витгенштейн много путешествовала, навещая свои немалочисленные владения, в том числе и поместье Марьино под Курском, где родила единственную дочь Антуанетту. Будущность любимой дочери, напоминавшей внешне провинциальную русскую барышню, беспокоила Леониллу Ивановну. В Германии княгиня как ортодоксальная католичка общалась с представителями Римской церкви. Один из них – апостольский посланник в Кельне Флавио Киджи – способствовал установлению контактов между семьями Киджи и Витгенштейн. В 1857 году Антуанетта Витгенштейн-Барятинская была выдана замуж за представителя одного из самых выдающихся семейств Рима – князя Кампаньяно, Марио Киджи Альбани делла Ровере.

Переехав в Италию, Антуанетта полюбила жить в летней резиденции – в Аричче, расположенной по соседству с резиденцией Папы Римского  Кастелло Гандольфо. Известный холмистым расположением, прекрасным дворцом, огромным парком, строениями великого Бернини, городок в XIX веке стал привлекательным для живописцев Европы, в том числе и русских – А. Иванова, М. Лебедева.

Леонилла Ивановна стала часто посещать Италию, помогая в реализации разнообразных проектов дочери, в воспитании внуков. Синьора Антуанетта приступила к выполнению духовных наставлений своих великих предков,  посвятив жизнь своим ближним и делам благотворительности. Проявила незаурядные организаторские способности в оказании помощи семьям бедняков. Сформировав в 1870 году религиозный орден сестер милосердия, доверила ему управление основанным ею же детским приютом. Благодаря ей в Аричче были построены ортопедический госпиталь, санаторий для больных туберкулезом малышей, первая аптека, детские ясли. Из имения Киджи в столовую приюта поступали готовые обеды и ужины. В старых фабричных корпусах были организованы женские мастерские. На итальянской земле Антуанетта Львовна реализовывала прогрессивные идеи деда.


Итальянские Барятинские

Синьора Киджи достойно воспитала своих пятерых детей: старший сын – Людовик Киджи делла Ровере Альбани (1866-1951 гг.) – стал одним из последних крупных представителей дома Киджи, Великим магистром Мальтийского ордена.

Другой сын, командир охраны Нобиле Франческо Киджи, одним из первых в Италии реализовал себя как талантливый фотограф. Он совершил путешествие на историческую родину матери, к двоюродным братьям, сделав удивительные снимки с видами реки Сейм, крестьянских будней, села Ивановского, а не только светской жизни богатых кузенов. В выпущенном в 1978 году монографическом издании 120 фотографий Франческо Киджи нашли отражение и события из жизни Российской империи.

Леонилла Ивановна завещала личный архив именно дочери. Увы, по печальной иронии судьбы синьора Антуанетта пережила свою мать лишь на несколько месяцев. Она скончалась в том же 1918 году. На многие годы архив русской княгини Барятинской оказался захороненным в двух шкафах, чудом уцелевших во время американских бомбардировок Второй мировой войны, сильно повредивших дворец Киджи.

В 1988 году дворец был передан государству, и сразу начались реставрационные работы и инвентаризация имущества. Ученые смогли оценить значение наследия. В 1999 году во дворце Киджи были открыты Музей римского барокко и библиотека Киджи. Но прежде всего дворец в Аричче стал известен, как музей, обладающий самой большой коллекцией русского искусства в Италии. В архивах сохранились документальные материалы. Характеризуя же акварели русских художников, специалисты отметили, что «во дворце Киджи хранятся три прекрасных акварельных портрета работы П. Соколова и едва ли не лучшие произведения В. Садовникова».

Торжеством русской культуры на итальянской земле стала выставка «Чудеса дворца: картины, рисунки и предметы обстановки из коллекции Витгенштейн-Барятинских дворца Киджи», проходившая в 2011 году под патронатом Европейского центра туризма: экспозиция была приурочена к Году российской культуры в Италии.

В историю Европы Леонилла Ивановна вошла не столько как представительница славного российского рода и сестра выдающегося генерала Александра Барятинского, пленившего Шамиля, а как самостоятельная единица, поразительный экземпляр человеческой природы и лидер долголетия в истории мировой аристократии, сохранявший в глубокой старости выдающуюся красоту, блестящий ум и чрезвычайно эмансипированный характер! Имя русской княгини, прожившей 102 года, сегодня лидирует в Книге рекордов Гиннесса.

Дочь же ее Антуанетта, воспитавшая в своих итальянских детях любовь к России, стала воплощением христианских добродетелей.

Валентина Олейникова


< Вернуться к содержанию

крестьянская застава # 05-2017

Комментарии пользователей



Последний комментарий